Организационно-педагогические методы совершенствования процесса физической подготовки военнослужащих-женщин: гендерный подход | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №1 (135) январь 2017 г.

Дата публикации: 09.01.2017

Статья просмотрена: 474 раза

Библиографическое описание:

Морозова, Л. В. Организационно-педагогические методы совершенствования процесса физической подготовки военнослужащих-женщин: гендерный подход / Л. В. Морозова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 1 (135). — С. 506-510. — URL: https://moluch.ru/archive/135/37801/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье подвергнута рассмотрению проблема физической подготовки военнослужащих женского пола. Проанализирована действующая система организации физической подготовки на примере Военной академии связи. Предложена новая форма организации учебно-тренировочного процесса физического воспитания курсантов женского пола современными средствами и методами физической культуры. Рассмотрены и адаптированы к учебному процессу в академии программы по системе кроссфит как направление фитнеса, развивающего функциональные способности курсантов-девушек.

Ключевые слова: военнослужащие, курсанты, физическая подготовка, фитнес, кроссфит, круговая тренировка, гендерные особенности, женский организм, работоспособность, функциональность, физические качества, здоровье

В Российской армии физическая подготовка личного состава является значимым аспектом физического воспитания и общей боевой подготовки войск.

Физическая культура создает и рационально использует специальные средства и методы, которые оптимизируют не только физическое развитие, но и обеспечивают определенный уровень физической подготовленности курсантов.

Средства психологической релаксации, физической рекреации, компенсация профессиональных перегрузок, поддержание здоровья и увеличение функционального потенциала организма все это охватывает физическая культура и спорт.

Сегодня женщины не только несут службу в воинских частях, но и постигают воинскую науку в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации. Вследствие этого к женщинам-курсантам предъявляют значительные требования к их физической подготовке.

В Наставлении по физической подготовке Вооруженных Сил РФ определены общие задачи физической подготовки военнослужащих:

‒ формирование здорового образа жизни (ЗОЖ);

‒ гармоничное физическое и духовное развитие;

‒ развитие и поддержание на достойном уровне физические качества: выносливости, силы, быстроты, ловкости и гибкости;

‒ вырабатывание навыков в передвижении по пересеченной местности и готовности военнослужащих к перенесению экстремальных физических и психических нагрузок в период подготовки и ведения боевых действий.

В России у мужчин равноправные обязанности и возможности с женщинами, как и в других европейских странах. Тем не менее, в вопросах, относящихся к боевой деятельности, к военной службе, мужчины располагают большей возможностью. Но это обусловлено социальным статусом женщины и психофизиологическими особенностями развития и функционирования женского организма, а не игнорированием конституционных прав женщин.

Ежегодно заинтересованность женщин к службе в рядах Вооруженных Сил, МВД и других силовых структур только увеличивается, а это предусматривает хорошую физическую подготовку для прохождения службы. Однако структура и методика занятий по физической подготовке основана на принципах физического воспитания военнослужащих-мужчин.

Практика и анализ работ по проблемам физической подготовки женщин, находящихся на военной службе свидетельствует, что отсутствуют системная подготовка и научно — обоснованные назначения по обеспечению процесса физической подготовки в Вооруженных Силах РФ. Нет целостной модели физической подготовки курсантов-девушек, не аргументированы психолого-педагогические условия, значимые для повышения эффективности данного процесса.

Вследствие данного, актуальность работы обусловлена необходимостью модернизации процесса физического воспитания курсантов женского пола современными средствами и методами физической культуры.

Цель исследования — на основе теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы обосновать целесообразность использования кроссфита как функционального тренинга в физической подготовке курсантов — девушек.

Предмет исследования — кроссфит — направление фитнеса, развивающий функциональные способности занимающихся.

Главной задачей педагогики есть обеспечение боевой согласованности женских и смешанных воинских коллективов.

Организовывая процесс физической подготовки, важно учитывать гендерные различия:

‒ особенности анатомо-физиологического развития и функционирования женского организма;

‒ антропометрические данные;

‒ возрастные функциональные и психические изменения женщин;

‒ детородную функцию женского организма;

‒ зависимость характера динамики физической работоспособности и психологического состояния женщин от фаз овариально-менструального цикла (ОМЦ);

‒ социальную роль женщины в обществе.

Специалисты с беспокойством констатируют негативную тенденцию к нарастанию у подрастающего поколения противоположных их полу качеств: развития феминности (женских качеств) у мужчин и мускулинности (мужских качеств) у женщин. [1,с.130]. При работе с курсантами — девушками немаловажна дифференцированный выбор средств физкультурной деятельности, закрепляющий модели поведения и личностные качества, создающие гендерную принадлежность девушек.

На взгляд автора статьи, эффективным направлением фитнеса, способствующего формированию моделей гендерного поведения, воспитанию активной позиции личности в достижении гармоничного развития, на наш взгляд является кроссфит.

Кроссфит (CrossFit) был разработан Г. Глассман, в 2000 г. изначально для подготовки сотрудников спецподразделений и полицейских, и в настоящее время включен в программу подготовки личного состава вооруженных сил некоторых государств. С недавнего времени система кроссфита используется при подготовке личного состава МЧС и различных спецслужб нашей страны.

Кроссфит — это высокоинтенсивная тренировка одновременно нескольких мышечных групп и сконцентрированная не на формировании мускулатуры, а на тренировке сердечной мышцы, дыхательной системы и общей выносливости организма [2, с.151].

Кроссфит предлагает абсолютно другой фитнес, особенностью которого является отсутствие конкретной специализации. Но, несмотря на это, военная подготовка, выживание в экстремальных условиях делают свой выбор в пользу этого вида фитнеса. В процессе каждой тренировки организм целиком проходит проверку на силу и выносливость, а не на проработку отдельной мышечной группы. Концепция кроссфита — это тренировка оптимального развития общей физической подготовки (ОФП).

Кроссфит, по существу, это круговая тренировка, содержащая конкретный набор упражнений, выполняющийся за наименьшее количество времени. Однако такая тренировка концептуально отличается от общепринятых круговых тренировок.

Первое — комплекс направлен на развитие одновременно нескольких физических качеств.

Второе — исключено использование изолированных упражнений, как на тренажерах, так и со свободными весами. Но при этом кроссфит остается максимально функциональным тренингом.

Подытожим выше сказанное, кроссфит — это система всесторонней физической подготовки, состоящая из постоянно варьируемых функциональных движений, выполняемых с высокой интенсивностью.

В программах по кроссфиту упражнения подразделяются на тяжелоатлетические, гимнастические и кардиоупражнения.

Одно тренировочное занятие состоит из базовых упражнений тяжелой атлетики. Имеется в виду, как приседания, так и более сложно — технические упражнения: тяги, жимы, рывки, толчки, подъемы на грудь и комбинации упражнений с гирями, штангами и гантелями. Упражнения гимнастического характера охватывают движения с собственным весом (брусья, турник, прыжки, выпрыгивания, выпады). Кардионагрузка подразумевает упражнения циклического характера бег, скакалка, плавание, велосипед.

Исходя из физической подготовленности занимающихся, и оснащения зала подбирается комплекс упражнений.

При разработке комплекса и организации тренировочного процесса важно придерживаться главных аспектов кроссфита:

‒ вариативность, т. е. систематическая смена физических нагрузок и функциональных упражнений;

‒ минимальное время на отдых и восстановление;

‒ подходы на максимально предельном уровне выносливости;

‒ универсальность, т. е. возможность составления программы в соответствии с возрастными и физическими ограничениями занимающегося.

Анализируя процесс физического воспитания курсантов женского пола ВАС, автор предположил, что занятия по физической подготовке и их вариативные компоненты обязаны обладать формами и средствами физической культуры, использование которых разрешит получить результативное повышение служебно-прикладной физической подготовленности.

Как раз система кроссфит способна разнообразить учебно-тренировочный процесс курсантов-девушек, улучшить функциональность организма и мотивировать их к саморазвитию и всестороннему самосовершенствованию.

Разрабатывая комплексы по системе кроссфит для курсантов — девушек важно учесть гендерные особенности и возможности женского организма.

Так, например, биоритмы вносят изменения в баланс половых гормонов, определяющие периодизацию функционирования половой системы женщин. Овариально-менструальный цикл (ОМЦ) — это волнообразные изменения сосудистой системы, терморегуляции, обмена веществ, умственной и физической работоспособности. Поэтому мы с уверенностью констатируем, что ОМЦ существенно сказывается на работе женского организма и деятельности психики.

Выше изложенное вновь доказывает, что организовывая занятия с военнослужащими женского пола нельзя пренебрегать цикличностью в функционировании организма. Поскольку физическая подготовка женщин охарактеризована общефизической направленностью и умеренной интенсивностью, рекомендуется, в целях сохранения регулярности в занятиях, не прерывать их в период менофазы, а просто дифференцировать нагрузку и подбор упражнений.

Но на ряду, с этим у женщин есть некоторые превосходства перед мужчинами. Например, в точности и координации движений, поэтому им свойственны высокоразвитые быстрота и ловкость движений мелких мышечных групп. Женщины обладают лучшей гибкостью, что определено анатомическим строением и физиологическими функциями. Но силовые способности намного ниже, чем у мужчин, что также важно брать во внимание при планировании нагрузки и при работе с весами.

Для ознакомления с системой кроссфита было предложено несколько программ для начинающих.

Таблица 1

Программы кроссфита

Программа 1

Программа 2

1

Кардио:

бег с высоким подниманием бедра-1 мин.

Картинки по запросу бег с высоким подниманием бедра

Кардио:

прыжки на скакалке 1 мин.

Картинки по запросу прыжки на скакалке

2

Бурпи -10 раз.

Картинки по запросу берпи упражнения

Приседание с выпрыгиванием вверх Кол.-во — 20 раз.

Картинки по запросу приседания

3

Кардио 1 мин.

Кардио 1 мин.

4

И.п.: упор лёжа

1 — согнуть руки в локтях 2 — и.п. Кол.- во — 20 раз.

Картинки по запросу отжимания

Обратные отжимания Кол.-во — 20 раз.

Картинки по запросу отжимания

5

Кардио 1 мин.

Кардио 1 мин.

6

Пауэрлифтические приседания

(не ниже параллели) Кол.- во — 30 раз.

Картинки по запросу приседания

Приседания — плие Кол.- во — 30 раз.

Картинки по запросу приседанияплие

7

Кардио 1 мин.

Кардио 1 мин.

8

И.п.: стойка ноги врозь

1- выпад левой вперёд, правая согнута в колене под прямым углом 2- и.п. Кол.- во — 40 раз.

Картинки по запросу выпады

И.п.: стойка ноги врозь, руки на пояс

1- шаг в сторону 2- и.п. Кол.- во — по 20 раз с каждой ноги

Похожее изображение

9

Кардио 1 мин.

Кардио 1 мин.

10

И.п.: лёжа на спине, ноги согнуты в коленях, руки вверху

1 — подъём туловища с одновременным подъёмом согнутых ног 2 — и.п. Кол.- во — 40 раз.

Картинки по запросу пресс упражнения

И.п.: лёжа на спине, ноги на весу, правая согнута под прямым углом, левая прямая, руки за головой

1,2 — смена положения ног с одновременным скручиванием туловища Кол.- во — 40 раз.

Картинки по запросу пресс упражнения

Эти программы позволяют разучить правильную технику выполнения базовых упражнений для использования в дальнейшем более сложных по координации варианты упражнений, как с собственным весом, так и с дополнительным оборудованием.

Для женщин кроссфит-тренировки эффективны и с точки зрения уменьшения веса. Даже будучи военнослужащими, девушки не забывают и про фигуру. Кроссфит помогает совершенствовать фигуру. На протяжении 24 часов после тренировки организм продолжает сжигать калории. Также установлено, что силовые системы тренировок в сочетании с кардионагрузками способствуют ускорению метаболизма. Благодаря высокой интенсивности занятия прорабатываются все зоны женского тела в комплексе. Приведя тело в тонус, не только снижается вес, но и неплохо прокачиваются мышцы кора, так важные для женского здоровья. А гимнастические упражнения улучшают гибкость и координацию движений.

В заключение автор статьи хотел бы отметить, что кроссфит — это целая философия здорового образа жизни, охватывающая физическую деятельность, правильное питание, объем знаний, запускающий адаптационные механизмы организма к меняющимся физическим нагрузкам.

Кроссфит адаптирован для людей разной профессиональной принадлежности, доступен каждому человеку вне зависимости от его спортивного опыта, двигательных навыков, гендерной принадлежности и возраста.

Внедрение кроссфита в программу физической подготовки курсантов — женщин ВАС позволит значительно оптимизировать систему физического воспитания и обеспечить высокий эффект в учебно-боевой и военно-профессиональной деятельности в современных условиях.

Литература:

  1. Морозова, Л. В. Фитнес как средство формирования у студентов моделей гендерного поведения и здорового образа жизни / Л. В. Морозова, Л. А. Кирьянова // Управленческое консультирование: Научно-практический журнал: Северо-Западный институт управления. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. — 2013.№ 6 (54) — с. 128–134.
  2. Морозова, Л. В. Кроссфит — эффективный функциональный тренинг /Л. В. Морозова, О. Г. Морозов, Т. И. Мельникова // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС; Том 6, Выпуск 5 (22), СПб,2015.- с. 150–153.
Основные термины (генерируются автоматически): физическая подготовка, женский организм, физическая культура, раз, мина, упражнение, физическое воспитание курсантов, военная служба, круговая тренировка, личной состав.


Похожие статьи

Педагогические условия формирования профессиональной компетенции на учебной дисциплине «Огневая подготовка»

В данной научной статье раскрыты педагогические условия формирования профессиональной компетенции. Рассмотрена важность и необходимость проведения целенаправленной воспитательной работы с курсантами с целью формирования у них навыков и умений в проце...

Способы формирования психологической устойчивости курсантов во время проведения занятий по огневой подготовке

В работе раскрыты основные аспекты влияющие на формирование психологической устойчивости у курсантов во время обучения в ведомственных вузах, а именно во время проведения занятий по огневой подготовке, также внесены варианты совершенствования психики...

Влияние спортивных игр на обучающихся в военных вузах

Российские военные вузы, входящие в состав Министерства обороны России, внимательно изучают вопрос влияния спортивных игр на обучающихся. Данная статья анализирует влияние спортивных игр на физическое и психологическое развитие курсантов, а также на ...

Методологический аспект адаптации курсантов 1-го курса вузов войск национальной гвардии к высоким физическим нагрузкам

Авторы данной статьи проводят анализ применяемых сегодня методов тренировки курсантов для их начального привыкания к высоким нагрузкам, связанных с военной жизнью, учитывает важность адаптации и распределения нагрузки для курсантов младших курсов, об...

Развитие силовых способностей военнослужащих посредством физических упражнений

Статья может быть полезна для преподавателей физической подготовки и спорта военных институтов и командиров подразделений, проводящих занятия по физической подготовке.

Факторы, влияющие на боевую готовность военнослужащего при выполнении служебных и боевых задач

В условиях современного общевойскового боя определяется значительная важность психологической подготовки и ее влияние на все стороны служебно-боевой деятельности военнослужащих. В статье рассмотрены задачи, решаемые военной психологией. Выделены усл...

Некоторые особенности физической подготовки курсантов высших образовательных учреждений ФСИН России в процессе занятий физической культурой с применением психофизических практик

В данной статье нами были рассмотрены цели и содержание психофизических практик, применяемых в сфере физической подготовки курсантов образовательных учреждений ФСИН, проведена параллель использование стандартной программы физической подготовки и с пр...

Важность преподавания физической культуры в высших учебных заведениях

В статье рассмотрены проблемы организации и важности здорового образа жизни на этапе начала формирования организма и стадии завершения формирования. Проанализирована важность физической культуры как предмета в высших учебных заведениях. Методы подачи...

Методика построения тренировочного процесса квалифицированных пауэрлифтеров в предсоревновательном периоде

В статье представлены результаты исследования по определению влияния разработанной методики управления тренировочным процессом квалифицированных пауэрлифтеров на развитие подготовленности и изменения силовых способностей путём внедрения комплекса сор...

Совершенствование технической подготовки квалифицированных пауэрлифтеров

В статье представлены результаты исследования по определению влияния разработанной методики управления тренировочным процессом квалифицированных пауэрлифтеров на развитие подготовленности и изменения силовых способностей путём внедрения комплекса сор...

Похожие статьи

Педагогические условия формирования профессиональной компетенции на учебной дисциплине «Огневая подготовка»

В данной научной статье раскрыты педагогические условия формирования профессиональной компетенции. Рассмотрена важность и необходимость проведения целенаправленной воспитательной работы с курсантами с целью формирования у них навыков и умений в проце...

Способы формирования психологической устойчивости курсантов во время проведения занятий по огневой подготовке

В работе раскрыты основные аспекты влияющие на формирование психологической устойчивости у курсантов во время обучения в ведомственных вузах, а именно во время проведения занятий по огневой подготовке, также внесены варианты совершенствования психики...

Влияние спортивных игр на обучающихся в военных вузах

Российские военные вузы, входящие в состав Министерства обороны России, внимательно изучают вопрос влияния спортивных игр на обучающихся. Данная статья анализирует влияние спортивных игр на физическое и психологическое развитие курсантов, а также на ...

Методологический аспект адаптации курсантов 1-го курса вузов войск национальной гвардии к высоким физическим нагрузкам

Авторы данной статьи проводят анализ применяемых сегодня методов тренировки курсантов для их начального привыкания к высоким нагрузкам, связанных с военной жизнью, учитывает важность адаптации и распределения нагрузки для курсантов младших курсов, об...

Развитие силовых способностей военнослужащих посредством физических упражнений

Статья может быть полезна для преподавателей физической подготовки и спорта военных институтов и командиров подразделений, проводящих занятия по физической подготовке.

Факторы, влияющие на боевую готовность военнослужащего при выполнении служебных и боевых задач

В условиях современного общевойскового боя определяется значительная важность психологической подготовки и ее влияние на все стороны служебно-боевой деятельности военнослужащих. В статье рассмотрены задачи, решаемые военной психологией. Выделены усл...

Некоторые особенности физической подготовки курсантов высших образовательных учреждений ФСИН России в процессе занятий физической культурой с применением психофизических практик

В данной статье нами были рассмотрены цели и содержание психофизических практик, применяемых в сфере физической подготовки курсантов образовательных учреждений ФСИН, проведена параллель использование стандартной программы физической подготовки и с пр...

Важность преподавания физической культуры в высших учебных заведениях

В статье рассмотрены проблемы организации и важности здорового образа жизни на этапе начала формирования организма и стадии завершения формирования. Проанализирована важность физической культуры как предмета в высших учебных заведениях. Методы подачи...

Методика построения тренировочного процесса квалифицированных пауэрлифтеров в предсоревновательном периоде

В статье представлены результаты исследования по определению влияния разработанной методики управления тренировочным процессом квалифицированных пауэрлифтеров на развитие подготовленности и изменения силовых способностей путём внедрения комплекса сор...

Совершенствование технической подготовки квалифицированных пауэрлифтеров

В статье представлены результаты исследования по определению влияния разработанной методики управления тренировочным процессом квалифицированных пауэрлифтеров на развитие подготовленности и изменения силовых способностей путём внедрения комплекса сор...

Задать вопрос