Адам Смит и «Богатство народов» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №1 (135) январь 2017 г.

Дата публикации: 05.01.2017

Статья просмотрена: 2925 раз

Библиографическое описание:

Гигаури, М. Н. Адам Смит и «Богатство народов» / М. Н. Гигаури, М. В. Бурлакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 1 (135). — С. 155-157. — URL: https://moluch.ru/archive/135/37802/ (дата обращения: 19.12.2024).



Какой документ, опубликованный в 1776 году, являлся наиболее важным? «Декларация независимости», — сказали бы американцы, но многие станут утверждать, что «Богатство народов» Адама Смита имело большее и более масштабное воздействие.

9 марта 1776 года было впервые опубликовано «Исследование о природе и причинах богатства народов» (еще обычно просто называют «Богатство народов»). Смит, шотландский философ по профессии, написал книгу, чтобы перевернуть систему меркантилизма. Меркантилизм придерживался того, что богатство было неизменно и конечно, и потому единственный способ преуспеть заключался в притоке золота из-за рубежа и установлении высоких импортных пошлин. Согласно этой теории народы должны продавать свои товары в другие страны, не покупая ничего взамен. Как и следовало ожидать, страны попали в круг карательных тарифов, которые душили международную торговлю.

Что есть «Невидимая рука»?

Суть тезиса Смита заключалась в том, что люди устремлены к удовлетворению личных интересов. Смит утверждал, что, давая свободу каждому производить и обмениваться товарами, как им заблагорассудится, при этом допуская на рынок внутреннюю и внешнюю конкуренции, личные интересы людей и их корыстные цели в конечном счете будут способствовать гораздо большему процветанию, нежели чем с жесткими правительственными постановлениями. Смит считал, что люди, так или иначе, способствуют общественным интересам благодаря своим повседневным экономическим решениям. «Разумеется, обычно он не имеет в виду содействовать общественной пользе и не сознает, насколько он содействует ей. Предпочитая оказывать поддержку отечественному производству, а не иностранному, он имеет в виду лишь свой собственный интерес, и осуществляя это производство таким образом, чтобы его продукт обладал максимальной стоимостью, он преследует лишь свою собственную выгоду, причём в этом случае, как и во многих других, он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения; при этом общество не всегда страдает от того, что эта цель не входила в его намерения». И все-таки, сила свободного рынка, известная еще как «невидимая рука рынка», чтобы оказать свой должный волшебный эффект, нуждается в поддержке.

Влияние «невидимой руки» на государство.

Автоматические ценообразование и распределение в экономике, которые Адам Смит назвал «невидимой рукой», находятся во взаимодействии прямо и косвенно с централизованными органами планирования. Однако, есть некоторые значимые концептуальные заблуждения в споре по поводу «невидимой руки» и государства.

«Невидимая рука», на самом деле, не является проявлением какой-то одной характерной отличительной особенностью. Напротив, она представляет собой совокупность многих явлений, которые происходят, когда потребители и производители участвуют в торговле. Привнесение Смитом идеи «невидимой руки» стало одним из самых важных в истории экономики и остается одним из главных аргументов в пользу приверженцев свободного рынка. Принцип «невидимой руки рынка» предполагает, что средства производства и распределения должны находиться в частной собственности, и что если торговля происходит без регулирования, то в свою очередь, общество будет процветать по естественным причинам. Эти аргументы естественно идут вразрез с концепциями и функциями государства.

Государство само по себе не стихийно; оно полагается на директивы и действует целенаправленно. Политики, органы регулирования и те, кто представляют исполнительную власть (например, полиция и военные) преследуют определенные цели путем принуждения. Тем не менее, макроэкономические показатели (спрос и предложение, покупки и продажи, прибыль и убытки) формируются естественно, пока политикой государства не будет предприняты сдерживание и ограничение. Исходя из этого можно предположить, что скорее государство больше влияет на «невидимую руку», а не наоборот. Тем не менее, это вмешательство дает сбои в рыночных механизмах, которые затем срывают государственное планирование. Некоторые экономисты относятся к этому как проблемам экономического расчета.

Когда люди и предприятия в индивидуальном порядке принимают решения, основанные на их готовности платить деньги за конкретный товар или услугу, то эта информация фиксируется в ценовом механизме, отражая всю динамику. Это, в свою очередь, автоматически способствует распределению ресурсов в направлении наиболее высоко оцененных сторон. Когда государство вмешиваться в этот процесс, то, как правило, происходят нежелательные недостачи и излишки. Рассмотрим массовый дефицит газа в Соединенных Штатах в течение 1970-х годов. В то время недавно сформированная Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) сократила добычу, чтобы поднять цены на нефть. В ответ на это, администрации Никсона и Форда ввела контроль над ценами, чтобы ограничить стоимость бензина для американских потребителей. Цель состояла в том, чтобы сделать дешевый газ доступным для общественности. Вместо этого, у АЗС не было стимула оставаться открытыми в течение более нескольких часов. Нефтяные компании не имели стимулов для увеличения производства внутри страны, но каждый потребитель имел стимул покупать больше бензина, чем ему необходимо. Это привело к масштабному дефициту и производству газопроводов. Многие газопроводы исчезли сразу же после того, как средства управления экономикой были устранены, и цены на нефть позволяли расти.

Хотя есть соблазн сказать, что «невидимая рука» ограничивает государство, все же это не будет абсолютно правильным. Правильным будет сказать, что силы, которые ведут произвольную хозяйственную деятельность в направлении большой общественной пользы — есть те же самые силы, которые ограничивают эффективность государственного вмешательства.

Элементы процветания согласно Адаму Смиту.

Смит высказывался в отношении «невидимой руки» и других понятий как о предметах первой необходимости, он считал, что народу необходимы следующие три элемента, чтобы добиться всеобщего процветания.

  1. Рациональный подход в соблюдении собственных интересов

Смит хотел, чтобы люди на практике оказывали бережливость, трудолюбие и рационально подходили при проявлении личных интересов. Он полагал, что практика «просвещенного» подхода естественна для большинства людей. В своем знаменитом примере, мясник поставляет мясо не из добросердечных намерений, а потому, что получает прибыль от продажи мяса. Если мясо, которое он продает плохое, он не будет иметь постоянных клиентов и, таким образом, прибыль. Следовательно, это в интересах мясника, чтобы продать хорошее мясо по цене, за которую покупатели готовы платить, так что обе стороны извлекают из этого выгоду. Смит считал, что способность мыслить в долгосрочной перспективе будет сдерживать большинство предприятий от злоупотреблений клиентами. Когда же этого будет недостаточно, он считал, что государство будет должным подкрепить это законами.

При расширении торговли исходя из собственных интересов Смит видел бережливость и экономию в качестве важных добродетелей, особенно, когда сбережения используются для инвестиций. Благодаря инвестициям промышленность будет иметь капитал, чтобы затем купить больше трудосберегающих машин и привнести больше инноваций. Этот технологический скачок вперед приведет к увеличению прибыли (в зависимости от вложенного капитала) и повысит общий уровень жизни.

2. Ограниченное вмешательство государства.

Смит видел, что круг обязанностей государства ограничиваются защитой нации, всеобщим образованием, общественными работами (инфраструктура, строительство дорог и мостов), обеспечением соблюдения законных прав (прав собственности и договоров), а также наказанием за преступления. Государство вмешивается только когда люди действуют из своих краткосрочных интересов, оно будет создавать и обеспечивать исполнение законов, направленных против грабежа, мошенничества и других подобных преступлений. Он также предостерегает от бюрократии в государствах в своих работах: «Ни одному другому искусству правительства не учатся друг у друга так быстро, как искусству выкачивать деньги из карманов народа» Его акцент на всеобщее образование также должен был противодействовать негативным последствиям разделения труда, которое было необходимой частью индустриализации.

3. Надежная валюта и свобода рыночной экономики.

Третий элемент по предположениям Смита была твердая валюта, которая была бы тесно взаимосвязана с принципами свободного рынка. Закрепляя за валютой твердые металлы, Смит надеялся ограничить способность государства к снижению курса валюты¸ которое заинтересовано в финансировании войн и других расточительных расходов. С твердой валютой, выступающей в качестве чека на расходы, Смит хотел, чтобы государство следовало принципам свободного рынка, сохраняло низкие налоги и позволяло осуществлять свободную торговлю через границы путем отмены тарифов. Он отметил, что тарифы и другие налоги сделали только более дорогой жизнь для людей, в то же время ограничивая развитие промышленности и торговли за рубежом.

Литература:

  1. Адам Смит «Экономика и экономическая теория».
  2. Карл Маркс «Капитал»
  3. Адам Смит «Исследование о природе и причинах богатства народов»
  4. Пол Хейне, Питер Боуттке и Дэвид Причитко «Экономический образ мышления»
Основные термины (генерируются автоматически): свободный рынок, государство, всеобщее образование, интерес, общественная польза, твердая валюта.


Задать вопрос