В статье анализируется проблема формирования ценностных ориентаций обучающихся в современных реалиях российского общества. Определены базовые компоненты ценностных ориентаций, их место в структуре личности. Выявлена специфика ценностных ориентаций обучающихся и сущность профессиональных ценностных ориентаций.
Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, личность, обучающиеся, образование, профессиональные ценностные ориентации
Актуальность заявленной тематики обусловлена тем, что в современных условиях трансформации ценностных ориентаций, они приобретают основополагающую значимость, поскольку детерминируют функционирование и развитие личности. Это значимый компонент структуры личности. Историческая обусловленность показывает их социальность, а практика конкретного индивида — индивидуальность. Проявляясь во всех сферах жизни человека, они регулируют поведение. Исследуемый процесс — сложный и многогранный, поскольку в различные периоды жизни видоизменяется градация ценностных ориентаций, не утрачивая значения для жизнедеятельности личности.
Известные ученые посвятили свои научные труды изучению проблемы ценностных ориентаций: К. А. Абульханова- Славская, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и другие. Теоретические основы формирования ценностных ориентаций личности прослеживаются в исследованиях О. Г. Дробницкого, А. Г. Здравомыслова, В. П. Тугаринова и других.
Педагогические исследования изучают ценностные ориентации личности у разных возрастных страт населения: учащихся общеобразовательных учреждений (Е. Н. Белова, Н. П. Карпова, Т.Н. Семенкова), студентов (Н.А. Долгушина, Н.Э Касаткина, С.С. Королева, Е. Л. Руднева, Е. Б. Храмова) и другие.
Во все времена человечество пытается осознать экзистенцию своей жизни через разрешение проблемы сущностных основ личности. Самой ранимой стороной витальной деятельности человека является понятие и осознание своего места в жизни, признание ценностей своей личности. Воспринимать себя целостной личностью человек может только во взаимосвязи с миром, в чувстве сопричастности со всем социумом. Такое восприятие формируется на протяжении всего периода онтогенеза. Социальные институты призваны помочь ему в этом. Институт образования, как один из основополагающих социальных институтов, исповедующих функцию проводника, является наиболее значимым.
Формирование нравственных ценностей как квинтэссенции личности выступает в качестве основополагающей составляющей воспитательной системы. Важный фактор формирования нравственных ценностей- создание благоприятной психологической атмосферы. В свое время великий педагог К.Д. Ушинский отмечал особую роль эмоций в формировании нравственных ценностей. Ученый был убежден, что ни слова, ни мысли, ни поступки человека не отражают так четко его самого и его отношение к миру, как его чувствования: в них прослеживается характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души человека. Мы разделяем точку зрения великого классика педагогики в том, что основу воспитания составляют общечеловеческие ценности: доброта, любовь, эмпатия, вера в личную свободу человека. А воспитание- это личностная ценность, создающая «вторую природу человека», формирующая, просвещающая сознание, открывающая путь к добру [5].
В педагогике ценности выступают как нравственный принцип воспитания, как основополагающее условие для формирования нравственных отношений между преподавателем и студентами, как средство развития интеллектуальной культуры- мыслей, чувств, переживаний. Базовая педагогическая функция ценности воплощается в ее ориентирующей, направляющей роли в жизни и деятельности человека, выступающей как «ось сознания», саморегуляции его поведения в настоящем и будущем [1, с.30-37].
Мы согласны с исследователями [2, 3, 6, 7], констатирующими, что ценностные ориентации являются составной частью личности, поскольку именно они отождествляют весь витальный опыт, который индивид накопил за весь период онтогенеза. Ценностные ориентации — это ядро сознания, вокруг которого вращаются все мысли и чувства индивида и оказывающей значительное влияние на витальные вопросы. Особенностью ценностных ориентаций является то, что этот императив управляет поведенческим процессом субъекта как осознанным действием.
Ценностные ориентации можно рассматривать как систему ценностных предпочтений, выражающих субъективное отношение личности к объективным условиям жизни, определяющим поступки и действия человека, проявляющих себя в поведенческой стратегии. Ценностные ориентации — важнейшие элементы эндогенной структуры личности, зафиксированы витальной практикой человека, симбиозом его эндогенных переживаний и дифференцируют существенное и несущественное для конкретной личности. Сформированные ценностные ориентации индивида образуют определенное ядро сознания, обеспечивающего зрелость личности, конструктивный тип поведения и деятельности, направленность потребностей и интересов. Мотивация выступает как значимый фактор, регулирующий и детерминирующий ценностные ориентации личности. Основополагающим результатом, показывающим сформированность ценностных ориентаций, выступает мировоззренческие и нравственные позиции, глубокие и постоянные привязанности, принципы поведения.
Структура ценностной ориентации представлена тремя компонентами:
- Познавательным (смысловым) компонентом, обобщающим социальный опыт личности, осуществляющий научное познание действительности и способствующий становлению ценностного отношения.
- Сензитивный компонент, детерминирующий личностный смысл отношения индивида к ценностям.
- Деятельностный компонент, выступающий результатом взаимодействия первых двух компонентов. На основании ознакомления с реальностью и ее ценностного переживания субъектом формируется готовность действовать в соответствии с продуманным планом.
Обучающиеся высшей школы как особая социальная группа постоянно находятся в эпицентре внимания социологов, психологов, педагогов, являясь лакмусом происходящих перемен и определяющим потенциал эволюции социума. От качества сформированных ценностных ориентаций, зависит будущее молодого поколения, будущее общества. В то же время в условиях ломки сложившихся стереотипов неизбежна переоценка ценностей, их кризис более всего проявляется в сознании этого общественного страта.
Молодежь как один из сензитивных страт населения — значимый субъект социальных перемен, большая инновационная сила, нуждающаяся в разумном использовании. Современное молодое поколение должно решить множество основополагающих задач в различных витальных областях. Эти решения будут иметь влияние на конструктивное развитие страны, на сохранность и трансляцию базовых ценностей следующим поколениям.
Нам импонирует позиция Е.Л. Рудневой, убежденной, что «ценностные ориентации студентов- это необходимый компонент их витального самоопределения, выражающегося в ценностном выборе приоритетных научных идей, образа гражданина, проектирования себя как гражданина и как профессионала» [4].
У каждого поступившего в высшее учебное заведение присутствуют уже сложившиеся ценностные ориентации, которые он приобрел в семье, в школе, в референтной группе сверстников. Чаще всего эти ценностные ориентации отличаются узко-личностным характером. Может ли профессиональное образование влиять на ценностные ориентации обучающихся? Да, может, поскольку в период обучения человека в высшей школе происходит автономизация его от семьи, включая территориальную удаленность, и старые ценностные ориентации, не подпитываемые извне, могут заменяться другими.
Выступая как отражение образа жизни, ценностные ориентации определяют не только стиль поведения обучающихся в процессе учебы, но и мотивацию, и направленность его деятельности.
Можно констатировать, что ценностные ориентации — это фундамент, опираясь на который у студентов можно формировать определенную направленность в образе жизни, в приоритете ценностной шкалы сознания обучающихся, в эволюции целого конгломерата их конструктивных качеств, ориентированных на активно-деятельное участие в жизни общества.
Итак, ценностные ориентации- это результат эндогенного и экзогенного взаимодействия в процессе эволюции личности. Это субъективное отражение объективного мира в сознании конкретного человека. Ценностные ориентации — это общечеловеческие позиции, в соответствии с которыми конструируется поведенческая стратегия человека в различных витальных ситуациях. Нам представляется, что они определяют базис, детерминирующий качество жизни человека, детерминируют квинтэссенцию направленности индивида и являются базисом мировоззрения и мотивации, фундаментом ее отношений к внешнему социуму, событиям, ситуации, к людям, к самому себе. Система ценностных ориентаций формируется в процессе всего онтогенеза, меняясь под воздействием внутренних и внешних детерминант.
Литература:
- Михальцова, Л. Ф. Феномен понятия «ценность» и его генезис в психолого-педагогических исследованиях / Л. Ф. Михальцова // Педагогическое образование и наука. — 2009. — № 5, с.30-37.
- Овчинников О.М. Гуманизация субъект-субъектных отношений как основополагающий фактор в педагогической деятельности с несовершеннолетними аддиктами. Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2011. № 1 (15). С. 411-414.
- Овчинников О.М. Ценностные ориентации подростков с дезадаптивным поведением. Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. № 1. С. 151-155.
- Руднева, Е. Л. Теоретические основы формирования жизненных и профессиональных ценностных ориентаций студентов: монография / Е. Л. Руднева; под общ. ред. Б. П. Невзорова. — Кемерово: Изд-во КРИП- КиПРО, 2002. — 302с.
- Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения: в 6 т. / К. Д. Ушинский. — М.: Педагогика, 1990. — 528 с.
- Фортова Л. К., Овчинников О. М. Социальное развитие учащейся молодежи, склонной к деструктивному поведению // Молодой ученый. — 2015. — № 10. — С. 1323-1324
- Фортова Л.К., Овчинников О.М., Ломакина А.Н. Педагогическая профилактика неадаптивного поведения несовершеннолетних в современном социуме. Учебное пособие / Л. К. Фортова, О. М. Овчинникова, А. Н. Ломакина ; Федеральная служба исполн. наказаний, Владимирский юридический ин-т Федеральной службы исполн. наказаний. Владимир, 2011. 147 с.