Социально-историческое и общечеловеческое в героях Н. В. Гоголя | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (135) январь 2017 г.

Дата публикации: 05.01.2017

Статья просмотрена: 3493 раза

Библиографическое описание:

Фролова, А. Г. Социально-историческое и общечеловеческое в героях Н. В. Гоголя / А. Г. Фролова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 1 (135). — С. 556-559. — URL: https://moluch.ru/archive/135/37814/ (дата обращения: 23.12.2024).



Н. В. Гоголь первый в русской литературе попытался сатирически изобразить хитрецов и подхалимов, приспособившихся добывать деньги за счёт глупости других. Он показал своеобразную периодическую систему элементов русской жизни. Маниловщина незнаемая была — он её открыл. Ноздрёвщина невидимая существовала — он её обозначил. Чичиковщина скрытая присутствовала — он её определил. Конечно, Гоголь — писатель 19 века во всей его социальной и политической конкретности, и видеть в гоголевском «Ревизоре» только обличение чиновников — всё равно что видеть в «Гамлете» Шекспира обличение нравов, царивших при датском дворе. Тут и там — законы целого мира. И до сих пор не приуменьшаем ли мы значение гоголевских типов, толкуя подчас о героях писателя лишь как о живших полтора столетия назад? [1, с. 45]

Чиновники в изображении Гоголя — это люди — паразиты, высасывающие деньги из народа. Взяточничество, казнокрадство, подхалимство и бюрократизм — это обычные явления, потому что везде люди так живут. Даже у государя и его приближенных нельзя найти правду, в чем мы убеждаемся, читая «Повесть о капитане Копейкине». В городе N из «Мёртвых душ» все чиновники связаны между собой круговой порукой и зависят друг от друга. Поэтому все они испугались, когда прошел слух, что приедет новый генерал — губернатор, который может узнать, какие дела творятся в губернии. Новое лицо в городе вызывает испуг именно потому, что может нарушиться сложившаяся годами система взаимоотношений. Уважение в городе имеет тот, кто имеет больше денег или больший чин. Городничий из «Ревизора» приходит в купеческие лавки, как к себе домой: «что ни попадет, все берет». Он искренне считает, что «нет человека, который бы за собою не имел никаких грехов». [1, с. 368] Комедия и поэма разоблачали не моральную низость отдельных людей, не отдельных дурных чиновников, а отрицательное внутреннее состояние всего бюрократического строя.

Гоголь создавал свою пьесу для того, чтобы просвещать и исправлять сограждан. Но тёмные дела чиновников, их преступления перед государством и обществом показывали их неисправимыми преступниками. И если в «Ревизоре» герои «уездного уровня», то в «Мёртвых душах» изображён город губернский. Но проблемы остались те же. [2, № 6–1996, с. 51] Как мне кажется, все чиновники очень похожи. При совместном взяточничестве и полной безнаказанности у них выработалось беззастенчивое и циничное отношение к поборам с населения. Среди чиновников нравственное чувство подавлено, умственное развитие остановлено. Должность для них — это средство личного благополучия, источник дохода. Так, например, времяпровождения губернатора города N на службе заключается в вышивании по тюлю. Можно себе представить, каким он был градоправителем, если, кроме того, что он был добряк с Анной на шее, о нем нечего было сказать. [2, № 6–2009, с. 36]

Почему именно носа лишил автор своего героя в повести «Нос»? Не совести, чести, ума, сердца? Наверное, потому что терять можно то, что имеешь, а внутренний мир майора Ковалёва скуден и ничтожен, и именно нос стал художественным эквивалентом жизненно необходимого человеку качества, именно нос необходим герою для осуществления всех его амбициозных планов. [2, № 2–1996, с. 42] В 20 веке, к сожалению, абсурдность не исчезла. Разве чинопочитание, благоговение и трепет перед начальством не примета нашего времени? Разве взятки изжили себя? Уж с какой издевкой Гоголь высмеял чиновников своего времени, но и нынешние чиновники ждут пера нового Гоголя.

Помещики, с которыми мы знакомимся в поэме, в общих чертах похожи на чиновников. Они такие же эксплуататоры, высасывающие кровь из народа. Характеры помещиков несколько отличаются между собой. В одной главе мы встречаем бесхозяйственного и глупого мечтателя Манилова. В другой главе появляется такая же глупая, «дубинноголовая» Коробочка. Социальная действительность, окружающая героев, приводит их к отупению. У Манилова в кабинете лежит книга, заложенная всё время на одной и той же странице. Если же вспомнить чиновников, то они вообще ничего не читают, кроме «Московских ведомостей». Но эти черты скорее можно отнести к общечеловеческим чертам героев Гоголя, потому что, какое бы произведение мы ни взяли, будь то «Нос» или «Ревизор», везде встречается эта глупость и «дубинноголовость». [4, с. 211]

Говоря о помещиках, нельзя не вспомнить еще одну черту, порожденную существующим строем, — это жажда накопительства, наживы и глубокая расчетливость во всех предпринимаемых делах. Собакевич в сцене купли-продажи мертвых душ торгуется с Чичиковым из-за копеек и в конце концов продает несуществующие души за два с полтиной, приписав к этому списку мужского населения женщину Елизавету Воробья. [1, с. 371] Деньги и только деньги приводят человека в такое состояние, в котором мы встретили Плюшкина. Это уже не человек, а скорее животное, «прореха на человечестве». [3, с. 54]

Комические герои Гоголя, будучи ярко характерными в национальном, историческом и социальном отношениях, в то же время суть открытия общечеловеческого масштаба. Не случайно их имена стали нарицательными. [1, с. 367] В тексте поэмы Гоголь несколько раз подчеркивает многочисленность их духовных братьев и сестер: «… да полно, точно ли Коробочка стоит так низко на бесконечной лестнице человеческого совершенствования? Точно ли так велика пропасть, отделяющая ее от сестры ее, недосягаемо огражденной стенами аристократического дома…» Ноздрев «долго еще не выведется из мира. Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане». [1, c. 385] Таким образом, под разнообразием социальных одежд Гоголь выявляет сходные — «общечеловеческие» — нравственно — психологические качества.

Хотя в «Мёртвых душах» — произведении про преимуществу сатирическом — герои глубоко комичны, они вызывают у писателя не только смех. Писатель не хотел создавать карикатуры и чудовища, он создавал людей отнюдь не мерзких. Но тем не менее, когда читал отрывки поэмы Пушкину, поэт произнес: «Боже, как грустна наша Россия!» [3, с. 64]

Что такое Манилов? Это прекраснодушная, пустая мечтательность. Но разве мечтать и при этом быть мягким и добрым человеком дурно? Что такое Коробочка? Неумная хозяйственность, тупая расчетливость. Но она может быть умной и расчетливой хозяйкой. Что такое Ноздрев? Безудержное и безобразное буйство. Но дайте мечте достойную цель и она предстанет русской ширью, душевной щедростью и удалью. А Плюшкин? Почему именно с ним связывает Гоголь идею духовного воскресения падшего человека? Лейтмотивом всей главы о Плюшкине являются попытки героя поднять потерянные вещи. [5, с. 83] Светским читателям смешно читать о куче ненужных вещей в доме, а православным христианам страшно, потому что плюшкинские сокровища как раз и есть пример антисокровищ, ибо в Евангелии сказано: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют, и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе…, там будет и сердце ваше». Рассказ Гоголя о Плюшкине — это есть поучение о собирании небесных сокровищ. [4, с. 258]

История Чичикова подтверждает его сущность, порожденную социальной действительностью. Для него нет ничего святого в жизни, только деньги и деньги. Самое выгодное дело для него — это покупка мёртвых душ, чтобы потом их заложить и получить большие деньги. Предыстория Чичикова, происхождение которого было «темно и скромно» — ключ к его характеру. Но человек для Гоголя никогда не был продуктом обстоятельств. Даже в своих антигероях он ценит жизненную силу, энергию, активность, «задор». [1, с. 378] Самый инициативный персонаж, конечно, Чичиков с его аферой. Почему же то и дело сгорает и прогорает гоголевский герой, почему же его аферы не удаются? Закон риска? Конечно. Но плюс ещё что-то. Герой не надеется на случай, на постороннее вмешательство чудесных сил. Он строит планы, подстраховывается, но в один миг уже схваченный им миллион исчезает. И из-за чего? Из-за пустяка, из-за бабы. Не пренебреги Чичиков вниманием дам, сплетни Ноздрева и россказни Коробочки ничего бы не сделали… Одним словом, нося в себе четы подлеца, он всё же подлец какой-то странный, с отклонениями в чисто русскую сторону. [4, c. 235]

Писатель не мог себе представить, что для читателей 21 века Чичиков станет положительным героем. А чем не благонамеренный человек? Говоря с нужными людьми, очень искусно умел польстить каждому, умел ответить на любой вопрос и вместе с тем не сказать ничего определенного. Чичиков приспосабливается к своим собеседникам, усваивает их взгляды на вещи. Ну чем не современный карьерист? Начинающие предприниматели конца 20 — начала 21 века выбирают Чичикова себе в кумиры. То, что Чичиков, как и Хлестаков, были объектами сатиры, они пропускают мимо. [2, № 6–2009, с. 38] В основе сюжета «Ревизора» лежит типично комедийное несоответствие. Но новизна характера Хлестакова в том и состоит, что он ни за кого себя не выдает. Обманул целый город чиновников благодаря тому, что страх из-за приезда ревизора ослепил их всех. [5, с. 161] И не только поэтому. В каждом из персонажей пьесы немало хлестаковщины. Хлестаков — гениальное художественное обобщение Гоголя, что его черты присущи каждому человеку в той или иной степени.

Помимо основного мотива художественного произведения, его идейной основы, в любом произведении существуют мотивы, выраженные на более тонком уровне, но от этого не утрачивающие своей значительности. К одному из таких мотивов, имеющих и социально — историческое и общечеловеческое значение, можно смело отнести мотив слухов и сплетен. Изображение автором сплетен, слухов, кривотолков направлено на достижение самых разнообразных целей. Во — первых, чтобы помочь читателю разобраться, как общество воспринимает героя, поскольку слухи — явление общественной жизни, они передаются из уст в уста, часто обрастая фантастическими подробностями. И в «Ревизоре» и в «Мертвых душах» сходная ситуация: в обществе появляется чужак, к нему приглядываются. Не дает покоя Бобчинскому и Добчинскому, местным «сорокам короткохвостым» мысль об «инкогнито проклятом». [2, № 4–2003, с. 18]

Сплетня — неотъемлемая часть сюжета. Жадность к слухам всегда можно объяснить внутренней пустотой тех, кто эти слухи распространяет. Везде досужих сплетников «новость» окрыляет, они оказываются в центре внимания. В «Мертвых душах» дама просто приятная поистине летит на крыльях свежей сплетни (о приезде в город Коробочки, засомневавшейся в покупщике) к даме приятной во всех отношениях. Дыхание гости сперлось и она рассказывает, что Чичиков явился к Коробочке, вооруженный с ног до головы, и требует «Продайте все души, которые умерли». В этом пересказе трудно узнать разговор Чичикова за пирогом и блинцами с дубинноголовой Коробочкой. [4, с. 305]

Таким образом, можно сказать, что произведения Н. В. Гоголя — произведения без времени. В них показаны не только социально — исторические типы людей и общественные явления, а также вечные общечеловеческие черты и пороки.

Литература:

  1. Гоголь Н. В. Ваш Гоголь. Собрание сочинений: повести, комедии, поэма. Хроника жизни и творчества: Издательский центр «Классика», 2005, — 640 с.
  2. Журнал «Литература в школе» Публикации № 2 – 1996, 6 – 1996, 4 – 2003, 6 – 2009
  3. Набоков В. Лекции по русской литературе — Москва: Издательство «Независимая газета», 1998.
  4. Смирнова — Чикина Е. С. Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души». Комментарий. — Москва: Просвещение, 1979, — 320 с.
  5. Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. — Москва: Авента, 1998.
Основные термины (генерируются автоматически): Гоголь, чиновник, время, герой, дело, деньга, душ, произведение, слух, социальная действительность.


Задать вопрос