Анализ факторов, определяющих интенсивность износа двигателя при низких температурах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Анализ факторов, определяющих интенсивность износа двигателя при низких температурах / С. С. Пернебеков, З. А. Балабеков, Г. У. Асылбек [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 1 (135). — С. 76-78. — URL: https://moluch.ru/archive/135/37817/ (дата обращения: 16.11.2024).



Изучены факторы, определяющие интенсивность износа двигателя при низких температурах. Рассмотренные аналитические и эмпирические зависимости позволяют сделать вывод о том, что основными факторами, определяющими возможность надёжной работы сопряжений двигателя при холодном пуске являются: свойства моторного масла и в первую очередь его способность образовывать прочные адсорбционные и химически модифицированные смазочные слои, обеспечивающие снижение коэффициента трения и доли металлического контакта в широком диапазоне температур; время поступления масла к рабочим поверхностям при пуске, определяемое конструктивными особенностями смазочной системы и вязкостно-температурными свойствами масла; режим работы двигателя и его сопряжений при пуске-прогреве, основными параметрами которого являются нагрузка и частота вращения коленчатого вала.

Ключевые слова: эксплуатация машин, износ, время задержки, адгезионное изнашивание, система смазки двигателей, трение, теплоотвод, критическая температура, холодный пуск

Пусковые износы деталей двигателя являются актуальной проблемой низкотемпературной эксплуатации транспортных машин. Одним из основных факторов, определяющих величину пусковых износов, является время задержки поступления масла к рабочим поверхностям.

Для оценки интенсивности адгезионного изнашивания можно использовать формулу, предложенную Роувом:

, (1)

Параметры, входящие в данное выражение, можно разделить на следующие группы:

1) параметры, характеризующие режим работы сопряжения: нагрузка Р, скорость V, путь скольжения 1, температура поверхности трения Т;

2) свойства материалов: давление текучести более мягкого металла рТ, теплота адсорбции Q, молярная газовая постоянная R;

3) характеристики взаимодействия: диаметр площади влияния адсорбированной молекулы dA, период основной формы колебаний адсорбированной молекулы t0, коэффициент трения f, коэффициент износа скользящих поверхностей К, объёмный износ системы с граничной смазкой V.

Коэффициент трения при граничной смазке:

, (2)

где αМ — доля металлического контакта, которая увеличивается с ростом температуры; fM и fT — коэффициенты трения соответственно при чисто металлическом контакте и контакте через неповреждённую граничную плёнку.

Подставляя выражение (2) в зависимость для объёмного износа (1)сучётом того, что путь скольжения 1представляет собой произведение скорости v на время работы сопряжения без смазочного материала t3, получим:

, (3)

где t3 время запаздывания поступления масла к деталям при пуске.

При анализе времени поступления масла к подшипникам учитывались особенности смазочной системы двигателей КамАЗ EURO.

Если рассматривать низкую скорость фильтрации в качестве основного фактора увеличения времени поступления масла к деталям при холодном пуске, то время задержки будет определяться следующим выражением:

, (4)

где VCM — объём смазочной системы; VOCT — объём масла, который остаётся в смазочной системе после предыдущей работы; — коэффициент, учитывающий колебания клапана фильтра; QПФ — расход масла через полнопоточный фильтр; QКФ — расход масла через перепускной клапан фильтра.

С учётом основного закона фильтрации (Закон Дарси) и выражений расхода для конических клапанов, получим:

, (5)

где ∆Р — перепад давления на фильтре; η — динамическая вязкость масла; ZПФ — проницаемость пористого материала фильтра; δ — толщина фильтрующей перегородки; kRe — экспериментальный коэффициент, характеризующий зависимость расхода клапана от числа Re; dКФ диаметр отверстия клапана; h — высота поднятия клапана; β — угол конуса клапана.

Таким образом, время запаздывания прямо пропорционально вязкости масла и обратно пропорционально перепаду давления на фильтре. Перепад давления сначала растет до определенной величины, а затем, по мере заполнения системы маслом, начинает снижаться. Вязкость масла снижается по мере его прогрева, что также способствует снижению перепада давления. Изменение величины ∆Р/η за время t3 можно учесть введением в исходную формулу коэффициента к∆, который в общем случае зависит от интенсивности прогрева масла и конструктивных особенностей системы смазки.

При значительном времени запаздывания поступления масла, температуры поверхностей трения могут достигать критических значений ТКР. Это приводит к нарушению равновесия между адсорбцией и десорбцией молекул граничных слоев. В результате граничная смазочная плёнка разрушается. Происходит рост доли металлического контакта, схватывание обнажившихся участков металла, ведущее к резкому увеличению коэффициента трения и интенсивному адгезионному изнашиванию. Критическая температура — ТКР определяется режимом работы конкретного сопряжения двигателя и свойствами граничных плёнок смазочного материала.

Исходя из сказанного выше, надёжная работа сопряжения будет обеспечена при выполнении следующего условия:

, (6)

где ТО — начальная температура поверхности; ∆Т/∆t — увеличение температуры поверхности за единицу времени.

Изменение температуры поверхности прямо пропорционально изменению количества теплоты ∆q при трении в единицу времени и обратно пропорционально теплоёмкости трущихся тел СТР:

, (7)

Количество теплоты, выделяющееся при трении прямо пропорционально мощности трения NTP, обусловленной давлением Р, скоростью скольжения v и коэффициентом трения f:

q = C'NTP = C'Pvf, (8)

где С коэффициент пропорциональности, характеризующий степень перехода механической работы в теплоту.

Теплоотвод от поверхности трения в окружающую среду определяется выражением:

, (9)

где а — коэффициент теплоотдачи; Т — температура поверхности трения; ТС — температура окружающей среды.

С учетом того, что получим:

, (10)

Тогда условие надёжной работы сопряжения запишется в следующем виде:

, (11)

где и - постоянные коэффициенты, характеризующие свойства материалов поверхностей и особенности, работы сопряжения.

После преобразования условия (11), получим:

, (12)

Рассмотренные аналитические и эмпирические зависимости позволяют сделать вывод о том, что основными факторами, определяющими возможность надёжной работы сопряжений двигателя при холодном пуске являются:

1) свойства моторного масла и в первую очередь его способность образовывать прочные адсорбционные и химически модифицированные смазочные слои, обеспечивающие снижение коэффициента трения и доли металлического контакта в широком диапазоне температур;

2) время поступления масла к рабочим поверхностям при пуске, определяемое конструктивными особенностями смазочной системы и вязкостно-температурными свойствами масла;

3) режим работы двигателя и его сопряжений при пуске-прогреве, основными параметрами которого являются нагрузка и частота вращения коленчатого вала.

Литература:

  1. Гаркунов, Д. Н. Триботехника: Износ и безызносность / Д. Н. Гаркунов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М: Изд-во МСХА, 2001. — 616 с.: ил.
  2. Гидравлика, гидромашины и гидроприводы / Т. М. Башта [и др.]. — 2-е изд., перераб. — М: Машиностроение, 1982. -423 с.: ил.
  3. Денисов, А. С. Обеспечение надежности автотрактортных двигателей / А. С. Денисов, А. Т. Кулаков. — Саратов: СГТУ, 2007. — 422 с.: ил.
  4. Денисов, А. С. Основы формирования эксплуатационно-ремонтного цикла автомобилей / А. С. Денисов. — Саратов: СГТУ, 1999. — 352 с.: ил.
Основные термины (генерируются автоматически): коэффициент трения, металлический контакт, смазочная система, холодный пуск, EURO, адгезионное изнашивание, граничная смазка, критическая температура, надежная работа сопряжения, смазочный материал.


Ключевые слова

трение, износ, время задержки, критическая температура, эксплуатация машин, адгезионное изнашивание, система смазки двигателей, теплоотвод, холодный пуск

Похожие статьи

Оптимальные параметры регулирования режимов работы газотурбинных установок

В статье дан анализ основных параметров регулирования и характеристики надежности работы газотурбинных установок в условиях Узбекистана. Приведено краткое описание процессов в ГТУ, взаимосвязи ее контролируемых параметров, а также обоснована важность...

Неразрушающий контроль подшипников буксовых узлов

В статье рассмотрены температурные зависимости, приводящие к отказам буксовых узлов на грузовом подвижном составе. Представлены основные неисправности и дефекты, влияющие на отказ буксового узла. В эксплуатации работоспособность подшипников определяе...

Повышение износостойкости подшипникового узла методом лазерного напыления

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме износа подшипнико-вых узлов в ходовых частях вагона. Подвергнутые большим динамическим нагрузкам эти соединительные механизмы испытывают разнонаправленные осевые силы, вследствие чего происходи...

Расчет надежности мостовых кранов методом преобразования вероятностей

Основными процессами, определяющими долговечность и надежность различных конструкций, являются процессы изгибных колебаний и усталости. Факторы, которые влияют на процесс усталости, в докладе представлены в виде параметров, учитывающих геометрически...

Математические модели для определения технико-экономических показателей оценки эффективности процесса очистки картофеля аэродинамическим способом (некоторые результаты проекта 16-38-00343 РФФИ)

Работа выполнена по проекту РФФИ № 16–38–00343. В статье приведены разработанные на основе теоретических исследований математические модели для определения технико-экономических показателей — производительности машины и энергоемкости технологического...

Повышение качества деталей двигателей внутреннего сгорания с помощью износостойких покрытий

Основной задачей двигателестроения является повышение надежности и долговечности двигателей внутреннего сгорания. Наиболее распространенной причиной выхода из строя двигателя является не поломка деталей, а именно их износ. Чаще всего изнашиваются дет...

Разработка методики и средств для испытания манжет главного тормозного цилиндра

Важнейшую роль при торможении автомобиля с антиблокировочной тормозной системой играют манжетные уплотнения главного тормозного цилиндра. Рабочие процессы, протекающие в тормозной системе, оборудованной автоматизированными (в том числе антиблокировоч...

Обоснование выбора системы рециркуляции отработавших газов для газовых двигателей КАМАЗ

На сегодняшний день одной из актуальнейших проблем создания современных двигателей внутреннего сгорания (ДВС) является проблема экологии. ДВС, работающие на природном газе, не являются исключением, несмотря на то, что выброс основных токсичных компон...

Изменение углеводородного состава автомобильного бензина в результате обработки электрическим полем

Разработан лабораторный стенд, который обеспечивает обработку дисперсионных сред топлива электрическим полем с заданными параметрами поля и тока, который позволяет исследовать изменения физико-химических свойств углеводородных топлив под воздействием...

Исследование влияния температуры на вязкостные характеристики смазочных материалов

В статье рассмотрены физические свойства смазочных масел, оказывающие влияние на эксплуатационные характеристики двигателей. При помощи методов взвешивания при нагревании и капиллярной вискозиметрии установлены зависимости плотности и вязкости авиаци...

Похожие статьи

Оптимальные параметры регулирования режимов работы газотурбинных установок

В статье дан анализ основных параметров регулирования и характеристики надежности работы газотурбинных установок в условиях Узбекистана. Приведено краткое описание процессов в ГТУ, взаимосвязи ее контролируемых параметров, а также обоснована важность...

Неразрушающий контроль подшипников буксовых узлов

В статье рассмотрены температурные зависимости, приводящие к отказам буксовых узлов на грузовом подвижном составе. Представлены основные неисправности и дефекты, влияющие на отказ буксового узла. В эксплуатации работоспособность подшипников определяе...

Повышение износостойкости подшипникового узла методом лазерного напыления

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме износа подшипнико-вых узлов в ходовых частях вагона. Подвергнутые большим динамическим нагрузкам эти соединительные механизмы испытывают разнонаправленные осевые силы, вследствие чего происходи...

Расчет надежности мостовых кранов методом преобразования вероятностей

Основными процессами, определяющими долговечность и надежность различных конструкций, являются процессы изгибных колебаний и усталости. Факторы, которые влияют на процесс усталости, в докладе представлены в виде параметров, учитывающих геометрически...

Математические модели для определения технико-экономических показателей оценки эффективности процесса очистки картофеля аэродинамическим способом (некоторые результаты проекта 16-38-00343 РФФИ)

Работа выполнена по проекту РФФИ № 16–38–00343. В статье приведены разработанные на основе теоретических исследований математические модели для определения технико-экономических показателей — производительности машины и энергоемкости технологического...

Повышение качества деталей двигателей внутреннего сгорания с помощью износостойких покрытий

Основной задачей двигателестроения является повышение надежности и долговечности двигателей внутреннего сгорания. Наиболее распространенной причиной выхода из строя двигателя является не поломка деталей, а именно их износ. Чаще всего изнашиваются дет...

Разработка методики и средств для испытания манжет главного тормозного цилиндра

Важнейшую роль при торможении автомобиля с антиблокировочной тормозной системой играют манжетные уплотнения главного тормозного цилиндра. Рабочие процессы, протекающие в тормозной системе, оборудованной автоматизированными (в том числе антиблокировоч...

Обоснование выбора системы рециркуляции отработавших газов для газовых двигателей КАМАЗ

На сегодняшний день одной из актуальнейших проблем создания современных двигателей внутреннего сгорания (ДВС) является проблема экологии. ДВС, работающие на природном газе, не являются исключением, несмотря на то, что выброс основных токсичных компон...

Изменение углеводородного состава автомобильного бензина в результате обработки электрическим полем

Разработан лабораторный стенд, который обеспечивает обработку дисперсионных сред топлива электрическим полем с заданными параметрами поля и тока, который позволяет исследовать изменения физико-химических свойств углеводородных топлив под воздействием...

Исследование влияния температуры на вязкостные характеристики смазочных материалов

В статье рассмотрены физические свойства смазочных масел, оказывающие влияние на эксплуатационные характеристики двигателей. При помощи методов взвешивания при нагревании и капиллярной вискозиметрии установлены зависимости плотности и вязкости авиаци...

Задать вопрос