Факторы, определяющие изменения динамики умственной работоспособности студентов в течение учебного дня | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шоюсупова, Х. Б. Факторы, определяющие изменения динамики умственной работоспособности студентов в течение учебного дня / Х. Б. Шоюсупова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 1.2 (135.2). — С. 55-57. — URL: https://moluch.ru/archive/135/37824/ (дата обращения: 19.12.2024).



Results of researches demonstrate that the state health of students is directly bound to working capacity on which success of their educational and production activity in many respects depends.

Keywords: occupational health, brainwork, students, working capacity, mental fatigue.

Работоспособность определяется как способность человека к выполнению конкретной умственной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, а также определенные психофизические особенности (память, внимание, мышление), физиологические (состояние сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной, эндокринной и др. систем), физические (выносливость, сила) и совокупность специальных качеств, необходимых в конкретной деятельности [1, 2]. Работоспособность зависит от возможностей человека, адекватных уровню мотивации и поставленной цели. Работоспособность в учебной деятельности студентов в определенной степени зависит от свойств личности, типологической особенности нервной системы, темперамента. Наряду с этим, на нее влияют новизна выполняемой работы, интерес к ней, установка на выполнение определенного конкретного задания, информация и оценка результатов по ходу выполнения работы, усидчивость, аккуратность и т. п.

Обучение в высшей школе требует от студентов значительных интеллектуальных и нервно-эмоциональных напряжений, доходящих в период экзаменационной сессии до пределов возможного. Кроме того, эти напряжения, налагаясь на социальные, бытовые, экологические и другие нагрузочные факторы, могут привести к различным функциональным и психическим срывам. Работоспособность в большей степени связана с условиями труда. Для возникновения и развития сердечно-сосудистых заболеваний, астении, неврозоподобных синдромов, неврозов, заболеваний опорно-двигательного аппарата вполне достаточно негативного воздействия учебной деятельности, а в дальнейшем фактора «сидячих» профессий [3, 4]. В то же время нельзя исключить появления этих заболеваний и при воздействии других факторов вне учебного и вне производственного характера. Таким образом, все вышесказанное послужило основой для определения факторов, от которых зависит умственная работоспособность студентов.

Материалы иметоды исследования

При изучении факторов умственной деятельности среды студентов была дана гигиеническая оценка трудовому (учебному) процессу согласно хронометражных данных. При изучении изменений в функциональном состоянии организма студентов проводились физиологические исследования в динамике рабочего дня: в начале учебного дня (830 часов), перед обеденным перерывом (1150 часов) и в конце учебы (1500 часов), при этом прослеживалась вероятность того или иного изменения.

Результаты иобсуждения

Под влиянием учебно-трудовой деятельности работоспособность студентов претерпевает изменения, которые отчетливо наблюдаются в течение дня. Учебный день студенты, как правило, не начинают сразу с высокой продуктивности учебного труда. После звонка они не могут сразу сосредоточиться и активно включиться в занятия. Проходит 10–15, а иногда и более 20 минут, прежде чем работоспособность достигает оптимального уровня. Этот период врабатывания характеризуется постепенным повышением работоспособности с определенными колебаниями. Период оптимальной (устойчивой) работоспособности имеет продолжительность 1,5–3 часа, в процессе чего функциональное состояние студентов характеризуется изменениями функций организма, адекватных той учебной деятельности, которая выполняется. Третий период — период полной компенсации, характеризуется появлением начальных признаков утомления, которые компенсируются волевым усилием и положительной мотивацией. В четвертом периоде наступает неустойчивая компенсация, нарастает утомление, наблюдаются колебания волевого усилия, а также колебания продуктивности учебной деятельности. В пятом периоде начинается снижение работоспособности, которая перед окончанием работы может смениться кратковременным ее повышением за счет мобилизации резервов организма (конечный порыв). При дальнейшем продолжении работы в шестом периоде, происходит резкое уменьшение ее продуктивности. Наличие второго подъема работоспособности объясняется не только суточным ритмом, а главным образом психологической установкой на выполнение учебных заданий. Изменения работоспособности обусловлены и тем, что учебная деятельность студентов характеризуется постоянным переключением различных видов умственной деятельности (лекции, семинары, лабораторные занятия и другие).

Возникновение функциональных состояний студентов и их динамика связаны с длительностью и условиями обучения в вузе, содержание и характеристики которых зависят от курса обучения и общего отношения к учебному процессу. Учебная нагрузка вызывает приспособительные изменения, которые отражаются на показателях работы сердечно-сосудистой системы. Так, к 12 час. отмечалось нарастание процесса утомления, что выражалось в уменьшении среднего показателя ЧСС с 83,1 до 77,6 в минуту, АД — с 119/81 до 115/77 мм рт. ст., при этом после большого перерыва наблюдалась нормализация данных показателей и к 15 ч полное восстановление АД.

Вывод

Таким образом, результаты исследований свидетельствуют о том, что состояние здоровье студентов напрямую связано с работоспособностью, от которого во многом зависит успешность их учебной и производственной деятельности.

Литература:

  1. Виленский М. Я. Проблема оптимального соотношения умственной и физической деятельности студентов// Проблемы умственного труда. — М., 1983. — Вып. 6. — С. 79–85.
  2. Коваленко Т. Г., Смеловская Е. Л., Агафонова Л. В. Основы здорового образа жизни и регулирование работоспособности студентов. Учебное пособие. — Волгоград, 2002. — 92 с.
  3. Пономаренко И. И. Двигательная активность и умственная работоспособность студентов вуза // Гигиена и санитария. — 1980. — № 2. — С. 27–30.
  4. Ретнев В. М. Физические и нервно-психические нагрузки как вредные производственные факторы и их соотношения с физиологией труда //Гигиена и санитария. – 1990. – № 5. – С.33–35.
Основные термины (генерируются автоматически): учебная деятельность, волевое усилие, работоспособность, умственная деятельность, учебная деятельность студентов, функциональное состояние студентов, час.


Ключевые слова

студенты, работоспособность, гигиена труда, умственный труд, умственное утомление

Похожие статьи

Сравнительная оценка влияния обучения как стрессогенного фактора на студентов первого и третьего курса высшего учебного заведения медицинского профиля

Человек является частью сложной взаимосвязанной системы, состоящей из множества элементов физического, химического, биологического, психологического, экономического, культурно-этнического характера. Влияние учебного процесса как стрессогенного фактор...

Влияние типологических свойств высшей нервной деятельности человека на уровень личностной тревожности студентов

В данной статье приведены результаты исследования зависимости личностной тревожности от типологических свойств высшей нервной деятельности студентов-медиков. В современном мире, когда на каждого человека обрушивается множество стрессогенных ситуаций ...

Влияние мотивации и воли на процесс успешного обучения студентов

В статье рассматриваются психолого-педагогические условия, влияющие на процесс успешного обучения студентов, к которым относятся воля и мотивация к обучению. Недостаток комплексного подхода психолого-педагогической работы направленной на формирования...

Определение и оценка адаптационного потенциала старшеклассников и студентов первого курса во время учебного года

Статья посвящена изучению адаптационных возможностей старшеклассников и студентов первого курса к учебным нагрузкам, объем и интенсивность которых часто становятся причинной нарушения психологической устойчивости и физического функционирования органи...

Анализ зависимости между интенсивностью профессионального стресса и результатами воспитательной деятельности

В статье представлен анализ зависимости между интенсивностью профессионального стресса и результатами воспитательной деятельности сотрудников (воспитателей) дошкольной образовательной организации.

Особенности проявления стресса у студентов в период экзаменационной сессии

В статье рассматриваются результаты студенческой научно-исследовательской работы, посвященные изучению стресса и его влияния на эффективность образовательного процесса, в том числе в период экзаменационной сессии.

Влияние профессионального стресса на здоровье педагогов

В данной статье проанализированы публикации о влиянии профессионального стресса на здоровье педагога. Выявлено, что профессия педагога входит в список одной из самых эмоционально напряженных работ. Проведен анализ рисков и угроз нарушений здоровья у ...

Влияние личностных характеристик педагогов общеобразовательных учреждений на их профессиональное выгорание

Статья посвящена исследованию влияния личностных характеристик на профессиональное выгорание педагогов. Выявлено, что на развитие профессионального выгорания влияют такие черты характера педагога, как робость, наивность, несамостоятельность и раздраж...

Влияние уровня стрессоустойчивости личности на уровень творческого потенциала обучающегося в вузе

В своей жизни почти каждый студент испытывал стресс во время учебного года, а особенно, стресс возникает в период сдачи экзаменов. В связи с возникновением актуальности проблемы стресса возникает и актуальность изучения темы влияния творческого потен...

Особенности учебно-профессиональной мотивации у студентов с высоким уровнем тревожности

В статье представлен краткий анализ научной литературы по теме исследования влияния тревожности на учебно-профессиональную деятельность и описание данных, полученных в ходе эмпирического исследования, направленного на выявление особенностей учебно-пр...

Похожие статьи

Сравнительная оценка влияния обучения как стрессогенного фактора на студентов первого и третьего курса высшего учебного заведения медицинского профиля

Человек является частью сложной взаимосвязанной системы, состоящей из множества элементов физического, химического, биологического, психологического, экономического, культурно-этнического характера. Влияние учебного процесса как стрессогенного фактор...

Влияние типологических свойств высшей нервной деятельности человека на уровень личностной тревожности студентов

В данной статье приведены результаты исследования зависимости личностной тревожности от типологических свойств высшей нервной деятельности студентов-медиков. В современном мире, когда на каждого человека обрушивается множество стрессогенных ситуаций ...

Влияние мотивации и воли на процесс успешного обучения студентов

В статье рассматриваются психолого-педагогические условия, влияющие на процесс успешного обучения студентов, к которым относятся воля и мотивация к обучению. Недостаток комплексного подхода психолого-педагогической работы направленной на формирования...

Определение и оценка адаптационного потенциала старшеклассников и студентов первого курса во время учебного года

Статья посвящена изучению адаптационных возможностей старшеклассников и студентов первого курса к учебным нагрузкам, объем и интенсивность которых часто становятся причинной нарушения психологической устойчивости и физического функционирования органи...

Анализ зависимости между интенсивностью профессионального стресса и результатами воспитательной деятельности

В статье представлен анализ зависимости между интенсивностью профессионального стресса и результатами воспитательной деятельности сотрудников (воспитателей) дошкольной образовательной организации.

Особенности проявления стресса у студентов в период экзаменационной сессии

В статье рассматриваются результаты студенческой научно-исследовательской работы, посвященные изучению стресса и его влияния на эффективность образовательного процесса, в том числе в период экзаменационной сессии.

Влияние профессионального стресса на здоровье педагогов

В данной статье проанализированы публикации о влиянии профессионального стресса на здоровье педагога. Выявлено, что профессия педагога входит в список одной из самых эмоционально напряженных работ. Проведен анализ рисков и угроз нарушений здоровья у ...

Влияние личностных характеристик педагогов общеобразовательных учреждений на их профессиональное выгорание

Статья посвящена исследованию влияния личностных характеристик на профессиональное выгорание педагогов. Выявлено, что на развитие профессионального выгорания влияют такие черты характера педагога, как робость, наивность, несамостоятельность и раздраж...

Влияние уровня стрессоустойчивости личности на уровень творческого потенциала обучающегося в вузе

В своей жизни почти каждый студент испытывал стресс во время учебного года, а особенно, стресс возникает в период сдачи экзаменов. В связи с возникновением актуальности проблемы стресса возникает и актуальность изучения темы влияния творческого потен...

Особенности учебно-профессиональной мотивации у студентов с высоким уровнем тревожности

В статье представлен краткий анализ научной литературы по теме исследования влияния тревожности на учебно-профессиональную деятельность и описание данных, полученных в ходе эмпирического исследования, направленного на выявление особенностей учебно-пр...

Задать вопрос