Results of researches demonstrate that the state health of students is directly bound to working capacity on which success of their educational and production activity in many respects depends.
Keywords: occupational health, brainwork, students, working capacity, mental fatigue.
Работоспособность определяется как способность человека к выполнению конкретной умственной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, а также определенные психофизические особенности (память, внимание, мышление), физиологические (состояние сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной, эндокринной и др. систем), физические (выносливость, сила) и совокупность специальных качеств, необходимых в конкретной деятельности [1, 2]. Работоспособность зависит от возможностей человека, адекватных уровню мотивации и поставленной цели. Работоспособность в учебной деятельности студентов в определенной степени зависит от свойств личности, типологической особенности нервной системы, темперамента. Наряду с этим, на нее влияют новизна выполняемой работы, интерес к ней, установка на выполнение определенного конкретного задания, информация и оценка результатов по ходу выполнения работы, усидчивость, аккуратность и т. п.
Обучение в высшей школе требует от студентов значительных интеллектуальных и нервно-эмоциональных напряжений, доходящих в период экзаменационной сессии до пределов возможного. Кроме того, эти напряжения, налагаясь на социальные, бытовые, экологические и другие нагрузочные факторы, могут привести к различным функциональным и психическим срывам. Работоспособность в большей степени связана с условиями труда. Для возникновения и развития сердечно-сосудистых заболеваний, астении, неврозоподобных синдромов, неврозов, заболеваний опорно-двигательного аппарата вполне достаточно негативного воздействия учебной деятельности, а в дальнейшем фактора «сидячих» профессий [3, 4]. В то же время нельзя исключить появления этих заболеваний и при воздействии других факторов вне учебного и вне производственного характера. Таким образом, все вышесказанное послужило основой для определения факторов, от которых зависит умственная работоспособность студентов.
Материалы иметоды исследования
При изучении факторов умственной деятельности среды студентов была дана гигиеническая оценка трудовому (учебному) процессу согласно хронометражных данных. При изучении изменений в функциональном состоянии организма студентов проводились физиологические исследования в динамике рабочего дня: в начале учебного дня (830 часов), перед обеденным перерывом (1150 часов) и в конце учебы (1500 часов), при этом прослеживалась вероятность того или иного изменения.
Результаты иобсуждения
Под влиянием учебно-трудовой деятельности работоспособность студентов претерпевает изменения, которые отчетливо наблюдаются в течение дня. Учебный день студенты, как правило, не начинают сразу с высокой продуктивности учебного труда. После звонка они не могут сразу сосредоточиться и активно включиться в занятия. Проходит 10–15, а иногда и более 20 минут, прежде чем работоспособность достигает оптимального уровня. Этот период врабатывания характеризуется постепенным повышением работоспособности с определенными колебаниями. Период оптимальной (устойчивой) работоспособности имеет продолжительность 1,5–3 часа, в процессе чего функциональное состояние студентов характеризуется изменениями функций организма, адекватных той учебной деятельности, которая выполняется. Третий период — период полной компенсации, характеризуется появлением начальных признаков утомления, которые компенсируются волевым усилием и положительной мотивацией. В четвертом периоде наступает неустойчивая компенсация, нарастает утомление, наблюдаются колебания волевого усилия, а также колебания продуктивности учебной деятельности. В пятом периоде начинается снижение работоспособности, которая перед окончанием работы может смениться кратковременным ее повышением за счет мобилизации резервов организма (конечный порыв). При дальнейшем продолжении работы в шестом периоде, происходит резкое уменьшение ее продуктивности. Наличие второго подъема работоспособности объясняется не только суточным ритмом, а главным образом психологической установкой на выполнение учебных заданий. Изменения работоспособности обусловлены и тем, что учебная деятельность студентов характеризуется постоянным переключением различных видов умственной деятельности (лекции, семинары, лабораторные занятия и другие).
Возникновение функциональных состояний студентов и их динамика связаны с длительностью и условиями обучения в вузе, содержание и характеристики которых зависят от курса обучения и общего отношения к учебному процессу. Учебная нагрузка вызывает приспособительные изменения, которые отражаются на показателях работы сердечно-сосудистой системы. Так, к 12 час. отмечалось нарастание процесса утомления, что выражалось в уменьшении среднего показателя ЧСС с 83,1 до 77,6 в минуту, АД — с 119/81 до 115/77 мм рт. ст., при этом после большого перерыва наблюдалась нормализация данных показателей и к 15 ч полное восстановление АД.
Вывод
Таким образом, результаты исследований свидетельствуют о том, что состояние здоровье студентов напрямую связано с работоспособностью, от которого во многом зависит успешность их учебной и производственной деятельности.
Литература:
- Виленский М. Я. Проблема оптимального соотношения умственной и физической деятельности студентов// Проблемы умственного труда. — М., 1983. — Вып. 6. — С. 79–85.
- Коваленко Т. Г., Смеловская Е. Л., Агафонова Л. В. Основы здорового образа жизни и регулирование работоспособности студентов. Учебное пособие. — Волгоград, 2002. — 92 с.
- Пономаренко И. И. Двигательная активность и умственная работоспособность студентов вуза // Гигиена и санитария. — 1980. — № 2. — С. 27–30.
- Ретнев В. М. Физические и нервно-психические нагрузки как вредные производственные факторы и их соотношения с физиологией труда //Гигиена и санитария. – 1990. – № 5. – С.33–35.