В статье раскрыто значение внедрения английского языка в учебный процесс преподавания предмета «Гигиена труда». Применение терминов, терминологий и словосочетаний на английском языке проводится с целью получения современных данных из зарубежных мировых источников и источников Интернета.
Ключевые слова: английский язык, гигиена труда, учебный процесс, освоение предмета, термины и терминология.
In article value of introduction of English in educational process of teaching the subject «Occupational health» is disclosed. Use of terms, terminologiya and phrases in English is carried out for the purpose of obtaining modern data from foreign world sources and sources of the Internet.
Keywords: English, occupational health, educational process, development of a subject, terms and terminology.
На современном этапе реформирования высшего образования серьезные изменения связаны с внедрением не только информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс, но и проблем внедрения английского языка в учебный процесс для освоения учебного материала. Реализация данных реформ должна проводиться путем решения тактических, методических и организационных задач [2, 5, 8].
Именно использование английского языка позволит найти подход к решению основной проблемы современной системы образования, заключающейся в противоречии между быстрым темпом освоения предмета, теоретического материала в современном мире согласно зарубежным источникам, и ограниченными возможностями их усвоения студентами из-за низкого уровня знания иностранного языка [1, 3, 10].
Данная проблема исследования заключается в создании такой универсальной программы внедрения английского языка в процесс формирования грамматических навыков речи, которая была бы адаптирована к целям и задачам образовательной дисциплины «Гигиена труда» и могла бы помочь в решении ряда вопросов:
- повышение эффективности и качества обучения английского языка в ходе преподавания на кафедре через использование новых средств обучения (наглядные, раздаточные, презентативные формы и др.);
- обеспечение коммуникативной направленности «иноязычного образования», обеспечивающую связь между преподавателем и студентом;
- уделять больше внимания процессу самообразования студентов с учетом индивидуального уровня знания английского языка;
- создание информационной и методической базы иностранного языка для преподавателей внутри информационного пространства образовательного учреждения [7, 9].
Предмет «Гигиена труда» включает в себя основные разделы, подразумевающие взаимодействие среды и организма в условиях производственной деятельности, оценку и прогнозирование действия вредных факторов трудового процесса и производственной обстановки на состояние работоспособности, общей и профессиональной заболеваемости. Кроме того, конечной целью освоения предмета является разработка основных направлений профилактики неблагоприятного воздействия профессиональных факторов на состояние здоровья человека с учетом основных целей, задач и методов по организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора в области гигиены труда [4, 6, 13].
Оценка качества и результативности учебного процесса во многом зависит от педагогических возможностей не только самого преподавателя в области английского языка, но и от базового уровня знания данного иностранного языка. Так, в данном случае огромную помощь оказывает разработанный профессорско-преподавательским составом кафедры Коммунальной гигиены и гигиены труда «Краткий русско-узбекско-английский словарь терминов и терминологических словосочетаний по предмету гигиена труда», содержащий 1500 слов и словосочетаний по предмету «Гигиена труда». В данном случае использование в педагогической деятельности передовых форм обучения будет способствовать высокой производительности и результативности обучения [11, 12].
Разработанный сборник ситуационных задач для практических занятий по гигиене труда для студентов магистратуры «Гигиена труда» на английском языке «The collection of situational problems for the practical training on hygiene of labor for students of magistracy on a speciality Occupational health» позволяет находить решения для различных ситуаций в практике, часто встречающихся при проведении государственного санитарного надзора на производственных объектах. При этом используемая медицинская и технологическая современная терминология по оценке уровней вредных производственных факторов на английском языке позволяет ознакомиться с тем, как решаются данные проблемы работниками профилактической медицины (санитарными врачами) в дальнем зарубежье.
Литература:
- Алпатова Р. С., Биболетова М. З., Бим И. Л., Брейгина М. Е., Вайсбурд М. Л., Миролюбов А. А., Поляков О. Г. Вопросы контроля обученности учащихся иностранному языку: Методическое пособие. — Обнинск: Титул, 2000. — 80 с.
- Белая Т. Н., Белый Ю. А. Компьютеризация обучения и преподавание английского языка // Иностранные языки в школе. — 1988. — № 1. — С. 32–35.
- Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособия для учителя 2-е изд., перераб. и доп. — М.: АРКТИ, 2003. — 192 с.
- Гигиена труда. Под редакцией акад. РАМН, проф. Н. Ф. Измерова, проф. В. Ф. Кириллова — М., 2010. — 583 с.
- Давыдова М. А. Деятельностная методика обучения иностранным языкам. — М.: Высшая школа, 1990. — 175 с.
- Кириллов В. Ф. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене труда. — М.: «Медицина», 2008. — 335 с.
- Коряковцева Н. Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: Пособие для учителей. — М.: АРКТИ, 2002. — 176 с.
- Миньяр-Белоручев P. K. О принципах обучения иностранным языкам // Общая методика обучения иностранным языкам. — М., 1991. — С. 43–53.
- Полякова О. Г. Тест как средство контроля при коммуникативном подходе к обучению иностранному языку. Базовый курс: английский и немецкий языки: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. — М, 1995. – 172 с.
- Полякова Т. Ю. Английский язык для диалога с компьютером: Учеб. пособие для технических вузов. — М.: Высш.шк., 2001. — 190 с.
- Практический курс методики преподавания иностранных языков: английский, немецкий, французский: Учебн.пособие // П. К. Бабинская, Т. П. Леонтьева, И. М. Андреасян, А. Ф. Будько, И. В. Чепик. — Изд. 2-е, стер. — Мн.: ТетраСистемс, 2003. — 288 с.
- Ситникова Н. А. Дидактические проблемы применения аудиовизуальных технологий обучения. — М.: Издательство НПО «МОДЭК», 2001. — 64 с.
- Cherilyn Tillman. Principles of occupational health & hygiene Australia, 2007.