Эффективность использования инновационных технологий при компрессивном обучении информатике студентов младших курсов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (135) январь 2017 г.

Дата публикации: 07.01.2017

Статья просмотрена: 174 раза

Библиографическое описание:

Горюшкин, Е. И. Эффективность использования инновационных технологий при компрессивном обучении информатике студентов младших курсов / Е. И. Горюшкин, Е. Ю. Микрюкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 1 (135). — С. 447-449. — URL: https://moluch.ru/archive/135/37861/ (дата обращения: 16.10.2024).



Статья посвящена вопросам организации современного образовательного процесса в вузе при помощи инновационных технологий компрессивного обучения как совокупности средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели. Показана роль информационных технологий, ориентированных на оптимальное управление ходом учебного процесса во всех его проявлениях: в аудиторной, научно-исследовательской и самостоятельной работе студентов младших курсов, учебно-методическом обеспечении предметов, сборе и анализе информации об успеваемости студентов и уровне преподавании.

Ключевые слова: технологии обучения, компрессивное обучение, модульное обучение, информационные технологии

На сегодняшний день современное общество выдвигает ряд новых требований к системе высшего образования: «возрастает необходимость интеграции фундаментального, гуманитарного, специального знания, обеспечивающей всестороннее видение специалистом своей профессиональной деятельности в контексте грядущих технологических и социальных перемен» [6; с. 107].

Современную организацию образовательного процесса необходимо рассматривать как непрерывный интеграционный процесс, направленный на освоение студентом различных способов активной познавательной деятельности, на обеспечение возможностей самораскрытия.

Профессиональная подготовка будущих специалистов, на наш взгляд, должна осуществляется при помощи специально разработанной технологии обучения, в структуру которой необходимо включить такие компоненты как: предварительная диагностика уровня усвоения учебного материала; мотивация и организация образовательной деятельности студентов; действие средств обучения; контроль качества усвоения материала.

Анализ научных источников показал, что в педагогике под технологией обучения подразумевается определенный способ обучения, в котором основную нагрузку по реализации функции обучения выполняет средство обучения под управлением человека [2]. Говоря другими словами, в технологии обучения ведущая роль должна отводиться средству обучения. Преподаватель не просто обучает учащихся, но и выполняет функцию управления средством обучения, а также функции стимулирования и координации деятельности учащихся [8].

Мы придерживаемся понимания технологии обучения как процесса проектирования на практике целостной дидактической системы. В проекте реализации дидактической системы должны быть технологично заданы цели обучения, структурно представлены содержание, логика применения методов обучения в рамках конкретной организационной формы и способа взаимодействия субъектов учебного процесса, определена последовательность оценки результатов усвоения учебной информации с набором методического инструментария в рамках конкретной формы контроля [7; с. 107].

В рамках изучения дисциплины «Современные информационные технологии» уместно говорить о введении такого понятия, как компрессивное обучение. Мы придерживаемся определения Добрицы и Садыковой, согласно которому «под компрессивным обучением понимается технология, позволяющая за ограниченное время усвоить значительный объём материала и которая включает в себя комплексное использование таких направлений как развитие памяти, внимания, технику быстрого чтения, умения анализировать текст, устанавливать взаимосвязи между понятиями, выделять новую смысловую информацию и необходимый для изучения материал, умелое использование информационных систем, технических и информационных средств обучения» [4, с. 17].

Технология компрессивного обучения включает в себя: мотивацию к обучению; обеспечение индивидуальной учебно-познавательной деятельности мыслительного типа; самоконтроль и сотрудничество субъектов процесса обучения; направленную деятельность преподавателя на максимально полное раскрытие потенциала студента; дидактическое управление познавательной деятельностью; прямую оперативную консультативную помощь; рассредоточенный оперативный и текущий контроль; планирование и организационное управление.

Для того чтобы реализовать данную технологию, необходимо предварительно подготовить и разработать методическое и технологическое обеспечение ее реализации.

Структура технологии компрессивного обучения должна включать в себя такие основные компонентов, как: предварительная диагностика уровня усвоения учебного материала (примером этого компонента является тестирование первокурсников в начале семестра для составления представлений об общей подготовленности группы); мотивация и организация учебнойдеятельности студентов, которая представляет собой одно из ведущих направлений работы преподавателя; действие средств обучения (этот этап и является процессом обучения, который осуществляется через взаимодействие студентов со средствами обучения. На этом этапе происходит усвоение учебного материала первокурсником при взаимодействии не с преподавателем, как при фронтальном или индивидуальном обучении, а со средством обучения); контроль качества усвоения материала (в технологии компрессивного обучения компоненты организации деятельности и контроля равнозначны: это два взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга блока, при этом недостаточное внимание к любому из них ведет к снижению эффективности технологии и увеличению необходимого для обучения времени) [5].

Мы исходим из того, что основой образовательного процесса является использование таких технологий, которые в полной мере позволили бы индивидуализировать процесс обучения, активизировать познавательную деятельность, помогали бы в усвоении учебного материала, создавали бы условия для творческого саморазвития и самовыражения [1; с. 76].

Важную роль в этом вопросе играет теория модульного обучения, базирующаяся на принципах: выделения из содержания обучения обособленных элементов; динамичности; действенности и оперативности знаний и их системы; гибкости; осознанной перспективы; разносторонности методического консультирования; паритетности [5].

В соответствии с этим учебный материал по заданной дисциплине конструируется таким образом, чтобы он был представлен определённым законченным блоком, который обеспечивал бы достижение каждым первокурсником поставленных перед ним дидактических целей. В качестве основных компонентов модуля мы выделяем:

а. цель и ожидаемые результаты (знания, умения, навыки, профессиональные компетенции);

б. учебное содержание, доступное для эффективного усвоения студентами (техническое и методическое оснащение образовательного процесса);

в. организационные формы и виды деятельности, методическое руководство по достижению дидактических целей.

г. виды и формы контролирующей деятельности, критерии оценивания.

Для каждого модуля рассматриваемой дисциплины «Современные информационные технологии» нами были разработаны учебно-методические комплексы, находящиеся в открытом доступе на сервере университета в электронном варианте и включающие в себя: учебно-методические пособия, разработанные автором; график учебного процесса; тестовый материал; тезаурус основных понятий и определений [3].

Особую роль в процессе обучения приобретают информационные технологии, ориентированные на оптимальное управление ходом учебного процесса во всех его проявлениях: в аудиторной, научно-исследовательской и самостоятельной работе студентов, учебно-методическом обеспечении предметов, сборе и анализе информации об успеваемости студентов и уровне преподавания.

Анализ теории и практики позволяет утверждать, что успешное протекание образовательного процесса во многом зависит от умелого использования разнообразных форм его организации. Применительно к изучению дисциплины «Современные информационные технологии» это предполагает процесс действенного соединения коллективных, групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности студентов в единое целое, в основе которого лежит использование возможностей информационных технологий.

Научное обоснование предлагаемой технологии компрессивного обучения предполагает учет того, что для каждой личности свойственно стремление развиваться в индивидуальном темпе и условиях. Необходимо дать студенту возможность самостоятельно выбирать форму организации своей деятельности, индивидуальную или коллективную, постепенно продвигаясь от репродуктивных форм к продуктивным и творческим.

Использование технологии компрессивного обучения позволило нам создать наиболее благоприятные условия для формирования у студентов глубоких систематизированных знаний, максимально пригодных для их дальнейшего применения в будущей профессиональной деятельности.

Литература:

  1. Богословский В. А., Караваева Е. В., Ковтун Е. Н. и др. Методические рекомендации по проектированию оценочных средств для реализации многоуровневых образовательных программ ВПО при компетентностном подходе. — М.: МГУ, 2007. — 148 с.
  2. Бордовская Н. В., Даринская Л. А., Костромина С. Н. Современные образовательные технологии. — М.: Кнорус, 2011. — 269 с.
  3. Горюшкин Е. И., Андрухова Е. С. Использование прикладных информационных технологий в процессе обучения информатике будущих медработников (тезисы сообщ. науч.-практич. конф.) // Информационно-телекоммуникационные системы и технологии (ИТСиТ-2015): Материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Кемерово; Кузбас. гос. техн. ун-т им. Т. Ф. Горбачева. — Кемерово, 2015. — [Электронное издание].
  4. Добрица В. П., Садыкова А. Ж. К вопросу о необходимости компрессионных методов обучения [текст] // Качество школьного образования: состояние, тенденции и перспективы. Материалы международной научно-практической конференции (18–19 мая 2000г.), ч. 2, МОН РК, КОА им. Алтынсарина, ИОО. — Алматы, 2000. — С. 34–36.
  5. Емельянова Е. Ю. Формирование готовности к проектированию индивидуальной образовательной траектории у будущих журналистов (на примере изучения информационных технологий) [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Орловский государственный университет. — Орел, 2013. — 235 с.
  6. Карпенко М. П. Живые страницы истории Современной гуманитарной академии. — М.: СГУ, 2007. — 398 с.
  7. Кузовлёв В. П. Профессиональная подготовка студентов в пед. вузе [Текст]: автореф. дисс. докт. пед наук. — М., 1999. — 35 с.
  8. Самостоятельная работа студентов: метод указания / сост.: А. С. Зенкин, В. М. Кирдяев, Ф. П. Пильгаев, А. П. Лащ. — Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2009. — 35 с.
Основные термины (генерируются автоматически): средство обучения, учебный материал, образовательный процесс, учебный процесс, обучение, процесс обучения, технология обучения, модульное обучение, оптимальное управление, познавательная деятельность.


Похожие статьи

О методах и технологиях интенсивного обучения иностранному языку как средству мотивации и оптимизации учебного процесса

Автор статьи обобщает опыт своих коллег в преподавании иностранных языков, подчеркивая при этом роль активных методов обучения, позволяющих интенсифицировать процесс обучения для более качественного достижения личностно-образовательных целей при опти...

Аудиовизуальные технологии как неотъемлемое средство формирования общекультурных компетенций у студентов вышей школы

Современные тенденции развития информационных технологий диктуют необходимость расширения форм, методов и средств обучения за счет широкого использования современных электронных информационно-коммуникативных подходов — телевидение, видео, средства му...

Применение мультимедийных средств в процессе обучения

В статье рассматривается значение современных информационных и мультимедийных технологий в процессе обучения. На примере созданного автором мультимедийного электронного учебника по дисциплине «Программно-аппаратная защита информации» с разграниченным...

Подходы к эффективному использованию цифровых образовательных ресурсов в обучении английскому языку

В данной статье актуализируется проблема важности цифровизации образования и формирования профессионально значимых цифровых компетенций преподавателей для повышения эффективности образовательного процесса. Особое внимание уделяется особенностям эффек...

Использование активных форм учебной работы на уроках русского языка в начальной школе

В статье рассматривается одна из актуальных проблем современной начальной школы в условиях ФГОС НОО, доказывается необходимость внедрения активных форм и методов обучения, эффективно организующих учебный процесс на уроках русского языка, рассматривае...

Инновационные способы и средства оценки компетенций по профессиональному модулю «Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья» в ГПОУ КемПК

В статье представленные инновационные способы и средства оценки компетенций студентов СПО. Каждый из представленных методов позволяет не только определить уровень сформированности знаний, умений и навыков, но и творчески подойти к подаче нового и зак...

Вопросы контроля и оценки результатов текстовой деятельности на уроках иностранного языка

В современных условиях проблема организации и содержания контроля в обучении иностранному языку рассматривается как приоритетное направление модернизации школьного образования. В статье рассматриваются особенности контроля при оценке результатов текс...

Современные методы при подготовке учителей истории и обществознания

Статья посвящена практическому применению современных методов при подготовке учителей истории и обществознания. Особое внимание уделяется интерактивным методам обучения. Использование инновационных технологий на уроках истории позволяет развивать у с...

Образовательные технологии в преподавании дисциплин естественнонаучной направленности

Современные тенденции развития высшего профессионального образования требуют нового подхода к организации учебного процесса, с целью развития и формирования профессиональных компетенций обучающихся. Автор предлагает к использованию современные образо...

Развитие самостоятельности будущих учителей в процессе их подготовки к решению прикладных задач по математике

В статье анализируется процесс подготовки будущих учителей к решению задач прикладного характера с точки зрения продуктивного обучения в вузе. Упор при этом делается на самостоятельную работу студентов. Сделана попытка придать практико-ориентированно...

Похожие статьи

О методах и технологиях интенсивного обучения иностранному языку как средству мотивации и оптимизации учебного процесса

Автор статьи обобщает опыт своих коллег в преподавании иностранных языков, подчеркивая при этом роль активных методов обучения, позволяющих интенсифицировать процесс обучения для более качественного достижения личностно-образовательных целей при опти...

Аудиовизуальные технологии как неотъемлемое средство формирования общекультурных компетенций у студентов вышей школы

Современные тенденции развития информационных технологий диктуют необходимость расширения форм, методов и средств обучения за счет широкого использования современных электронных информационно-коммуникативных подходов — телевидение, видео, средства му...

Применение мультимедийных средств в процессе обучения

В статье рассматривается значение современных информационных и мультимедийных технологий в процессе обучения. На примере созданного автором мультимедийного электронного учебника по дисциплине «Программно-аппаратная защита информации» с разграниченным...

Подходы к эффективному использованию цифровых образовательных ресурсов в обучении английскому языку

В данной статье актуализируется проблема важности цифровизации образования и формирования профессионально значимых цифровых компетенций преподавателей для повышения эффективности образовательного процесса. Особое внимание уделяется особенностям эффек...

Использование активных форм учебной работы на уроках русского языка в начальной школе

В статье рассматривается одна из актуальных проблем современной начальной школы в условиях ФГОС НОО, доказывается необходимость внедрения активных форм и методов обучения, эффективно организующих учебный процесс на уроках русского языка, рассматривае...

Инновационные способы и средства оценки компетенций по профессиональному модулю «Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья» в ГПОУ КемПК

В статье представленные инновационные способы и средства оценки компетенций студентов СПО. Каждый из представленных методов позволяет не только определить уровень сформированности знаний, умений и навыков, но и творчески подойти к подаче нового и зак...

Вопросы контроля и оценки результатов текстовой деятельности на уроках иностранного языка

В современных условиях проблема организации и содержания контроля в обучении иностранному языку рассматривается как приоритетное направление модернизации школьного образования. В статье рассматриваются особенности контроля при оценке результатов текс...

Современные методы при подготовке учителей истории и обществознания

Статья посвящена практическому применению современных методов при подготовке учителей истории и обществознания. Особое внимание уделяется интерактивным методам обучения. Использование инновационных технологий на уроках истории позволяет развивать у с...

Образовательные технологии в преподавании дисциплин естественнонаучной направленности

Современные тенденции развития высшего профессионального образования требуют нового подхода к организации учебного процесса, с целью развития и формирования профессиональных компетенций обучающихся. Автор предлагает к использованию современные образо...

Развитие самостоятельности будущих учителей в процессе их подготовки к решению прикладных задач по математике

В статье анализируется процесс подготовки будущих учителей к решению задач прикладного характера с точки зрения продуктивного обучения в вузе. Упор при этом делается на самостоятельную работу студентов. Сделана попытка придать практико-ориентированно...

Задать вопрос