Оценка эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг населению | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №1 (135) январь 2017 г.

Дата публикации: 08.01.2017

Статья просмотрена: 20216 раз

Библиографическое описание:

Аджубей, Р. В. Оценка эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг населению / Р. В. Аджубей. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 1 (135). — С. 135-140. — URL: https://moluch.ru/archive/135/37885/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассмотрены основные параметры оценки эффективности предоставляемых услуг, направленные на улучшение качества и доступности предоставления государственных (муниципальных) услуг в целях повышения эффективности государственного управления.

Ключевые слова: государственная услуга, муниципальная услуга, предоставление государственных услуг, социологический опрос, удовлетворенность населения качеством услуг

Основной задачей данной статьи представлена возможность повышения качества услуг, предоставляемых государственными органами и органами местного самоуправления.

Задача повышения качества государственных и муниципальных услуг является весьма актуальной и является одним из приоритетных направлений как в работе Правительства Российской Федерации, так и в работе региональных властей. Отсутствие очередей, быстрота обслуживания, возможность получения услуг в электронном виде — задачи, решение которых позволит сделать общение заявителей с государственными либо муниципальными органами максимально комфортным.

Процесс предоставления муниципальной услуги обычно сопровождается сбором различного рода сведений, выписок, справок и формированием на их основе пакета документов, необходимых для получения услуги. Иногда на сбор таких документов у заявителя уходят недели, а то и месяцы. В целях эффективности и доступности предоставления муниципальных услуг, для преодоления административных барьеров необходимо обеспечение возможности получения муниципальных услуг по принципу «единого окна».

Под качественным государственным (муниципальным) управлением понимается управление, основанное на принципах: законности, оперативности реагирования на запросы общества, широкого общественного участия, прозрачности, эффективности и результативности.

Работа по повышению качества предоставления государственных и муниципальных услуг — это комплексная задача, которую решают многие ведомства.

Система управления качеством оказания государственных и муниципальных услуг через открытость, прозрачность, общественную экспертизу позволяет осуществлять:

− формирование репутации государственных и муниципальных органов власти как гаранта качества предоставляемых услуг;

− профилактику коррупции в сфере оказания государственных и муниципальных услуг;

− минимизацию социальной напряженности;

− профилактику скрытой дискриминации при оказании услуг населению.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» утверждены показатели, достижение которых органами государственной власти и местного самоуправления предусмотрено к 2018 году.

Конкретно в нем определено, что Правительству РФ необходимо обеспечить достижение следующих показателей [1]:

а. уровень удовлетворенности граждан РФ качеством предоставления государственных и муниципальных услуг к 2018 г. ‒ не менее 90 %;

б. доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, к 2018 г. ‒ не менее 70 %;

в. доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна», в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг‒ не менее 90 %.

К факторам, обеспечивающим качество и доступность государственных либо муниципальных услуг, относятся [2]:

− формирование для каждого учреждения государственного или муниципального задания на оказание государственных или муниципальных услуг (выполнение работ) с указанием показателей объема и качества его выполнения;

− обеспечение контроля за выполнением государственного или муниципального задания;

− установление прямой связи результатов деятельности учреждений от объема финансового обеспечения выполнения задания (размера субсидии);

− определение перечня услуг, финансируемых за счет бюджета соответствующего уровня, и четкие требования к порядку оказания платных услуг учреждениями и определению их стоимости для потребителя.

К мерам по оценке эффективности и качества государственных и муниципальных услуг, можно отнести:

1) исследование и анализ функций и непосредственной деятельности каждого органа государственной и муниципальной власти;

2) создание правовой основы предоставления государственных и муниципальных услуг населению с учетом:

− исключения возможности для коррупционных правонарушений;

− закрепления и определения критерии платности государственных и муниципальных услуг;

− определения правового закрепления административных процедур;

3) разработка стратегических целей и задач каждого ведомства в зависимости от приоритетов политики государства;

4) оптимизация муниципальных услуг (создание перечня государственных и муниципальных услуг);

5) принятие административных регламентов, стандартов предоставления государственных и муниципальных услуг;

6) усиление контроля соответствующих ведомств, общественных организаций на вопрос качества предоставления государственных и муниципальных услуг населению путем проведения регулярного опроса населения, постоянного мониторинга степени удовлетворенности населения предоставляемыми услугами, проведения системных исследований по оценке качества услуг, разработки рекомендаций для подотчетных ведомств.

Для оценки результатов деятельности по повышению качества предоставления государственных или муниципальных услуг проводится систематический мониторинг качества предоставления государственных и муниципальных услуг, который являясь обязательным инструментом анализа текущей практики предоставления услуг как органами государственной власти, так и органами местного самоуправления направлен на выявление наиболее проблемных сфер оказания государственных или муниципальных услуг, отслеживание динамики показателей оказания наиболее массовых услуг и получения объективной информации о степени удовлетворенности граждан.

Основная цель мониторинга — систематическое выявление наиболее проблемных сфер оказания государственных и муниципальных услуг.

При проведении мониторинга выявляются, анализируются и оцениваются значения следующих основных параметров качества предоставления государственных или муниципальных услуг:

− соблюдение стандартов качества государственных или муниципальных услуг, в том числе стандартов комфортности предоставления государственных либо муниципальных услуг;

− проблемы, возникающие у заявителей при получении государственной, либо муниципальной услуги;

− удовлетворенность получателей государственной или муниципальной услуги ее качеством и доступностью (в целом и по исследуемым параметрам), их ожидания в отношении улучшения качества предоставления исследуемой государственной (муниципальной) услуги;

− обращения заявителя в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, а также обращения в организации, обусловленные требованиями указанных органов, необходимые для получения конечного результата государственной или муниципальной услуги: их нормативно установленные и фактические (реальные) состав и количество;

− финансовые затраты заявителя при получении им конечного результата от государственной или муниципальной услуги: нормативно установленные и реальные (по всем фактически необходимым обращениям и в целом на получение государственной или муниципальной услуги), отклонение реальных от нормативно установленных значений [3].

Наиболее удовлетворены оказанием государственных и муниципальных услуг граждане, которые обращались за получением выписок из хозяйственной книги, справок о составе семьи, регистрацией рождения ребенка, усыновления. Уровень удовлетворенности ниже среди тех респондентов, кто обращался за формированием решения о перепланировке квартиры и получением пособия по безработице.

Самым популярным способом обращения за государственными и муниципальными услугами остается прямое непосредственное обращение граждан, во вторую очередь — письменное обращение.

Более половины населения при получении государственных либо муниципальных услуг используют Интернет, когда необходимо оперативно получить информацию о деятельности органов власти, уточнить режим работы, контактные данные ответственных специалистов, посмотреть формы документов. При этом жители городов в большей степени ориентированы на получение информации через Интернет, тогда как жители села — на непосредственное обращение в само учреждение или к родственникам и знакомым.

Характеристики качества и доступности предложения услуг, предоставляемых государственными (муниципальными) учреждениями, должны быть разработаны отталкиваясь от более существенных задач, с которыми сталкиваются потребители услуг. Система характеристик качества обязана быть единой для всех как государственных, так и муниципальных учреждений, оказывающих одинаковую услугу. Значения характеристик качества обязаны устанавливаться индивидуально для каждого государственного или муниципального учреждения с учетом его специфики.

Если федеральные ведомства выражают заинтересованность в более массовом предоставлении государственных услуг в МФЦ, то из представленной информации в отношении муниципальных услуг можно сделать вывод об очень низком уровне обращения заявителей в МФЦ.

Существенным недостатком является отсутствие указания на количество граждан, участвующих в оценке деятельности органа исполнительной власти. Например, если государственную услугу в социальной сфере получили 100 граждан, а оценили ее качество только двое из них, например, положительно, то следует вывод, что орган исполнительной власти работает эффективно. Мнения же остальных 98 граждан остались при этом невыясненными.

Считаем, что выходом из сложившейся ситуации может быть установление при проведении мониторинга определенного числа граждан (например, не менее 50 % граждан, обратившихся за услугой), на основании мнения которых будет оцениваться эффективность деятельности органа исполнительной власти. Однако гражданин вправе отказаться от оценивания качества предоставленных услуг.

При исследовании признаков качества и доступности предложения услуг принимается во внимание виды деятельности учреждений, а также характеристики, устанавливаемые в докладах о итогах и основных направлениях деятельности, долговременных и ведомственных целевых программах.

Характеристики качества и доступности государственных (муниципальных) услуг должны быть сопоставимыми и количественно измеряемыми и отражать базисные параметры оказания услуги.

6 марта 2015 года было утверждено постановление № 197, направленное на совершенствование заложенной в постановлении № 1284 методики оценки эффективности госслужащих.

Минэкономразвития России также создан инструмент обратной связи, позволяющий гражданам оценить качество предоставления государственных и муниципальных услуг, — публичная система «Ваш контроль» (Информационно-аналитическая система мониторинга качества государственных услуг или АИС МКГУ). В течение 2015 года к системе были подключены Пенсионный Фонд России, Фонд социального страхования, Федеральная служба судебных приставов, Роспотребнадзор и Росимущество.

За весь период работы в ИАС МКГУ [4] оценено более 11 миллионов государственных и муниципальных услуг (через МФЦ, сайт «Ваш контроль», виджеты, телефонный центр, SMS-опросы, Единый портал госуслуг). В настоящее время количество отзывов превышает 54 тысячи.

Оценка россиянами качества государственных услуг в системе «Ваш контроль» на апрель 2016 года приводится на рисунке 1.

Рис. 1. Оценка россиянами качества государственных услуг в системе «Ваш контроль» на апрель 2016 года [4]

Повышение качества предоставления государственных услуг в органах власти способствует увеличению намерения использовать Портал государственных услуг.

Кроме того, большему намерению использования электронных государственных услуг на Портале соответствуют более высокий образовательный и материальный уровень, женский пол, более качественное предоставление услуг традиционным способом и доверие к органам власти. Увеличение возраста, в свою очередь, уменьшает желание пользоваться электронными государственными услугами, что является серьёзным барьером в связи с наличием большого количества людей старших возрастных категорий.

Кроме того, большое внимание заслуживает и общие зависимости, связанные с осведомленностью Портала, его использованием и намерением на будущее (см. Рисунок 2).

Рис. 2. Процентное соотношение граждан, осведомленных о Портале государственных услуг, пользующихся и намеревающихся его использовать в будущем [5]

Аналогичная ситуация и с теми, кто пользуется Порталом для получения услуг. Доля граждан, использующих данную технологию электронного правительства и обратившихся при этом в МФЦ, равна лишь 11 %. В то же время из числа опрошенных в социальных сетях 56 % граждан пользуются Порталом.

Среди всех опрошенных, кто пользуется Порталом для получения электронных государственных услуг, большую долю респондентов (45 % граждан) занимают те, кто оценил качество предоставления услуг на Портале ниже оценки «удовлетворительно» (см. Рисунок 3). Однако, несмотря на данное обстоятельство, 72 % из них будут и дальше пользоваться Порталом. Это связано, возможно, с тем, что большинство опрошенных пользуются электронными дневниками, что, по сути, не имеет альтернативного варианта.

Рис. 3. Оценка респондентами качества предоставления электронных государственных услуг на Портале государственных услуг [5]

Однако доля разочаровавшихся пользователей достаточно высокая — это 28 % опрошенных. Примечательно, что на сегодняшний день отсутствуют какие-либо меры по возвращению утраченной лояльности, несмотря на то, что, как и в частном секторе, негативный опыт потребителя влияет на имидж поставщика услуг.

Сайты органов исполнительной власти, предоставляющих электронные государственные услуги, практически полностью не удовлетворяют Методическим указаниям, что характеризует низкую степень готовности стороны предложения выполнять мероприятия по достижению целевого показателя.

В то же время усугубляет ситуацию и низкий спрос на электронные государственные услуги, предъявляемый гражданами. Более того, некоторые демографические особенности населения ограничивают достижение целевого показателя, так как большую долю граждан занимают люди старше 60-ти летнего возраста и младше 18-ти лет (около 37 %).

На основании изученных международных исследований и особенностей населения были сформулированы следующие выводы:

1) При формировании государственного (муниципального) задания для беспристрастной оценки качества оказываемой услуги целесообразно закрепить несколько признаков, характеризующих исполнение ключевых параметров деятельности учреждения. Составление объективной системы характеристик качества услуг и их постоянный мониторинг дадут возможность оценить эффективность деятельности учреждения и исполнения им государственного (муниципального) задания.

2) Повышение качества государственных или муниципальных услуг (работ) также предполагается достичь путем создания соответствующей нормативно-правовой базы, регулирующей привлечение к оказанию государственных или муниципальных услуг (работ) негосударственных организаций посредством внедрения конкурсного размещения государственного (муниципального) заказа на оказание государственных или муниципальных услуг с участием негосударственных организаций и полномасштабного применения принципов «эффективного контракта» в государственных или муниципальных учреждениях.

3) Создание единой методологии расчета нормативных затрат на оказание государственной или муниципальной услуги также позволит повысить уровень доступности и качества оказания государственных либо муниципальных услуг.

4) Для улучшения и повышения лояльности со стороны заявителей получающих государственные и муниципальные услуг, есть ряд предложений:

− установить более доступный для работающего населения график приема органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги;

− увеличить штатную численность работников органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, что позволит сократить время ожидания в очередях;

− сократить сроки оказания услуг посредством внесения изменений в регламенты предоставления услуг (где это не противоречит действующему законодательству РФ).

− увеличение числа парковочных мест.

− улучшение доступности предоставления информации о порядке предоставления услуг.

5) Дальнейшее совершенствование законодательства позволит расширить количество услуг, предоставляемых в многофункциональных центрах по принципу «одного окна».

6) В свою очередь, мероприятия по выявлению негативного опыта должны быть обеспечены путем проведения всесторонних опросов о качестве предоставления услуг и о возможности внедрения новых услуг. Работа над ошибками должна быть официально опубликована, с возможностью оставления комментариев пользователей Портала о возможном прогрессе или очередном выявленном недочете. Тех, кто больше не желает использовать Портал, также необходимо привлекать путем применения различных стимулирующих инструментов. Например, предоставлять возможность получения первой услуги в первоочередном порядке (со значительным сокращением сроков) или предоставления скидки на оплату пошлины.

Интересной инициативой может стать внедрение «контекстных услуг» на примере Эстонии, когда оценивается конкретная жизненная ситуация и предлагаются сопутствующие услуги в индивидуальном порядке. Например, при получении пособия по рождению ребенка матерям могут сразу посоветовать занять очередь в детский сад, с учетом анализа всех доступных и удобных вариантов.

Тем не менее, все мероприятия, предпринятые правительством в этом направлении, будут успешными лишь тогда, когда данные инициативы будут основаны на нуждах и потребностях потребителей с учетом факторов спроса.

Литература:

  1. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» // Российская газета № 5775 (102) от 09.05.2012.
  2. Письмо Минфина России № 12–08–22 / 1959 «Комплексные рекомендации органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» от 16.05.2011 г.
  3. Постановление Правительства РФ от 12.12.2012 № 1284 «Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) с учетом качества предоставления ими государственных услуг, а также о применении результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей».
  4. Портал административной реформы. Совершенствование государственного управления — Электронный ресурс — Режим доступа: http://ar.gov.ru/ru/gos_uslugi_03_sbor_mnenij_grazhdan/index.html(дата обращения: 17.11.2016).
  5. Росреестр прогнозирует спрос на электронные услуги [Электронный ресурс] // Вести. Экономика. — Режим доступа: http://www.vestifinance.ru/articles/59235/print (дата обращения: 17.11.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): услуга, муниципальная услуга, исполнительная власть, гражданин, доля граждан, качество предоставления, местное самоуправление, орган, повышение качества предоставления, Портал.


Похожие статьи

К вопросу о повышении эффективности и качества оказания государственных и муниципальных услуг

В статье рассмотрены основные направления повышения эффективности и качества оказания государственных и муниципальных услуг. Охарактеризована роль цифровизации в системе оказания государственных и муниципальных услуг. Выделены основные проблемы разви...

Качество образовательных услуг в условиях муниципальной системы образования: проблемы, перспективы

Статья посвящена оценке качества предоставления образовательных услуг на уровне муниципального образования. В ней рассмотрены проблемные зоны и определены перспективы развития муниципальной системы образования.

Особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования

В статье рассматриваются правовые основы предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере образования. Выявлены особенности формирования государственных (муниципальных) услуг в этой сфере.

Обязанности органов, представляющих государственные услуги, органов, представляющих муниципальные услуги, и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций

Автором в данной работе рассматривается организация деятельности государственных и муниципальных органов, осуществляющих предоставление услуг; обязанности органов по оказанию услуг и требования к их оказанию.

Предоставление государственных и муниципальных услуг и функции органов публичной власти: соотношение понятий

В статье рассмотрено соотношение понятий предоставления государственных и муниципальных услуг с функциями органов публичной власти, проведенный анализ отразил необходимость корректировки законодательных актов.

Административные регламенты предоставления государственных услуг

Статья посвящена внедрению нормативных актов и стандартов при оказании государственных и муниципальных услуг. Автор обосновывает необходимость создания системы предоставления государственных услуг и удобства получения этих услуг гражданами и юридичес...

Многофункциональные центры как инструмент повышения качества предоставления государственных услуг

Актуальность данной темы определяется тем, что одной из важнейших задач, поставленных перед органами государственного управления, является повышение качества жизни населения, создание комфортной среды проживания и предоставление соответствующих публи...

Оптимизация процессов предоставления государственных услуг как основное направление проведения административной реформы

В статье рассматриваются вопросы регламентации государственных услуг как одного из основных направлений проведения административный реформы. Сформулированы теоретические аспекты, основы нормативно-правового регулирования, изучен опыт совершенствовани...

Мониторинг качества оказания медицинских услуг населению: системный подход

Данная статья является попыткой систематизации понятия мониторинга оказания медицинских услуг населению с позиции системного подхода. Также в данной работе были рассмотрены этапы проведения мониторинга медицинских услуг.

Правовой анализ принципов предоставления государственных и муниципальных услуг

В статье рассмотрены принципы предоставления государственных и муниципальных услуг, проведенный анализ отразил неоднозначный подход к пониманию содержания некоторых из них.

Похожие статьи

К вопросу о повышении эффективности и качества оказания государственных и муниципальных услуг

В статье рассмотрены основные направления повышения эффективности и качества оказания государственных и муниципальных услуг. Охарактеризована роль цифровизации в системе оказания государственных и муниципальных услуг. Выделены основные проблемы разви...

Качество образовательных услуг в условиях муниципальной системы образования: проблемы, перспективы

Статья посвящена оценке качества предоставления образовательных услуг на уровне муниципального образования. В ней рассмотрены проблемные зоны и определены перспективы развития муниципальной системы образования.

Особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования

В статье рассматриваются правовые основы предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере образования. Выявлены особенности формирования государственных (муниципальных) услуг в этой сфере.

Обязанности органов, представляющих государственные услуги, органов, представляющих муниципальные услуги, и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций

Автором в данной работе рассматривается организация деятельности государственных и муниципальных органов, осуществляющих предоставление услуг; обязанности органов по оказанию услуг и требования к их оказанию.

Предоставление государственных и муниципальных услуг и функции органов публичной власти: соотношение понятий

В статье рассмотрено соотношение понятий предоставления государственных и муниципальных услуг с функциями органов публичной власти, проведенный анализ отразил необходимость корректировки законодательных актов.

Административные регламенты предоставления государственных услуг

Статья посвящена внедрению нормативных актов и стандартов при оказании государственных и муниципальных услуг. Автор обосновывает необходимость создания системы предоставления государственных услуг и удобства получения этих услуг гражданами и юридичес...

Многофункциональные центры как инструмент повышения качества предоставления государственных услуг

Актуальность данной темы определяется тем, что одной из важнейших задач, поставленных перед органами государственного управления, является повышение качества жизни населения, создание комфортной среды проживания и предоставление соответствующих публи...

Оптимизация процессов предоставления государственных услуг как основное направление проведения административной реформы

В статье рассматриваются вопросы регламентации государственных услуг как одного из основных направлений проведения административный реформы. Сформулированы теоретические аспекты, основы нормативно-правового регулирования, изучен опыт совершенствовани...

Мониторинг качества оказания медицинских услуг населению: системный подход

Данная статья является попыткой систематизации понятия мониторинга оказания медицинских услуг населению с позиции системного подхода. Также в данной работе были рассмотрены этапы проведения мониторинга медицинских услуг.

Правовой анализ принципов предоставления государственных и муниципальных услуг

В статье рассмотрены принципы предоставления государственных и муниципальных услуг, проведенный анализ отразил неоднозначный подход к пониманию содержания некоторых из них.

Задать вопрос