Понятие и исследования ранних дезадаптивных схем в психологии и психотерапии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №1 (135) январь 2017 г.

Дата публикации: 08.01.2017

Статья просмотрена: 2834 раза

Библиографическое описание:

Шевелева, Е. В. Понятие и исследования ранних дезадаптивных схем в психологии и психотерапии / Е. В. Шевелева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 1 (135). — С. 416-419. — URL: https://moluch.ru/archive/135/37889/ (дата обращения: 23.12.2024).



Термин «схема» применяется в психологии и психотерапии на протяжении многих лет. Этот термин был впервые использован в трудах представителей когнитивного направления в психологии Ф. Ч. Бартлетта и Ж. Пиаже [4, 6]. Когнитивными схемами у этих исследователей называются относительно устойчивые когнитивные модели, посредством которых люди сортируют и синтезируют поступающую информацию.

Бек и Фримен отмечают, что такие понятия, как «схемы», «убеждения», «правила», «когнитивные паттерны», «когниции» являются смежными [1, 8]. Кроме того, понятие «схема» подобно введенному Джорджем Келли термину «личностные конструкты» [10].

Убеждения и правила отражают содержание схем, определяют содержание мышления, эмоций и поведения.

В когнитивной психологии схема рассматривается как особым образом организованная система прошлого опыта, обретенного в процессе познания, с помощью которой объясняется переживание опыта настоящего времени [5].

Понятие схемы было использовано А. Беком в рамках когнитивной терапии для описания когнитивных паттернов, сформированных в результате прошлого опыта и определяющих его реакцию на различные ситуации [1, с. 181–183]. По его мнению, схемы — это фундаментальные элементы личности, от которых зависят когнитивные, эмоциональные и мотивационные процессы, которые идут от оценки к эмоциональному и мотивационному возбуждению и, наконец, к выбору и реализации релевантной стратегии. Индивид воспринимает и интерпретирует события, руководствуясь доминирующей в его сознании концептуальной схемой. Помимо ориентированных на реальность адаптивных схем А. Бек выделяет дисфункциональные схемы, основанные на искаженных суждениях и сопутствующей этим суждениям тенденции допускать когнитивные ошибки в некоторых типах ситуаций [1].

Дисфункциональные схемы могут долгое время оставаться в дезактивированном состоянии, но легко приводятся в движение специфичным средовым стимулом (например, стрессовой ситуацией). При этом любой опыт, в том числе травматический, ложится на уже существующие у индивида схемы.

А. Беком были выделены различные типы схем по их функциям: когнитивные схемы связаны с абстрагированием, интерпретацией и припоминанием; аффективные схемы ответственны за возникновение чувств; мотивационные схемы имеют дело с желаниями и влечениями; инструментальные схемы обеспечивают подготовку к действию; схемы контроля участвуют в самоконтроле и запрещении или направлении тех или иных действий. Зачастую различные типы схем действуют последовательно.

Схемы обладают следующими структурными качествами: широтой, гибкостью или жёсткостью, интенсивностью, уровнем активации [1].

Дж. Янг обратил внимание на то, что дисфункциональные схемы обычно произрастают из трудного детства, в котором базовые потребности ребенка не были удовлетворены, в результате чего у него формировались дезадаптивные стили совладания или выживания, впоследствии порождающие неадекватность его поведения [20]. Такие схемы, сформированные в раннем детстве, Дж. Янг назвал ранними дезатаптивными схемами [19].

Ранняя дезадаптивная схема представляет собой модель восприятия действительности, которая была сформирована в детстве под влиянием травматических событий или плохого обращения и применяющаяся на протяжении всей жизни при некоторой схожести обстоятельств с событиями в детстве. Дж. Янг отмечает, что образование ранних дезадаптивных схем чаще всего (но не во всех случаях) происходит в результате переживания травматического или эмоционально деформирующего опыта в раннем детском возрасте в процессе общения ребёнка с ближайшим окружением (иными словами, ранней детской травмы) [19].

Ранняя детская травма — переживание ребёнком какого-либо события, которое является эмоционально болезненным и оказывает долговременное разрушительное влияние на ребёнка как на психическом, так и на физическом уровне [3].

Как уже было сказано, не все ранние дезадаптивные схемы возникают вследствие ранней детской травмы, однако все они имеют негативные последствия [19]. При этом чем интенсивнее воздействие травмирующих факторов, тем более выражены и устойчивы формирующиеся схемы.

К формированию дезадаптивных схем могут привести ситуации, вступающие в противоречие с базовыми убеждениями индивида. Данное понятие было предложено Р. Янов-Бульман, которая определяет его как «имплицитные, глобальные, устойчивые представления индивида о мире и о себе, оказывающие влияние на мышление, эмоциональные состояния и поведение человека». К базовым убеждениям она относит веру в то, что в мире больше добра, чем зла; убеждение в том, что мир полон смысла; убеждение в ценности собственного «Я». Базовые убеждения личности претерпевают серьезные изменения под влиянием перенесенных личностью детских психологических травм и травматических событий, в результате которых основательно разрушаются привычные жизненные представления и схемы поведения. Возникают дезадаптивные схемы [9].

Ранние дезадаптивные схемы нарушают нормальную социальную адаптацию, ограничивая поведение человека, так как являются ригидными, самоподдерживающимися механизмами, которые заставляют человека отражать только соответствующую схемам информацию, воспринимаются им как фактическое, достоверное знание о себе и об окружающем мире.

Для активации ранних дезадаптивных схем зачастую необходимо определенное «пусковое» событие, которое активизирует ту или иную схему, которая ранее не проявлялась и не осознавалась человеком. Схемы могут «запускаться» как релевантными событиями, так и настроением человека, и часто это сопровождается высоким уровнем аффекта и низким уровнем критичности к своему состоянию. Все это мешает человеку удовлетворить свои основные потребности и, как правило, приводит к неблагоприятным последствиям для самого человека либо для окружающих его людей, препятствует построению и поддержанию гармоничных отношений [20].

Дж. Янг отмечает, что у всех индивидов, включая детей, присутствуют ранние дезадаптивные схемы, несмотря на то, что имеют разную степень выраженности. С возрастом ранние дезадаптивные схемы становятся все более сложными и могут оказывать влияние на многие сферы жизни человека.

В настоящее время исследователи рассматривают ранние дезадаптивные схемы как предикторы развития различных отклонений и психопатологий.

Влиянию ранних дезадаптивных схем на пищевое поведение посвятили свои труды Г. Уоллер, Р. Шах, В. Оганян, П. Эллиот, Дж. Блиссет, К. Мейер, К. Диксон, Дж. Селлингс, Л. Влиерберге, К. ван Брает, Л. Гуссенс, З. Юнока, Т. Толгиес, П. Зобор [15, 16, 18]. Связь некоторых типов ранних дезадаптивных схем и риска повторения попыток суицида исследовали Р. Дейл, К. Пауэр, С. Кейн, А. М. Стюарт и Л. Мюррей [7]. Связь между наличием ранних дезадаптивных схем и симптомами депрессии, тревожности выявили М. Н. Люмли и К. Л. Харкнесс [11].

Как уже было сказано, ранние дезадаптивные схемы присутствуют и у здоровых людей. Ранние дезадаптивные схемы в семейных парах рассматривались как предикторы разводов в работах Н. Йосефи, О. Этемади, Ф. Бахрами, М. Фатехизаде, С. Ахмади [7]. Влияние ранних дезадаптивных схем на межличностные и супружеские отношения исследовал Н. Фримен [2]. Связь ранних дезадаптивных схем с формированием отношения к родительству и детям изучали С. Фарроу и Дж. Блиссет [2]. Тема ранних дезадаптивных схем у детей затронута в исследованиях М. Рийкбоер, Г. М. де Боо и К. Луз, П. Грааф, Г. Зарбок [2]. Проблемой изучения ранних дезадаптивных схем в подростковом и юношеском возрасте занимаются Л. ван Влиерберге, К. Брает, Г. Босманс, Й. Россел, С. Бёгельс [16]. Связь ранних дезадаптивных схем с эффективностью прохождения возрастных кризисов и решением задач развития описал Дж. Тимм [13]. Рассмотрением ранних дезадаптивных схем в контексте жизненной истории личности и особенностей переживания личностью трудных жизненных ситуаций и негативно эмоционально окрашенных событий занимались Н. Шмидт, Т. Джойнер [2]. Ранние дезадаптивные схемы в связи с агрессивностью взрослых исследовались в работах П. Тремблэй, Д. Дозуа [14]. Связь ранних дезадаптивных схем с синдромом профессионального выгорания была изучена Г. Риттенмайером [12].

В обзоре зарубежных исследований ранних дезадаптивных схем, проведённом Дж. Уилсон, указано, что несмотря на большое количество исследований по данной теме, лишь небольшая часть рассмотренных исследований сфокусирована на изучении возникновения и формирования ранних дезадаптивных схем. Кроме того, исследователь указывает на то, что исследования возникновения и формирования ранних дезадаптивных схем являются концептуальными, теоретическими [18].

Таким образом, ранняя дезадаптивная схема представляет собой психологический конструкт, состоящий из представлений человека о себе, о мире и о других людях, который образуется в результате взаимодействия неудовлетворённых в детстве базовых потребностей, особенностей темперамента и условий среды в которой рос ребёнок.

В настоящее время исследование и изучение ранних дезадаптивных схем является перспективным направлением в клинической психологии, психологии развития и социальной психологии. Однако большинство исследований, проведённых специалистами, являются концептуальными. Кроме того, исследования данной темы в отечественной психологии являются малочисленными, и данная тема исследований только набирает популярность.

Литература:

  1. Бек А. и др. Когнитивная психотерапия расстройств личности. — СПб.: Питер, 2002. — 544 с.
  2. Галимзянова М. В., Касьяник П. М., Романова Е. В. Выраженность ранних дезадаптивных схем и режимов функционирования схем у мужчин и женщин в период ранней, средней и поздней взрослости // Вестник Санкт–Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. — 2016. — № 3. — С.109–125.
  3. Калшед Д. Внутренний мир травмы // Московский психотерапевтический журнал. — 2001. — № 1–2. — С. 62–81.
  4. Пиаже Ж. Психология интеллекта. — СПб.: Питер, 2003. — 192 с.
  5. Семечкин, Н. И. Социальная психология на рубеже веков: глоссарий к книге. — Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2002. — 162 с.
  6. Bartlett F. A., Remembering A. A study in experimental and social psychology // Cambridge: Cambridge University Press. — 1932. — V. 42. — № 3. — Р. 349–363.
  7. Dale R., Power K., Kane, S., Stewart A. M., Murray L. The role of parental bonding and early maladaptive schemas in the risk of suicidal behaviour repetition // Archives of Suicide Research. — 2011. — V. 14. — № 7 — Р. 311–328.
  8. Freeman A., Leaf R. C. Cognitive therapy applied to personality disorders // Comprehensive handbook of cognitive therapy. — 1989. — V. 12. — № 4. — P. 403–433.
  9. Janoff–Bulman R., Berger A. R. The other side of trauma: Towards a psychology of appreciation // J. Harvey, E. D. Miller (Eds.), Loss and Trauma Handbook. — 2000. — P. 45–84.
  10. Kelly E. L. Consistency of the adult personality // American Psychologist. — 1955. — V. 10. — № 11. — P. 659.
  11. Lumley, M. N., Harkness, K. L. Specificity in the relations among childhood adversity, early maladaptive schemas and symptom profiles in adolescent depression // Cognitive Therapy and Research. — 2007. — V. 31. — № 4. — P. 639–657.
  12. Rittenmyer G. J. The relationship between early maladaptive schemas and job burnout among public school teachers // Dissertation Abstracts International. — 1997. — № 58(5–A), — Р. 15–29.
  13. Thimm J. C. Relationships between early maladaptive schemas and psychosocial developmental task resolution // Clinical Psychology and Psychotherapy. — 2010. — № 17. — P. 219–230.
  14. Tremblay P. F., Dozois D. J. A. Another perspective on trait aggressiveness: Overlap with early maladaptive schemas // Personality and Individual Differences. — 2009. — № 6. — P. 569–574.
  15. Unoka Z., Tölgyes T., Czobor P., Eating disorder behavior and early maladaptive schemas in subgroups of eating disorders // Journal of Nervous and Mental Disease. — 2010. — № 198. — Р. 425–431.
  16. Vlierberghe L. Van, Braet C., Bosmans G., Rosseel Y., Bögels S. Maladaptive schemas and psychopathology in adolescence: On the utility of Young’s schema theory in youth // Cognitive Therapy and Research. — 2010. — № 34. — P. 31– 332.
  17. Waller G., Meyer C., Ohanian V., Elliott P., Dickson C., Sellings J. The psychopathology of bulimic women who report childhood sexual abuse: the mediating role of core beliefs // Journal of Nervous and Mental Disease. — 2001. — № 189, — Р. 700–708.
  18. Wilson J. Attachment style and symptoms of psychopathology in Children in Care: An investigation of the mediating role of Early Maladaptive Schemas. — Sheffield: University of Sheffield, 2013. — 167 p.
  19. Young J. E., Klosko J. S., Weishaar M. E. Schema therapy: A practitioner's guide. — New York: Guilford Press, 2003. — 436 р.
  20. Young, Jeffrey E., Schema therapy: a practitioner’s guide // Counselling Psychology Quarterly. — 2014. — V. 17. — № 1. — Р. 1–11.
Основные термины (генерируются автоматически): схема, ранняя детская травма, влияние, различный тип схем, связь, событие.


Похожие статьи

Психолингвистические стратегии диффамации в современной социально-политической коммуникации

Понятие и классификация инновационного риска

Психологические особенности интерактивных методов обучения

Понимание сегментации рынка труда в современной научной литературе

История развития и значение сказкотерапии как направления практической психологии

Понятие самоотношения в современной психологии

Нейропсихология бессознательного и травмы психосексуального развития в практике психолога

Отдельные аспекты влияния бессознательных психических процессов на систему преступности

Особенности применения технологий нейролингвистического программирования в современной педагогике

Особенности преподавания математики в современной школе в рамках концепции личностно ориентированного обучения

Похожие статьи

Психолингвистические стратегии диффамации в современной социально-политической коммуникации

Понятие и классификация инновационного риска

Психологические особенности интерактивных методов обучения

Понимание сегментации рынка труда в современной научной литературе

История развития и значение сказкотерапии как направления практической психологии

Понятие самоотношения в современной психологии

Нейропсихология бессознательного и травмы психосексуального развития в практике психолога

Отдельные аспекты влияния бессознательных психических процессов на систему преступности

Особенности применения технологий нейролингвистического программирования в современной педагогике

Особенности преподавания математики в современной школе в рамках концепции личностно ориентированного обучения

Задать вопрос