Исследование ранних дезадаптивных схем у старшеклассников, склонных к нехимическим формам аддиктивного поведения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №1 (135) январь 2017 г.

Дата публикации: 08.01.2017

Статья просмотрена: 565 раз

Библиографическое описание:

Шевелева, Е. В. Исследование ранних дезадаптивных схем у старшеклассников, склонных к нехимическим формам аддиктивного поведения / Е. В. Шевелева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 1 (135). — С. 419-422. — URL: https://moluch.ru/archive/135/37890/ (дата обращения: 23.12.2024).



В настоящее время исследование ранних дезадаптивных схем

Зависимое поведение является одной из острых социальных проблем современного общества. Особое внимание к аддиктивному поведению у молодежи обусловлено его быстрым формированием в подростковом возрасте и многочисленными негативными последствиями, которые отражаются на различных аспектах жизни подростка [7]. Нехимические формы зависимого поведения, выражающиеся в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях, могут быть столь же серьезны по своим последствиям, как и химические, связанные с употреблением психоактивных веществ [10].

Огромную роль в формировании аддиктивного поведения играет семья и характер детско-родительских отношений, так как они могут выступать в качестве основного фактора риска развития зависимого поведения у индивида. Неблагоприятные ранние условия формирования личности могут стать причиной возникновения ранних дезадаптивных схем, которые оказывают влияние на последующую жизнь ребенка [6].

Понятие «ранняя дезадаптивная схема» было предложено Джеффри Янгом и представляет собой модель восприятия действительности, которая была сформирована в детстве под влиянием травматических событий или плохого обращения и применяющаяся на протяжении всей жизни при некоторой схожести обстоятельств с событиями в детстве. Ранние дезадаптивные схемы формируются в результате взаимодействия индивидных особенностей человека и отрицательных переживаний, возникающих в процессе его общения с ближайшим окружением [1].

В настоящее время исследования, посвящённые связи ранних дезадаптивных схем с нехимическими формами аддиктивного поведения, являются малочисленными. Исследования же, посвящённые связи ранних дезадаптивных схем с нехимическими формами аддиктивного поведения у подростков, практически отсутствуют, вследствие чего возникает дефицит знания в данной области.

С целью выявить и описать различия ранних дезадаптивных схем у старшеклассников склонных и не склонных к нехимическим формам аддиктивного поведения было организовано и проведено исследование 60 старшеклассников МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 58 г. Владивостока» в возрасте 16–18 лет.

В соответствии с целями и задачами исследования были использованы следующие методики: Диагностика ранних дезадаптивных схем в адаптации Касьяник П. М., Романова Е.В, Тест на выявление любовной аддикции, Тест Интернет-зависимости, Определитель аддикции упражнений,Обсессивно-компульсивная шкала Ейла-Брауна, модифицированная для компульсивного шоппинга.

Согласно проведенному исследованию, направленному на выявление нехимических форм аддиктивного поведения у старшеклассников, что из 60 опрошенных 43 старшеклассников склонны к нехимическим формам зависимого поведения, 17 не имеют признаков нехимической зависимости.

Исследование старшеклассников с помощью методики «Тест на выявление любовной аддикции» позволило выявить, что у 33 подростков вероятна любовная аддикция и у 7 имеется тенденция к любовной аддикции. По мнению И. Н. Хмарук, любовная аддикция поражает преимущественно лиц молодого возраста, что может объяснить высокие показатели по результатам данной методики у большого числа подростков [8]. Согласно Ц. П. Короленко и Н. В. Дмитриевой, у любовных аддиктов существуют проблемы, связанные с контролем: они стараются контролировать других или позволяют контролировать себя [4]. Причиной такого поведения любовного аддикта, по мнению Л. А. Петренко, являются трудности в установлении функциональных границ между собой и другими, чрезмерная привязанность к определенному человеку, сопровождаемая потерей самоконтроля, навязчивым поведением, невосприимчивостью к отказам и оскорблениям. Для лиц с любовной аддикцией свойственны неспособность находится в одиночестве, тревожность, трудность в выражении чувств, низкая самооценка, неспособность любить себя, навязчивость в поведении [5]. В подростковом возрасте любовные отношения могут быть чрезвычайно интенсивными и захватывающими. Подросток ощущает прилив сил, положительные эмоции, доходящие до эйфории и экстаза. Учитывая личностные предпосылки и проблемы с контролем, свойственные любовным аддиктам, уже в подростковом возрасте их любовные отношения могут носить аддиктивный характер.

Методика «Тест Интернет-зависимости А. С. Кулакова» позволила выявить тенденцию к Интернет-зависимому поведению у 12 старшеклассников, отдельные признаки Интернет-зависимости имеются у всех опрошенных. По мнению Р. Дэвиса, «здоровые пользователи Интернета имеют строгую цель и тратят на это разумное и ограниченное количество времени, не испытывая при этом психологического или когнитивного дискомфорта» [9]. Полученные результаты свидетельствуют о том, что для части исследуемых подростков продуктивное использование Интернета стало невозможным и приняло форму устойчивой потребности. Согласно М. И. Дрепа, для лиц подросткового возраста с Интернет зависимостью характерны проблемы в коммуникативной сфере, аддикты испытывают сложности с межличностным общением и социальной адаптацией, имеют высокие показатели конфликтности, часто испытывают одиночество, эмоционально-волевая сфера характеризуется склонностью к аффективному реагированию, высоким уровнем фрустрации, тревожности, агрессивности, низкими показателями стрессоустойчивости, уверенности в себе, мотивационная сфера отличается мотивацией избегания неудач, что вызывает трудности социальной адаптации [2].

Анализ результатов по методике «Определитель аддикции упражнений» показал, что у 2 старшеклассников вероятна аддикция упражнений, у 10 человек имеется тенденция к спортивной аддикции. Такие результаты могут объясняться тем, что в настоящее время спорт, тренировки в тренажерных залах и активный образ жизни являются популярными среди молодежи. А. Ю. Егоров отмечает, что спортивная аддикция встречается довольно редко, примерно у 3 % людей, занимающихся спортом. При этом, данный вид нехимической зависимости чаще встречается у среди мужчин молодого и среднего возраста [3]. По мнению Д. Виила, аддикция упражнений является многомерным малоадаптивным паттерном тренировок, приводящим к клинически значимому ухудшению или недомоганию, который определяется чувством вины, депрессией, возбудимостью, беспокойством, напряжением, стрессом, тревогой, потерей контроля, проблемами с близким окружением [11].

Исследование подростков с помощью методики «Обсессивно-компульсивная шкала Ейла-Брауна, модифицированная для компульсивного шоппинга» позволила выявить 7 человек с аддикцией к покупкам. Эпизоды чрезмерных приобретений и повторяющееся совершение покупок становятся реакцией на негативные события и чувства, после которых аддикта охватывает сильное чувство вины. Для людей, страдающих аддикцией к покупкам характерны низкая самооценка, внутриличностные конфликты, чувство одиночества, неудовлетворённость собственной жизнью, высокий уровень негативных эмоций, напряженность, тревожность, стресс, психологические травмы в раннем детстве [3].

Таким образом, в ходе обработки, анализа и интерпретации результатов, можно сделать вывод о том, отдельные формы нехимических аддикций являются распространенными среди старшеклассников. Развитие аддиктивного поведения обуславливается системой факторов и условий, которые определяются внутренними характеристиками личности и внешними воздействиями на человека. В повседневной жизни подросток может сталкивается со стрессовыми ситуациями, чувствовать себя подавленным, испытывая при этом сильные негативные эмоции. Для изменения своего психического состояния он вырабатывает собственную стратегию поведения, которая способствует избавлению от психологического дискомфорта путем переключения внимания на эмоционально стимулирующие события и активности. Развитие аддиктивного поведения начинается с фиксации, которая происходит при встрече с воздействием того, что произвело на будущего аддикта чрезвычайное, очень сильное впечатление. Особенностью фиксации является то, что она влечет за собой сильное желание повторить пережитое измененное состояние еще раз. Объектом аддикции может стать определенный паттерн поведения, к повторению которого аддикт будет прибегать в случае сильных негативных переживаний и ситуациях стресса. Такими паттернами могут являться патологическое использование Интернета, патологическая любовь, чрезмерные физические нагрузки, покупки и трата денег. В результате реализация аддиктивного поведения заменяет другие способы активности и служит средством ослабления состояний эмоциональной напряженности, тревоги, беспокойства, подавленности, страхов, неуверенности в себе.

Кроме того, анализ и интерпретация результатов исследования нехимических форм аддиктивного поведения у старшеклассников показали, что вышеперечисленные формы зависимого поведения имеют разную степень выраженности и распространенность. По этой причине мы считаем, что для выявления и оценки значимых различий между ранними дезадаптивными схемами у старшеклассников, склонных и не склонных к нехимическим формам аддиктивного поведения, необходимо разделить выборку старшеклассников склонных к нехимическим формам зависимого поведения на 4 группы: склонных к любовной зависимости, склонных к интернет-аддикции, склонных к зависимости к покупкам, склонных к аддикции упражнений.

Сравнительный анализ результатов исследования ранних дезадаптивных схем у старшеклассников, склонных и не склонных к нехимическим формам аддиктивного поведения показал, что существуют различия между схемами у старшеклассников склонных к любовной аддикции и не склонных к нехимическим формам аддиктивного поведения. Для подростков с любовной аддикцией характерны высокие показатели по схеме «Самопожертвование». Для лиц с данной схемой потребности и желания окружающих являются более значимыми, чем их собственные, они стараются прояснить ситуационные задачи и потребности окружающих и добровольно подчиняют свое поведение их удовлетворению. Такие люди испытывают огромное чувство вины, когда пытаются сфокусироваться на собственных проблемах, потребностях и желаниях, тратят много времени и усилий чтобы заслужить одобрение, чувствовать эмоциональную связь с другими и избежать обвинений в свой адрес. Причинами формирования данной схемы могут являться проблемы в детско-родительских отношениях, где родители ставили превыше всего собственные эмоциональные потребности, игнорируя потребности ребенка. Чтобы заслужить одобрение и любовь, ребенок должен был беспрекословно слушаться и выполнять все указания старших родственников, обращение внимания на собственные проблемы и желания ребенка порицалось родителями и близким окружением, формируя чувство вины за собственные нужды. В случае любовной зависимости, где объектом фиксации является человек, причиной становится ранняя психическая травма, полученная при проявлении интимности к родителям [1, c.35–37]. Данная схема подкрепляет фиксацию любовного аддикта на объекте зависимости, мысли объекте патологической любви доминируют в его сознании, становясь сверхценной идеей. Аддикты характеризуются навязчивостью, проблемами с самооценкой, неспособностью любить себя, трудностями в установлении функциональных границ между собой и другими, эмоциональными проблемами, нереальными ожиданиями по отношению к объекту зависимости, игнорированием собственных нужд и потребностей, отсутствием критики к своему состоянию. Люди с любовной зависимостью подавляют страх быть покинутыми, не нужными.

Ранние дезадаптивные схемы у старшеклассников склонных к Интернет зависимости и аддикции к покупкам не отличаются от ранних дезадаптивных схем у старшеклассников не склонных к нехимическим формам аддиктивного поведения. Причиной отсутствия значимых различий могло послужить то, что для исследования ранних дезадаптивных у старшеклассников, склонных и не склонных к нехимическим формам аддиктивного поведения бралась выборка условно здоровых подростков. Наличие у подростков отдельных признаков зависимости может говорить лишь о тенденции к определенной форме нехимической аддикции, в связи с этим выраженность ранних дезадаптивных схем в данной выборке является примерно одинаковой. Кроме того, результаты могут объясняться малой выборкой лиц с наблюдаемыми явлениями.

Ранние дезадаптивные схемы у старшеклассников склонных к аддикциии упражнений не удалось сравнить со схемами старшеклассников не склонных к нехимическим формам аддиктивного поведения. Причиной этому послужила малочисленность выборки с наблюдаемым явлением (2 человека).

Таким образом, при проведении сравнительного анализа ранних дезадаптивных схем у старшеклассников, склонных и не склонных к нехимическим формам аддиктивного поведения, были выявлены значимые различия между ранними дезадаптивными схемами у старшеклассников склонных к любовной аддикции и не склонных к нехимическим зависимостям. В случае других нехимических форм аддиктивного поведения, выбранных для данного исследования, значимых различий выявлено не было, что может объясняться характеристиками выборки.

Литература:

  1. Арнтц А., Якоб Г. Практическое руководство по схема–терапии: методы работы с дисфункциональными режимами при личностных расстройствах; пер. с англ. Е. Плотниковой; науч. ред. А. В. Черников. — М.: Научный мир, 2016. — 317 c.
  2. Дрепа М. И. Психологический портрет личности интернет–зависимого студента // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2009. — № 4. С. 75–81.
  3. Егоров А. Ю. Нехимические зависимости. — СПб.: Речь, 2007. — 190 с.
  4. Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Психосоциальная аддиктология. — Новосибирск: Олсиб, 2001. — 251 c.
  5. Петренко Л. А. Любовная зависимость (аддикция): основные признаки, проявления и пути ее преодоления в гендерных отношениях //Соціальні технології: актуальні проблеми теорії та практики. — 2012. — № 55. — С. 206–212.
  6. Симатова О. Б. Семья как основной фактор риска зависимого поведения детей и подростков // Сборники конференций НИЦ Социосфера. — 2014. — № 3. — С. 42–49.
  7. Усцева М. Н. Личностные особенности подростков с аддиктивным поведением в семьях с нарушением отцовской функции: автореферат дис.... канд. психол. наук: 19.00.13. — М., 2011. — 21 с.
  8. Хмарук И. Н., Степанова Ю. С. Социально–психологическая предиспозиция формирования эротических аддикций // Бехтерев В. М. и современная психология: мат–лы докладов на российской научно–практической конференции. Казань, КГУ, 29–30 сентября 2005 года. Казань: Центр инновационных технологий. — 2005. — Т. 2. — № 3. — С. 332–338.
  9. Davis S. A. A cognitive–behavioral model of pathological Internet use // Computers in Human Behavior. — 2001. — V. 17. — № 2. — P. 187–195.
  10. McCown W. G. Nonpharmacological addictions // Family Therapy Review: Preparing for Comprehensive and Licensing Examinations / R. H. Coombs (ed). — Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates. — 2005. V. 13. — № 47. — P. 459–481.
  11. Veale D. Does primary exercise dependence really exist? // In: Exercise addiction: Motivation for participation in sport and exercise / Annett, J., Cripps, B. and Steinberg, H.(Eds)., Leicester. — UK.: British Psychological Society. — 1995. — V. 3. — № 4. P. 1–5.
Основные термины (генерируются автоматически): поведение, схема, старшеклассник, подростковый возраст, любовная зависимость, нехимическая форма зависимого поведения, подросток, проблема, чувство вины, близкое окружение.


Похожие статьи

Исследование сформированности психомоторных навыков старших дошкольников с СДВГ

Профилактика аддиктивного поведения у подростков посредством формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни

Когнитивный мониторинг как средство обеспечения психофизиологической комфортности пятиклассников в адаптационный период

Эмпирическое исследование копинг-стратегий у кадет с разным типом виктимного поведения

Теоретическая основа проблемы психологических особенностей подростков с суицидальным поведением

Профилактика аддиктивного поведения подростков как психолого-педагогическая проблема

Исследование детско-родительских отношений как фактора развития агрессивности детей старшего дошкольного возраста

Результаты нейропсихологического изучения уровня сформированности неречевых предпосылок письма у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Методы и приемы формирования невербальных средств коммуникации у детей с ментальными нарушениями развития в условиях ЦССВ

Когнитивные нарушения и их взаимосвязь с двигательными расстройствами у детей дошкольного возраста, страдающих ДЦП

Похожие статьи

Исследование сформированности психомоторных навыков старших дошкольников с СДВГ

Профилактика аддиктивного поведения у подростков посредством формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни

Когнитивный мониторинг как средство обеспечения психофизиологической комфортности пятиклассников в адаптационный период

Эмпирическое исследование копинг-стратегий у кадет с разным типом виктимного поведения

Теоретическая основа проблемы психологических особенностей подростков с суицидальным поведением

Профилактика аддиктивного поведения подростков как психолого-педагогическая проблема

Исследование детско-родительских отношений как фактора развития агрессивности детей старшего дошкольного возраста

Результаты нейропсихологического изучения уровня сформированности неречевых предпосылок письма у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Методы и приемы формирования невербальных средств коммуникации у детей с ментальными нарушениями развития в условиях ЦССВ

Когнитивные нарушения и их взаимосвязь с двигательными расстройствами у детей дошкольного возраста, страдающих ДЦП

Задать вопрос