Использование элементов русского фольклора и декоративно-прикладного искусства на групповых занятиях учителя-дефектолога с детьми ОВЗ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (135) январь 2017 г.

Дата публикации: 09.01.2017

Статья просмотрена: 630 раз

Библиографическое описание:

Зайцева, И. В. Использование элементов русского фольклора и декоративно-прикладного искусства на групповых занятиях учителя-дефектолога с детьми ОВЗ / И. В. Зайцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 1 (135). — С. 453-454. — URL: https://moluch.ru/archive/135/37894/ (дата обращения: 19.12.2024).



Строя коррекционную работу, перед педагогом встает остро проблема создания специальных условий и развивающей среды для воспитания, развития и образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Главная цель и идея — это идея социальной адаптации детей с ОВЗ. Необходимы новые подходы к осуществлению образовательной и воспитательной деятельности детей.

Главная проблема детей с ОВЗ заключается в нарушение связи с миром, контакт со сверстниками и взрослыми ограничен, но они также способны и талантливы, как и обычные дети. Необходимо помочь им проявить себя и оказать поддержку, увидеть в ребенке его сильные стороны и всеми силами помочь развить скрытые (иногда необычные) способности. Перед специалистами встает вопрос: как, и с помощью каких методов, средств и приемов помочь детям познать себя, раскрыться и войти во взрослый мир, чтобы самостоятельно и полноценно жить в нем? Необходимо распознать в ребенке его потенциал, развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать необходимые для этого качества.

Моя специфика работы в группе кратковременного пребывания заключается в том, что я работаю с детьми ОВЗ различной тяжести. Групповые занятия посещают дети с диагнозами: ДЦП, аутизм, различные генетические заболевания, интеллектуальная недостаточность, эпи синдром, органическое поражение головного мозга, нарушения речевого развития. Поэтому приходится подбирать направления и формы работы индивидуально для каждого ребенка. После диагностических сеансов создаются интегративные группы, цели этих групп разные, но главная — дать возможность каждому ребенку взаимодействовать со сверстником, научить общаться и дружить, обмениваться опытом, получать новые знания и быть частью социума. И неважно, умеешь ли ты ходить или нет, разговариваешь или произносишь отдельные звуки, тебе 3 года или 8 лет…. Каждый в группе получает достаточное количество внимания и поддержки со стороны педагогов, ведь ты — Личность.

На занятиях присутствуют родители, они не просто присутствуют, а принимают активное участие. Родители видят своего ребенка, помогают ему, овладевают способами и приемами коррекционной работы со своим чадом с помощью подсказки и показа специалиста. А также у них появляется возможность пообщаться с родителями других детей, обменяться опытом и задать мучившие их вопросы педагогу.

Наша задумка при создании групп состояла в том, что групповые занятия проводятся с детьми дошкольного возраста со сложной структурой дефекта, а также в эту группу входят учащиеся 1 класса с поведенческими нарушениями и интеллектуальной недостаточностью. Занятия благотворно влияют на детей, они позволяют им объединиться для совместных игр. Эмоционально окрашенные занятия и наполненные простыми, доступными такой категории детей, стихами, песенками, потешками, прибаутками, способствуют развитию положительного отношения друг к другу, развитию всех психических процессов и просто появляется хорошее настроение, заряд энергии на весь день. Правильно подобранные хороводы, элементы танцевальных движений позволяют детям с тяжелым диагнозом ДЦП принять участие в них. То, что недоступно учащимся 1 классов на уроках, в учебном процессе, здесь оказывается просто и понятно. Игры и игровые упражнения помогают быстрее запомнить буквы и цифры, а простые рифмовки, стихи и игра на музыкальных инструментах способствуют развитию чувства ритма. Ритмические игры, предложенные педагогом, помогает ребенку организовать собственную активность. В таких икрах я не даю ребенку инструкций, а стараюсь создать такую среду или ситуацию, в которой он сам включится в игру и будет выполнять определенные повторяющиеся движения.

В такой среде ребенок с нарушениями развития может найти понимание и поддержку, а также интересную деятельность, в которой ему захочется принять участие. Здесь он чувствует себя спокойно и уверенно. Это позволит ему самому также сделать шаг навстречу другим людям. Я стараюсь, чтобы мой тон был спокойным, а речь эмоционально окрашена, богата прилагательными и эпитетами. Ведь наше настроение передается детям, они очень чувствительны и ранимы.

А сколько удовольствия получают школьники на таких занятиях даже передать невозможно! Ведь они — «взрослые» могут помочь тем, кто их меньше и даже научить их чему-то.

На занятиях я использую материал, затрагивающий интересы и потребности детского возраста, который связан с детским бытом, с повседневной жизнью. Это — русский фольклор.

Фольклор дает возможность встать с ребенком на одну ступень и познакомить его с обычаями и традициями своего народа.

«Фольклор имеют большое значение в развитии ребенка, как в воспитательном, так и в коррекционно-образовательном процессе».

Я с большим желанием и интересом использую элементы детского фольклора на своих занятиях, особенно фольклор актуален на групповых занятиях, так как он отражает в играх, песнях, сказках, потешках, прибаутках жизнь и деятельность людей многих поколений. Дети берут пример с героев произведений, стараются походить на них в жизни. Такие занятия еще и тем, что позволяют развивать речь детей. Использование фольклора помогает приобщить детей к активной умственной деятельности, развивает наблюдательность, смекалку быстроту реакции, учит делать выводы, умозаключения.

Заключительным этапом на занятии, последней ступенькой, является совместное творчество ребенка и родителя: изготовление поделки.

Творчество — это непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее проявить себя.

В ходе таких занятий у детей развиваются трудовые навыки, они знакомятся с законами цветовой гармонии, развивается творческая активность и наблюдательность ребёнка.

Такие занятия с детьми с ограниченными возможностями позволяют развивать мелкую моторику рук.

В. А. Сухомлинский сказал: «Истоки творческих способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев».

От практической деятельности дети получают результат — это важно, поэтому от детей требуется, чтобы они доводили работу до конца и преодолевали определенные трудности. На занятиях я решаю ряд воспитательных задач: воспитание силы воли, трудолюбия, аккуратности, ответственности за порученное дело. Главное, необходимо дать возможность детям реализовывать свои интересы, показать на что они способны, порадоваться, получив продукт своей деятельности.

Художественный продукт, сделанный ребенком, является не только результатом труда, но и результатом его творчества. Задания подбираются по нарастающей сложности и с необходимым количеством учебного времени, с учетом индивидуальных особенностей и заболевания ребенка.

Учитывая психологические и физические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, педагог каждое занятие планирует таким образом, чтобы в конце ребенок видел положительный результат своей деятельности. Ощущение успеха рождается, когда ребенок с помощью родителя или самостоятельно преодолевает страх перед новой деятельностью, становится уверенным в себе и своих способностях и получает результат своего труда. В конце занятия организуется выставка, где дети могут продемонстрировать свои работы сверстникам, поделится впечатлениями о творческом процессе и увидеть другие работы.

Таким образом: взаимодействие устанавливается между всеми участниками группового занятия: между ребёнком и его родителями, между педагогом и ребенком, между родителями и педагогом, между детьми, между родителями других детей, между взрослым и другим ребёнком.

Создание таких интегративных групп с детьми ОВЗ, включающие в себя дошкольный возраст и 1 классы, помогают социальной адаптации, развитию коммуникативной и эмоциональной сфер, развитию двигательных и сенсорных систем, повышению активности ребёнка.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, занятие, возможность, группа, дошкольный возраст, игра, интеллектуальная недостаточность, коррекционная работа, ограниченная возможность здоровья, творческая активность.


Похожие статьи

Использование сюжетов народных сказок как основы развития познавательного интереса учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках математики

Коррекционно-развивающее занятие учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста по формированию звуковой культуры речи

Ознакомление младших школьников с ОВЗ с лингвистическими словарями во внеурочной деятельности как условие формирования информационной грамотности

Использование технологии ТОГИС при изучении славянской культуры на занятиях по народному художественному творчеству в колледже культуры

Использование интерактивной доски при ознакомлении с изобразительным искусством детей старшего дошкольного возраста

Особенности использования на уроке проблемно-диалогической технологии обучения младших школьников

Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы для активизации познавательной деятельности учащихся

Организация самостоятельной работы учащихся с использованием средств ИКТ на уроках немецкого языка в 9 классе при изучении раздела "Страноведение"

Использование педагогических технологий на внеурочных занятиях общеинтеллектуального направления в рамках ФГОС

Влияние творческих заданий на формирование познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы

Похожие статьи

Использование сюжетов народных сказок как основы развития познавательного интереса учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках математики

Коррекционно-развивающее занятие учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста по формированию звуковой культуры речи

Ознакомление младших школьников с ОВЗ с лингвистическими словарями во внеурочной деятельности как условие формирования информационной грамотности

Использование технологии ТОГИС при изучении славянской культуры на занятиях по народному художественному творчеству в колледже культуры

Использование интерактивной доски при ознакомлении с изобразительным искусством детей старшего дошкольного возраста

Особенности использования на уроке проблемно-диалогической технологии обучения младших школьников

Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы для активизации познавательной деятельности учащихся

Организация самостоятельной работы учащихся с использованием средств ИКТ на уроках немецкого языка в 9 классе при изучении раздела "Страноведение"

Использование педагогических технологий на внеурочных занятиях общеинтеллектуального направления в рамках ФГОС

Влияние творческих заданий на формирование познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы

Задать вопрос