Речь — это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка. Развитие связной речи — высшей формы мыслительной деятельности — определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн, Ф. А. Сохин и др.). Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция речи.
Процесс развития связной речи рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Согласно Федеральным Государственным Образовательным Стандартам содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа через решение следующих задач:
− овладение речью как средством общения и культуры;
− развитие связной и грамматически правильной монологической и диалогической речи;
− обогащение активного словаря; знакомство с книжной культурой, детской литературой;
− развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
У детей своей группы я увидела, что они не достаточно хорошо владеют устной речью, имеют трудности в построении речевых высказываний.
Свою работу по развитию речи детей строила с учётом требований ФГОС ДО.
Для достижения лучших результатов я применяла инновационную технологию — мнемотехника.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет быстрее запомнить текст. С этой точки зрения, мнемотехника очень эффективна в работе с дошкольниками.
Использование приёма мнемотехники делает процесс обучения для детей интересным, занимательным, развивающим.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А. — предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. — блоками-квадратами, Большева Т. В. — коллажем, Ефименкова Л. Н. — схемой составления рассказа.
Пользуясь готовыми схемами авторов (Т. А. Ткаченко, Т. В. Большевой, В. К. Воробьёвой), но изменяя и совершенствуя их по-своему, на протяжении трёх лет использовала мнемосхемы в работе с детьми. Начала работу с детьми среднего возраста, затем продолжила работать с детьми в старшей и подготовительной группах.
Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания».
Мнемотехника — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение, связную речь, мелкую моторику рук.
Мнемотаблица— это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа строится от простого к сложному. Начиная работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходила к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам. Что можно изобразить в мнемотаблице? В мнемотаблицеможно изображать практически все — т. е. производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т. е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Рис. 1. Мнемотаблица
Последовательность работы смнемосхемами.
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т. е. происходит отработка метода запоминания.
Для детей младшего и среднего возраста необходимо давать цветные мнемосхемы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса — рыжая, мышка — серая, ёлочка — зелёная. Мнемосхемы могут быть предметные, предметно-схематические и схематические. Если дети справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно-схематическая модель. Этот вид мнемосхем включает меньшее количество изображений.
Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, не привлекать внимание на яркость символических изображений
Рис. 2. Предметно-схематическая модель
Где можно использовать мнемосхемы?
Мнемосхемы можно использовать:
− для обогащения словарного запаса;
− при обучении пересказу;
− при составлении рассказов, сочинении сказок;
− при разучивании стихотворений, потешек и т. д.;
− при отгадывании и загадывании загадок.
В результате использования мнемосхем у детей моей группы:
− расширился круг знаний об окружающем мире;
− появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
− речь стала более правильной грамматически;
− появился интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок;
− расширился словарный запас.
Литература:
- Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. Спб. «Детство-Пресс», 2001 г.
- Полянская Т. Б. Использования метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Спб. «Детство-Пресс», 2010 г.
- Ткаченко Т. А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. Серия: практическая логопедия. Издательство: Гном, 2004 г.