Основные проблемы картографо-геодезического обеспечения Республики Башкортостан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №1 (135) январь 2017 г.

Дата публикации: 09.01.2017

Статья просмотрена: 987 раз

Библиографическое описание:

Миннимухаметова, А. А. Основные проблемы картографо-геодезического обеспечения Республики Башкортостан / А. А. Миннимухаметова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 1 (135). — С. 345-348. — URL: https://moluch.ru/archive/135/37925/ (дата обращения: 23.12.2024).



На территории Республики Башкортостан свыше 200 организаций (предприятия) осуществляют геодезическую и картографическую деятельность. На сегодняшний день действуют 12 лицензий на осуществление геодезической и картографической деятельности.

В соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.03.2016 № 180 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по субъекту (субъектам) Российской Федерации», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее — Управление) наделено следующими полномочиями:

– федеральный государственный надзор в области геодезии и картографии, в том числе за передачей гражданами и юридическими лицами геодезических и картографических материалов и данных в соответствующие картографо-геодезические фонды, хранением и использованием этих материалов и данных; [1, п. 7.1.21.]

– лицензирование геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства), в соответствии с законодательством Российской Федерации. [1, п. 7.1.20.]

Управление при выполнении полномочий и функций в области государственного геодезического надзора и лицензирования каждый год подводит итоги геодезической и картографической деятельности на территории субъекта. На итоговом совещании с руководителями и специалистами организаций выявляет серьезные недостатки, если таковы имеются, в обеспечении потребителей геодезической и картографической продукцией достоверными и качественными материалами и данными.

На территории Республики Башкортостан введена местная система координат МСК-02 для ведения государственного кадастра недвижимости, учета земель, которая лежит в основе автоматизированной информационной системы государственного земельного кадастра.

Под местной системой координат (далее — МСК) понимается условная система координат, устанавливаемая в отношении ограниченной территории, не превышающей территорию субъекта Российской Федерации. МСК принято делить на два основных типа:

  1. МСК, созданные на основе построения локальных (специальных) геодезических сетей;
  2. МСК, созданные на основе традиционной государственной геодезической сети пунктов триангуляции и полигонометрии 1–4 классов. [2, с. 26]

Обязательным требованием при установлении местной системы координат является обеспечение возможности перехода от местной системы координат к государственным системам координат (СК-42, СК-95).

Основная проблема при использовании МСК, созданных на основе СК–42, состоит в несоответствии точности координат современным требованиям. Точность координат государственной геодезической сети в СК–42 составляет 1/50 000–1/150 000 или до нескольких дециметров на расстоянии 15–20 км. Именно поэтому в 2000 году была введена государственная система координат СК–95, имеющая более высокую и однородную точность для всей территории России, — 1/300 000 или менее 10 см на расстоянии до 30 км. [2, с. 27]

На сегодняшний день отсутствие возможности непосредственно перейти от геоцентрических координат ГЛОНАСС/GPS систем к МСК остается одной из важных проблем при использовании в картографической и геодезической деятельности современных спутниковых оборудований. Для этого необходимо знать либо параметры перехода к пространственной геоцентрической системе координат, либо к СК–95, которые имеют закрытый характер. Поэтому, эти работы можно выполнять только в режиме постобработки, при соблюдении соответствующих режимных требований. Эти условия в значительной степени усложняют процессы геодезических работ и делают их экономически менее эффективными.

Предназначенные к применению на территории Республики Башкортостан МСК-02 имеют параметры перехода к СК-42, но не имеют параметров перехода к СК-95. Данная ситуация существенно влияет на качество выполнения картографических и геодезических работ. Дело в том, что система координат СК-42 во многом уступает по точности системе координат СК-95 с одной стороны, а с другой обе системы имеют закрытый характер и доступ к ним возможен при наличии лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Таким образом, принятая на территории Республики Башкортостан система координат МСК-02 имеет ряд недостатков. Во-первых, это низкая и неоднородная точность опорных геодезических сетей, а во-вторых, невозможность эффективно применять современные спутниковые технологии в существующих местных системах координат.

Другой проблемой картографо-геодезического обеспечения Республики Башкортостан является использование пунктов государственной геодезической сети как основы картографической информации при ведении государственного кадастра недвижимости. Требования к картографическим документам кадастра зависят от масштаба, тематического содержания и специфики отражаемых на картах объектов.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.04.2016 г. № 289 «Об утверждении Положения о государственной геодезической сети и Положения о государственной нивелирной сети» государственная геодезическая сеть представляет собой совокупность геодезических пунктов, местоположение которых определено в государственной системе координат, используемой при осуществлении геодезических и картографических работ.

Одним из распространенных методов создания геодезических сетей является метод триангуляции, представляющий собой систему примыкающих или перекрывающих друг друга треугольников, которые могут образовывать триангуляционный ряд или триангуляционную сеть (рис.)

C:\Users\Packard bell\Desktop\статьи\f3af94f44ebe627693657cfe170faddc.jpg

Рис. 1. Схема развития сетей триангуляции 1–4-го классов

Насколько полно будет соответствовать геодезическая сеть по своей плотности (на единицу площади) и точности нормативным документам, настолько правдива, будет и картографическая информация.

Управлением Росреестра по Республике Башкортостан в рамках своих полномочий выполняет функции по учету пунктов геодезической сети и осуществляются сбор сведений об их сохранности. Всего на территории республики по данным дежурно-справочных карт федерального картографо-геодезического фонда учтено более 3 тыс. пунктов ГГС из них 26 процентов повреждены или уничтожены. Утрата геодезических пунктов происходит зачастую из-за неосведомленности граждан, юридических лиц и ведомств, не знания того, как выглядит геодезический пункт, а также того факта, что их снос или повреждение влечет административную ответственность в соответствии с частью 3 статьи 7.2. Кодекса об административных правонарушениях РФ и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5000 до 10000; на должностных лиц — от 10000 до 50000; на юридических лиц — от 50000 до 200000 рублей.

В связи с вышесказанным в Республике Башкортостан проблема восстановления пунктов геодезических сетей остается актуальным на сегодняшний день.

При проведении работ по восстановлению пунктов ГГС необходимо руководствоваться временной инструкцией по обследованию и восстановлению пунктов и знаков государственной геодезической и нивелирной сетей и должны выполняться следующие работы:

– восстановление центров пунктов и установка опознавательных столбов над центрами тех пунктов, где они не сохранились;

– ремонт наружных знаков, а на пунктах, где знаки ветхие или не сохранились, постройка новых знаков;

– ремонт сохранившихся пунктов, установка новых взамен утраченных и измерение на них дирекционных углов и расстояний;

– восстановление внешнего оформления геодезических пунктов;

– сдача восстановленных пунктов на хранение.

Однако работы по восстановлению пунктов геодезических сетей само по себе является трудоемким и дорогостоящим процессом. В связи с тем, что геодезические пункты в основном находятся на муниципальных землях, ответственность за указанное административное нарушение ложится на руководителей исполнительных комитетов сельских поселений.

Как утверждалось ранее, утрата пунктов геодезических сетей зачастую случается из-за неосведомленности землепользователей и землевладельцев о наличии геодезических пунктов на их земельных участках. Данную проблему решило бы обязательное внесение сведений об охранных зонах геодезических пунктов.

С 01.01.2017 года вступил в силу Постановление Правительства РФ от 12.10.2016 года № 1037 «Об утверждении Правил установления охранных зон пунктов государственной геодезической сети, государственной нивелирной сети и государственной гравиметрической сети и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 7 октября 1996 г. № 1170», согласно которому охранная зона устанавливается в пределах границ пунктов и на расстоянии 1 метра от границ пунктов ГГС. В пределах границ охранных зон пунктов запрещается осуществление видов деятельности и проведение работ, которые могут повлечь повреждение или уничтожение наружных знаков пунктов, нарушить неизменность местоположения центров пунктов.

Литература:

1. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.03.2016 № 180 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по субъекту (субъектам) Российской Федерации» — п. 7.1.20. и 7.1.21.

2. Д. А. Савельев. «Государственная и местная системы координат» // Выпускная квалификационная работа. — Петрозаводск:, 2016. — С. 26–27.

Основные термины (генерируются автоматически): Башкортостан, государственная геодезическая сеть, местная система координат, Российская Федерация, территория республики, пункт, восстановление пунктов, картографическая деятельность, параметр перехода, система координат.


Похожие статьи

Перспективы и проблемы антропометрических измерений населения Республики Казахстан

Экономико-географические особенности развития агропромышленного комплекса Чеченской Республики

Историческая оценка деятельности Правительства Республики Башкортостан по вопросам современного развития сельского хозяйства Республики Башкортостан

Социально-экономические аспекты развития горных территорий Чеченской Республики

Методологические аспекты разработки прогноза развития пищевой промышленности

Теоретические аспекты исследования лесопромышленного комплекса

Методологические аспекты изучения и оценки уровня жизни населения

Основы экономической оценки использования и воспроизводства лесных ресурсов Чеченской Республики

Основные аспекты развития малого предпринимательства в Республике Таджикистан

Методология в изучении истории государства и права Азербайджана

Похожие статьи

Перспективы и проблемы антропометрических измерений населения Республики Казахстан

Экономико-географические особенности развития агропромышленного комплекса Чеченской Республики

Историческая оценка деятельности Правительства Республики Башкортостан по вопросам современного развития сельского хозяйства Республики Башкортостан

Социально-экономические аспекты развития горных территорий Чеченской Республики

Методологические аспекты разработки прогноза развития пищевой промышленности

Теоретические аспекты исследования лесопромышленного комплекса

Методологические аспекты изучения и оценки уровня жизни населения

Основы экономической оценки использования и воспроизводства лесных ресурсов Чеченской Республики

Основные аспекты развития малого предпринимательства в Республике Таджикистан

Методология в изучении истории государства и права Азербайджана

Задать вопрос