В статье рассмотрен первый опыт по введению элективного физического воспитания в образовательный процесс в высшей школе. Обозначены ошибки и возможные способы их устранения, положительные результаты и перспектива дальнейшего движения в этом направлении.
Ключевые слова: спортивно-ориентированное физическое воспитание, эффективность процесса, физкультурно-спортивный комплекс, студенты
Элективные курсы, как спортивно-ориентрованное физическое воспитание, в основе которых лежит учет интересов занимающихся, должны подстегнуть интерес к учебным занятиям по дисциплине физическая культура. На базе Новосибирского Государственного Университета Экономики и Управления (НГУЭУ) планируется внедрение элективных курсов в учебный процесс студентов уже с первого года обучения [1].
На первом этапе было проведено анкетирование студентов первого курса. Была предоставлена анкета — заявление на имя декана факультета. В анкете указаны возможные виды спорта, предусмотренные на занятиях по физическому воспитанию. Виды спорта варьировались по потокам в зависимости от количества групп и преподавателей на потоке и возможности проведения спортивно-ориентированного занятия с максимальной эффективностью. Не принимали участия в заполнении заявления студенты специальной медицинской группы (так как они занимаются, согласно программе с отдельным преподавателем), студенты освобожденные (они пишут реферативные работы) и студенты спортивного отделения. Ниже представлен вариант анкеты:
И.о декана базового факультета _________
_____________________________________
(ФИО)
студента группы _________курса_________
направление подготовки _______________
_____________________________________
(наименование направления)
_____________________________________
(ФИО студента)
ЗАЯВЛЕНИЕ
Из представленных мне направлений элективных курсов по физической культуре в 2016/2017 учебном году, прошу назначить:
Элективные курсы |
Подпись студента |
||
1 |
Баскетбол |
||
2 |
Аэробика |
||
3 |
Плавание |
||
4 |
Легкая атлетика |
* поставьте рядом с выбранной Вами дисциплиной, в перечне представленных дисциплин под одним кодом, знак «V» и подтвердите личной подписью в соответствующем столбце таблицы свой выбор
Заявления были даны для самостоятельного заполнения в свободное от учебных занятий время, но возникла проблема по сбору заполненных бумаг. Поэтому целесообразней выделять время для заполнения анкеты во время учебного занятия. Не присутствующие на уроках студенты должны заполнить и сдать документы преподавателю через старост групп.
Итоги анкетирования были занесены в учебные журналы преподавателей, а так же были систематизированы в электронном виде, по потокам для проведения оптимизации и улучшения эффективности образовательного процесса. Ниже показан образец таблицы, который был предоставлен заведующему кафедрой для анализа и дальнейшей статистической обработки.
Фамилия, имя |
Мед. группа |
Легкая атлетика |
Баскетбол |
Волейбол |
Фитнес-аэробика |
Атлетическая гимнастика |
Плавание |
|
Подготовительная |
|
|
|
|
|
|
|
ЛФК |
|
|
|
|
|
|
|
Специальная |
|
|
|
|
||
|
Подготовительная |
|
|
|
|||
|
Основная |
|
|
|
|
||
|
Основная |
|
|
|
|
||
- |
2 |
7 |
- |
1 |
3 |
||
ИТОГО: ….. студента (3 ЛФК, 1 освоб.) |
30.10.2016 г. Преподаватель ____________Ф. И. О
Такие таблицы были заполнены на все группы и потоки первого курса. Так же результаты анкетирования студентов по выбору вида спорта для элективного физического воспитания были занесены в сводную таблицу на каждый поток отдельно. Ниже приведен итоговый результат с занесенными данными.
Сводная таблица
Группа, номер |
Легкая атлетика |
Баскетбол |
Волейбол |
Фитнес-аэробика |
Атлетическая гимнастика |
Плавание |
|
- |
1 |
- |
1 |
- |
1 |
|
- |
1 |
1 |
6 |
2 |
3 |
|
2 |
- |
1 |
- |
1 |
8 |
|
- |
2 |
7 |
- |
1 |
1 |
|
1 |
1 |
- |
6 |
3 |
8 |
|
- |
- |
- |
2 |
2 |
- |
|
2 |
5 |
1 |
5 |
3 |
3 |
|
4 |
1 |
1 |
- |
- |
1 |
9 |
11 |
11 |
20 |
12 |
25 |
|
ИТОГО: 8 групп |
|
|
|
По полученным результатам видно, что наиболее наполненной спортивной группой является специализация- плавание. Возможности нашего бассейна «Водолей» позволяют вести занятие и с таким количеством студентов. Для учебных занятий выделено три плавательных дорожки, достаточно и спортивного инвентаря. Для проведения эффективного и безопасного занятия будут проводить два преподавателя. По остальным видам спорта занятия будут проводить по одному преподавателю.
Для более наглядного анализа распределения студентов по спортивным специализациям была сделана диаграмм приведенная ниже:
По диаграмме видно, примерное распределение студентов по спортивным специализациям, можно добавить для видения общей картины, что студентов освобожденных от практических занятий по физической культуре — 77 человек, специальная мед. группа составила 58 человек. В статистику распределения не попали студенты, занимающиеся в спортивном отделении.
Опыт введения элективного физического воспитания в НГУЭУ еще не богат, мы делаем первые шаги в этом направлении, но современные тенденции, по которому развивается физическое воспитание в ВУЗах нашей страны, вдохновляет двигаться вперед. Многие учебные заведения придерживаются традиционной системы обучения и физического воспитания: введение спортивно ориентированного физического воспитания уже с первого курса не позволит в полной мере использовать разработанные технологии. Традиционный путь освоения ценностей физической культуры с приоритетом физической подготовки направленной на выполнение программных зачетных нормативов является базисом системы физического воспитания [2].
Неоспоримым качеством, которое лежит в основе успешного формирования социально активной личности, является состояние её здоровья. Однако следует отметить, что для современного периода развития общества, наоборот характерно резкое ухудшение физического, психического и нравственного здоровья, понижение резервов жизнедеятельности человека. Выдвижение проблемы здоровья в число приоритетных задач общественного и социального развития обуславливает актуальность теоретической и практической её разработки [3].
Литература:
- Коршунова О. С., Роледер Л. Н. Элективные курсы по физическому воспитанию в вузах, перспективы и возможности // Молодой ученый. — 2016. — № 23. — С. 558–560.
- Пешкова Н. В. Спортивная ориентация студентов процессе реализации спортизированного физического воспитания в вузе./Н. В. Пешкова// Теория и практика физической культуры.- 2016.-№ 4.-С 21.
- Скворцова С. О. Учебный процесс по дисциплине «Физическая культура» для студентов заочного обучения. // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 224–226.