Анализируется отношение к стрессу у студентов первого курса. Исследование проводилось с помощью проективной рисуночной методики «Я и стресс». Результатом проведения исследования явилось описание отношения к стрессу у студентов-первокурсников.
Ключевые слова: отношение к стрессу, стресс, экзаменационный стресс, студенчество
Отношение к стрессу является важной составляющей обучения студентов в высшем учебном заведении. В настоящее время все больше работ посвящаются изучению отдельных аспектов отношения к стрессу, но не целостной картины.
Р. С. Лазарус [2] говорил о том, что психологический стресс — это процесс, в котором личность рассматривает требования среды исходя из своих ресурсов и вероятностного прогноза разрешения возникающих проблемных ситуаций. Этот факт является главным в определении индивидуальных различий реакций организмов на ситуацию стресса.
Свойства личности студента способны усиливать или ослаблять проявления стрессовой реакции, оказывая влияние на ее разновидность, интенсивность и длительность. Отличительная особенность психологического стресса состоит в том, что он возникает благодаря психическим стимулам, которые организм оценивает как угрожающие. В качестве таких стимулов выступают как внешние, так и внутренние требования [1].
По мнению В. П. Познякова [4], психологические отношения — это феномены и характеристики сознания, то есть, осознаваемые личностью психические явления, включающие в себя слабо или неадекватно осознаваемые проявления.
Психологическое отношение — это особое состояние сознания, которое предшествует реальному поведению личности и выражает психологическую готовность к этому поведению (в чем выражается поведенческая сторона отношений). Психологические отношения субъекта проявляются в его суждениях и поступках, они выражают субъективные оценки объектов и позицию субъекта в системе [4].
Наиболее важным является изучение отношения к стрессу у студентов, обучающихся на первом курсе. Студентам-первокурсникам сталкиваются с новыми для себя проблемами и задачами. Им необходимо адаптироваться к новым условиям обучения, требующими от них больше самостоятельности, ответственности и самоорганизации [1].
Актуальным в данный период является один из видов учебного стресса — экзаменационный стресс, который представляется психотравмирующим фактором для студента [5].
Целью исследования явилось изучение отношения к стрессу у студентов, обучающихся на первом курсе. Гипотезой исследования выступило предположение о том, что в отношении к стрессу студенты проявляют пассивную позицию.
В нашем исследовании приняли участие 77 человек, 68 девушек в возрасте от 16 лет до 19 лет и 9 юношей в возрасте от 17 лет до 19 лет.
Выбор методик осуществлялся в соответствии с теоретическим объектом, целью, задачами и предметом исследования. В ходе исследования применились следующие методики: ассоциативный тест, личностный дифференциал, «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (С. Норман, Д. Ф. Эндлер, Д. А. Джеймс, М. И. Паркер; адаптированный вариант Т. А. Крюковой), проективная рисуночная методика «Я и стресс».
В данной статье приведены результаты обработки проективной рисуночной методики «Я и стресс». В данной методике студентам предлагалось нарисовать картину на тему «Я и стресс». При обработке результатов данной методики принимались во внимание признаки, относящиеся (условно) к стрессу: размер рисунка, пространственное расположение рисунка, преобладание цвета, изображение себя, наличие рук у человека, сила рук, расположение рук, изображение стресса, средства защиты от стресса [3].
Анализ иобсуждение результатов.
Результаты обработки рисуночной проективной методики «Я и стресс» представлены в таблице 1.
Таблица 1
Распределение признаков врисунке «Я истресс»
Размер рисунка |
Крупный |
50 |
Средний |
9 |
|
Маленький |
18 |
|
Пространственное расположение рисунка |
Центр листа |
56 |
Низ листа |
1 |
|
Верх листа |
20 |
|
Преобладание цвета |
Синий |
17 |
Зеленый |
3 |
|
Красный |
10 |
|
Желтый |
2 |
|
Коричневый |
6 |
|
Черный |
39 |
|
Изображение себя |
Человек |
63 |
Метафоричное |
14 |
|
Изображение стресса |
Природные явления |
17 |
Сфера обучения |
7 |
|
Другое |
53 |
|
Средства защиты |
Есть |
5 |
Нет |
72 |
Анализируя результаты размера рисунка, полученные по проективной рисуночной методике, можно увидеть, что 50 студентов нарисовали рисунки крупного размера, 17 — среднего и 10 — мелкого.
Большой размер рисунка свидетельствует о низком самоконтроле, который проявляет в склонности к необдуманным действиям и поступкам в стрессовой ситуации. Вероятно, студенты, сталкиваясь со стрессом, становятся возбудимы и экспансивны. Также это связано с проявлением сильной фрустрации, которая вызвана враждебным окружением. Таким студентам характерна тревога, агрессивное отношение к стрессу, которое проявляется в довольно остром ощущении напряженности и раздражительности.
Средние по величине рисунки могут говорить о том, что исследуемые чувствуют себя комфортно во взаимодействии со стрессом.
Рисунки маленького размера свидетельствуют о неуверенности, робости и выраженной тревоге. Можно предположить, что студентам свойственно чувство неполноценности, характерно наличие тенденции избегания реальности в стрессовой ситуации. Вероятно, они чувствуют себя зажатыми, неспособными проявить себя в стрессе, что может вызвать депрессивное поведение, которое выражается в неадекватности, подавленности. Можно предположить, что таким студентам свойственно стремление перенести ответственность за принятие решений на других людей.
Критерий «пространственное расположение рисунка»: 56 студентов нарисовали рисунок в центре листа, 1 — в нижней части листа, 20 — в верхней части листа.
Расположение рисунка в центре листа указывает на то, что изображенная ситуация является актуальной для респондентов. Вероятно, студенты ощущают потребность контроля и жесткой систематизации для того, чтобы сохранить психическое равновесие.
Рисунок, находящийся в верхней части листа, может говорить о том, что таким личностям свойственна высокая самооценка, а также высокий уровень притязаний. Вероятно, студентам характерна тенденция к самоутверждению, они стремятся соответствовать высоким стандартам, недостижимым, по их мнению. В результате чего, они переоценивают важность стрессовой ситуации, что может вызвать субъективное чувство борьбы и недостижимость благополучного разрешения такой ситуации, что выражается к склонности к отчужденности и замкнутости. Вероятно, респонденты склонны уходить от действительности, искать удовлетворение в собственных фантазиях.
Расположение рисунка в нижней части листа свидетельствует о том, что исследуемые не удовлетворены собой, не уверены. Вероятно, они чувствуют угнетенность и подавленность, склонны к фиксации на стрессовой ситуации. Им характерно чувство ограниченности, покинутости, скованности и небезопасности в такой ситуации, что может привести к депрессивному поведению. Можно предположить, что такие студенты ощущают ничтожность своих попыток справиться со стрессом.
Анализируя результаты, по преобладающим цветам, можно увидеть, что преобладающим цветом среди рисунков студентов является черный — 39 рисунков. 17 студентов предпочли синий цвет, 10 — красный, 6 — коричневый, 3 — зеленый, 2 — желтый.
Студентам, предпочитающим черный цвет, характерно выражение протеста против стрессовой ситуации и негативное отношение к ней. Можно предположить, что им характерна агрессия, тревожность, склонность к депрессивному поведению, неприятие окружающей ситуации стресса.
Студентам, предпочитающим синий цвет, свойственна потребность в эмоциональном спокойствии в стрессовой ситуации. Вероятно, на физиологическом уровне выражена потребность в отдыхе и разрядке.
Студенты, предпочитающие в рисунке красный цвет, характеризуются открытостью и активностью. Можно предположить, что в стрессовой ситуации они проявляют волнение, агрессию, беспокойство, выраженное нервное напряжение, повышенный уровень тревоги, такие личности стремятся разрешить ситуацию, не заботясь о последствиях.
Студентам, предпочитающим коричневый цвет, свойственна повышенная потребность в физическом и эмоциональном благополучии. Вероятно, они стремятся избавиться от стрессовой ситуации, которая вызывает у них дискомфорт и неуверенность.
Студентам, предпочитающим зеленый цвет, свойственно желание произвести сильное впечатление, стремление к признанию. Можно предположить, что в стрессовых ситуациях они проявляют настойчивость, критичность, последовательность и упрямство в разрешении ситуации.
Студентам, предпочитающим желтый цвет, характерно стремление к освобождению от стресса.
В рисунке «Я и стресс» 63 студента изобразили себя человеком, в то время как 14 из 77 студентов нарисовали метафорические изображения собственной личности. Вероятно, это может быть связано избеганием стрессовых ситуаций и неприятием себя в таковых.
Средства защиты от стресса: 72 человека изобразили себя без каких-либо средств защиты. Всего 5 человек изобразили себя, защищающимися от стрессовых воздействий окружающей среды, готовыми действовать и дать отпор. Можно предположить, что студенты не приспособлены к борьбе со стрессовыми факторами. Сталкиваясь со стрессом, вероятно, они чувствуют себя незащищено, растерянно.
17 из 77 студентов изобразили стресс в виде природных явлений (дождь, снег, ураган, гроза), 7 студентов изобразили стресс в сфере учебной деятельности, остальные 53 студента изображали различного рода жизненные ситуации, например ссоры с родителями, друзьями, автомобильные аварии и метафоричные изображения стресса, например большое черное пятно, ежик с большими иглами. На данных рисунках, стресс настигает человека неожиданно, причем респонденты, изображенные на них, совершенно не стараются защититься от стресса. Можно предположить, что студенты, при взаимодействии со стрессом принимают пассивную позицию наблюдателя.
Заключение.
Проведенный анализ рисуночной проективной методики «Я и стресс» позволил сделать следующие выводы: в отношении к стрессу студенты проявляют пассивную позицию наблюдателя. Респондентам характерно негативное отношение к стрессу, они не приспособлены к борьбе со стрессовыми факторами. Сталкиваясь со стрессом, они чувствуют себя незащищено, растерянно, им характерна потребность контроля со стороны и жесткой систематизации для того, чтобы сохранить психическое равновесие.
Литература:
- Кондратьев Ю. М. Социальная психология студенчества: Учебное пособие. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. — 160 с.
- Лазарус Р. С. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс / Под ред. Л. Леви. — Л.: Медицина. — 1970. — С. 178–208.
- Лебедева Л. Д., Никонорова Ю. В., Тараканова Н. А. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии. — СПб.: Речь, 2006. — 336 с.
- Позняков В. П. Психологические отношения субъектов совместной жизнедеятельности // ЗПУ. — 2013. — № 1. — С. 167–174.
- Щербатых Ю. В. Экзамен и здоровье // Высшее образование в России. — 2000. — № 3. — С.53–56.