Особенности реализации государственных программ на территории Республики Крым | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №1 (135) январь 2017 г.

Дата публикации: 11.01.2017

Статья просмотрена: 562 раза

Библиографическое описание:

Шестерик, Е. А. Особенности реализации государственных программ на территории Республики Крым / Е. А. Шестерик. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 1 (135). — С. 361-365. — URL: https://moluch.ru/archive/135/37958/ (дата обращения: 17.10.2024).



В статье раскрываются особенности реализации государственных целевых программ на территории Республики Крым как недавно образованного субъекта Российской Федерации с учетом негативных факторов социально-экономического развития региона до принятия в состав Российской Федерации.

Особое внимание уделено основным направлениям реализации государственной программы развития региона, утвержденной правительством Российской Федерации 11.08.2014 года № 790 «Об утверждении федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» и возникающим в ходе ее реализации проблемам на примере региональных подпрограмм управления имуществом и развития сельского хозяйства, регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

В связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя, 11.08.2014 постановлением Правительства Российской Федерации № 790 утверждена целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года».

Государственными заказчиками программы выступили — Министерство экономического развития РФ, Министерство транспорта РФ, Министерство энергетики РФ, Министерство связи и массовых коммуникаций РФ, Министерство образования и науки РФ, Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации, Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральное агентство морского и речного транспорта, Федеральное дорожное агентство; Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Министерство культуры Российской Федерации, заказчиком — координатором — Министерство экономического развития Российской Федерации.

Основной целью программы определена интеграция экономики Крымского федерального округа в экономическое пространство России, обеспечение транспортной доступности, снятие инфраструктурных ограничений в целях обеспечения устойчивого экономического развития.

Цели и задачи Программы соответствуют основным положениям Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Основным направлениям деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденным Председателем Правительства Российской Федерации 31 января 2013 г., и Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р.

Программа разработана на основе указанных стратегических документов социально-экономического развития Российской Федерации, а также на основе Концепции долгосрочного социально-экономического развития Республики Крым и г. Севастополя на период до 2020 года, разработанной Министерством экономического развития Российской Федерации.

Вместе с тем, при реализации мероприятий програмы возникает ряд проблем.

Прежде всего, это наличие экономических, социальных и политических рисков, сдерживающих факторы развития и конкурентные преимущества региона.

В государственной целевой программе «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» определены ключевые сдерживающие факторы социально-экономического развития региона.

Это нестабильность социально-политической обстановки в приграничных регионах Украины; — наличие рисков в возможностях для развития международного сотрудничества, ослабление международных и внешнеэкономических связей, в том числе с приграничными регионами Украины; недостаточность ресурсной и инфраструктурной обеспеченности региона жизненно необходимыми источниками энергии, воды, продовольствия, в том числе наличие ограничений в обеспечении водными ресурсами для питьевого и производственного потребления, включая отсутствие круглосуточного водообеспечения отдельных районов; отсутствие автомобильного и железнодорожного сообщения с материковой частью Российской Федерации; неравномерность размещения имеющегося природно-ресурсного, производственного, туристско-рекреационного, транзитно-транспортного, трудового и социального потенциала территорий; значительные территориальные диспропорции в уровне и качестве жизни населения; ограниченная конкурентоспособность промышленного комплекса с ориентацией на использование преимуществ экспортно-сырьевой сферы, монопольного положения на локальных рынках, преимуществ спроса рекреационного сектора и домохозяйств, высокая ресурсоемкость большинства технологий; противоречия между экологоемким развитием промышленности, агропромышленного комплекса, транзитно-транспортного сектора и санаторно-курортного и рекреационного комплексов; недостаточно эффективное использование транзитно-транспортного потенциала в межконтинентальном, межгосударственном и межрегиональном масштабах; снижение конкурентоспособности санаторно-курортного и туристского комплекса по сравнению с соответствующими секторами стран Черноморского региона; неэффективность действующей системы регулирования и управления рекреационной сферой; осложнение экологической ситуации из-за значительного уровня техногенной и антропогенной нагрузки на окружающую среду.

При этом, проведенный анализ социально-экономического развития Республики Крым и г. Севастополя позволяет выделить ряд следующих конкурентных преимуществ и ключевых факторов развития макрорегиона, таких как:

‒ расширение возможностей получения институциональной, ресурсной и финансовой поддержки в связи с вхождением в состав Российской Федерации;

‒ перспективы существенного усиления межрегиональных производственно-кооперационных связей с субъектами Российской Федерации;

‒ стратегически важное и перспективное географическое, геоэкономическое и геополитическое положение;

‒ транспортно-транзитный потенциал;

‒ туристский потенциал, комфортные климатические условия для рекреации и лечения, наличие действующей туристско-рекреационной инфраструктуры;

‒ значительное качество человеческого потенциала (наличие квалифицированной рабочей силы, научных, образовательных и научно-производственных учреждений национального и международного уровня).

Для реализации целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» правительством Республики Крым приняты региональные государственные программы, затрагивающих практически все сферы жизнедеятельности региона. Только за период с 2014 по декабрь 2016 годов Правительством Республики Крым утверждено 27 государственных программ Республики Крым, сроки реализации большей части которых определены периодом с 2015 по 2017годы. Это программы, обеспечивающие развитие и государственную поддержку практически всех направлений социально-экономического развития региона, таких как социальная сфера, строительство, топливно-энергетический комплекс, управление государственным имуществом, транспортно-дорожный комплекс, лесное и охотничье хозяйство, охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, реформирование жилищно-коммунального хозяйства, развитие рыбного хозяйства и промышленного комплекса, образование, развитие курортов и туризма, здравоохранение, развитие водохозяйственного комплекса, рынка газомоторного топлива, внедрение спутниковых навигационных технологий с использованием системы ГЛОНАСС и иных результатов космической деятельности в интересах социально-экономического и инновационного развития региона, сельское хозяйство и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, инновационная экономика.

Одним из этапов реализации целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» являются государственные программы Республики Крым «Управление государственным имуществом Республики Крым на 2015–2017 годы» и «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015–2017 годы.

В ходе реализации государственной программы Республики Крым «Управление государственным имуществом Республики Крым на 2015–2017 годы» за первое полугодие 2016 года основным исполнителем мероприятий программы — Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым (далее — Минимущество Крыма) были заключены государственные контракты и договоры на проведение кадастровых работ, обеспечено внесение в государственный кадастр недвижимости сведений в отношении 1943 объектов недвижимости и зарегистрированы права Республики Крым в отношении 933 объектов недвижимости.

Также проведена независимая оценка 17 объектов недвижимого имущества и группы инвентарных номеров, находящихся в собственности Республики Крым, заключены договоры о проведении независимой оценки в отношении 170 объектов недвижимого имущества собственности Республики Крым.

По всем договорам оплачены авансовые платежи согласно условиям договоров на сумму 6295,21 тыс. руб.

С целью приведения объема финансирования мероприятий Программы ассигнованиям, предусмотренным бюджетом Республики Крым, в программу вносятся соответствующие изменения и дополнения, позволяющие своевременно исполнять мероприятия программы.

Основной исполнитель государственной программы Республики Крым «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015–2017 годы» — Министерство сельского хозяйства Республики Крым.

По официальным данным министерства сельского хозяйства Республики Крым, по итогам развития агропромышленного комплекса Республики Крым за 2015 год в ходе реализации программы по данным Министерства сельского хозяйства Республики Крым достигнуты следующие показатели.

Индекс производства продукции сельского хозяйства за 2015 год составил 86,6 %.

Среди достижений растениеводства в 2015 году нужно отметить более высокий по сравнению с 2012–2014гг. валовой сбор зерновых и зернобобовых культур. По данным Главного управления статистики в Республике Крым собрано в первоначально оприходованном весе 1413 тыс.тонн (1263,1 тыс.тонн в весе после доработки, что на 14 % больше уровня 2014 года).

Средняя урожайность по республике составила 25,4 ц/га, что на 3 ц/га выше, чем в 2014 году (113 % к 2014 году) и выше среднего показателя по Российской Федерации (23,6 ц/га).

В 2015 году площадь уборки зерновых и зернобобовых культур составила 496,8 тыс. га, что на 17,9 тыс. га меньше, чем в прошлом году, в т. ч. пшеница собрана с площади 269,1 тыс.га, что на 2 % меньше уборочной площади 2014 года. Полученный объем зерна полностью обеспечивает потребности республики в продовольственном зерне на нужды хлебопечения и на фуражные цели. Производство и урожайность технических культур в 2015 году составила:

‒ семена подсолнечника — 106 % к 2014 году;

‒ рапса — 77,2 % к 2014 году %

‒ горчицы — 61 % к 2014 году.

В связи с отсутствием подачи воды по системе Северо-Крымского канала (СКК) почти полностью прекращено производство сои, валовой сбор которой составил всего 0,7 тыс. тонн (урожайность 1,2 ц/га), что составляет 33,2 % к уровню 2014 года (2,2 тыс.тонн).

Тем не менее, несмотря на прекращение подачи воды р.Днепр в систему СКК сельхозтоваропроизводителям Республики Крым удалось собрать:

‒ картофеля — 272,6 тыс.тонн, что составляет 70,3 % по отношению к аналогичному периоду 2014 года;

‒ овощей открытого и закрытого грунта — 354,3 тыс.тонн, что составляет 85,6 % по отношению к аналогичному периоду 2014 года, из которых овощи открытого грунта — 248,2 тыс.тонн или 66,7 % к уровню прошлого года.

Таких показателей удалось достичь благодаря эффективному использованию местных источников орошения (как подземных, так и надземных) и внедрению ресурсосберегающих технологий орошения. Также, отсутствие воды повлияло на производство бахчевых продовольственных культур, объем которых за 2015 год составил 7,1 тыс.тонн, или 67 % к уровню прошлого года.

Производство эфиромасличных культур в хозяйствах всех категорий в 2015 году составило 38,1 тыс.тонн, что в 2,44 раза больше, чем 2014 г.

Согласно форме статистического учета (29-сх) производственная деятельность в 2015 году по всем отчитывающимся категориям хозяйств, ведется на площади:

‒ плодовых насаждений — 11,05 тыс.га, из которых 9,8 тыс.га — плодоносящие, в структуре которых семечковые культуры составляют 46 %, косточковые — 40 %;

‒ виноградников — 16,83 тыс.га, из которых 14 тыс.га — плодоносящие.

Валовое производство плодов и ягод в 2015 году возросло на 107,2 % к уровню 2014 года, винограда — на 83,1 % к уровню 2014 года.

В Республике Крым по состоянию на 01 января 2016 года во всех категориях хозяйств увеличилась численность поголовья скота и птицы. Поголовье крупного рогатого скота составило 111 % к уровню прошлого года, овец и коз — 110,7 % к уровню прошлого года, свиней — 108 % к уровню прошлого года, птицы — 108,9 % к уроню прошлого года.

Индекс промышленного производства по пищевой промышленности за 2015 год составил 136,2 % к аналогичному периоду 2014 году.

По итогам работы предприятий пищевой промышленности Республики Крым за 2015 год по данным Крымстата в Республике Крым в сравнении с аналогичным периодом 2014 года возросло производство:

‒ мяса свинины на 8,1 % (произведено 7554,9 тонн);

‒ молока обработанного жидкого на 125,7 % (произведено 15885,0 тонн);

‒ масла сливочного на 64,1 % (произведено 2138,6 тонн);

‒ творога на 52,3 % (произведено 1775,8 тонн);

‒ кефира на 256,1 % (произведено 6511,6 тонн);

‒ сметаны на 161,4 % (произведено 2811,4 тонн);

‒ рыбы мороженной (кроме сельди) на 82,2 % (произведено 5223,5 тонн);

‒ рыбных консервов на 82,2 % (произведено 18921,3 туб);

‒ муки на 13,0 % (произведено 92187,2 тонн)

‒ хлебобулочных изделий на 6,5 % (произведено 52413,4 тонн).

В тоже время отмечено снижение объемов производства:

‒ мяса говядины на 54,0 % (произведено 754,8 тонн);

‒ мяса и субпродуктов домашней птицы на 18,1 % (произведено 46640,5т);

‒ колбасных изделий на 26,5 % (произведено 7893,6 тонн).

Снижение произошло, прежде всего, из-за острого дефицита сырья продукции животноводства.

Также широкое применение на практике нашли ведомственные региональные программы («подпрограммы»), как например программа Министерства сельского хозяйства Республики Крым о предоставлении субсидий и грантов сельхозтоваропроизводителям в 2017–2019 годах.

Таким образом, несмотря на сложности, реальные и потенциальные риски социально-экономической развития Республики Крым и принимая во внимания особенности «переходного периода» Республики Крым, можно отметить достаточно положительные показатели интеграции экономики и социально-политического развития Республики Крым как субъекта Российской Федерации.

Литература:

  1. Постановление правительства Российской Федерации от 11.08.2014 № 790 «Об утверждении федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года»;
  2. Указ Президента Российской Федерации от 21.03.2014 № 168;
  3. Указ Президента Российской Федерации от 21.03.2014 № 268;
  4. Интернет-ресурсы:
  5. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации (economy.gov.ru);
  6. Официальный сайт Министерства экономического развития Республики Крым (minek.rk.gov.ru);
  7. Официальный сайт Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым (mzem.rk.gov.ru);
  8. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Республики Крым (msh.rk.gov.ru).
Основные термины (генерируются автоматически): Крым, Российская Федерация, севастополь, Социально-экономическое развитие Республики, тонна, уровень прошлого, сельское хозяйство, сельское хозяйство Республики, сельскохозяйственная продукция, целевая программа.


Похожие статьи

Государственные программы: формирование и реализация

В статье раскрываются актуальность и необходимость применения программно-целевого метода в экономике и управлении государством, особенности программно-целевого планирования. Основные характеристики государственной программы, ее цели и задачи, особенн...

Государственная поддержка молочного скотоводства в Орловской области

В данной статье отражена значимость молочного скотоводства. Проанализированы проблемы данной отрасли в Орловской области. Рассмотрены меры государственной поддержки молочного скотоводства, которые предусмотрены в рамках долгосрочной областной целевой...

Роль и значение государства в развитии инновационного предпринимательства в субъектах Российской Федерации (на примере Республики Башкортостан)

В данной работе раскрыта сущность и особенности государственной поддержки, которая оказывается в сфере развития передовых технологий и предпринимательской деятельности, связанной с ними. Вместе с тем, в статье раскрывается актуальность и значимость г...

Оценка эффективности реализации целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы» на примере муниципального района Новосибирской области

В статье анализируются состояние развития сельскохозяйственного производства в районе: дана оценка эффективности реализации Муниципальной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и п...

Правовые вопросы социального обслуживания населения в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям (на примере Камчатского края)

Статья посвящена правовым основаниям социального обслуживания населения в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям. Анализируется содержание основополагающих нормативно-правовых актов, регулирующих социальное обслуживание граждан в Рос...

Социальная поддержка и социальная помощь населению на примере Астраханской области

В данной статье поднимается проблема социальной поддержки и социальной помощи населения на примере Астраханской области. Рассматривается Закон Астраханской области, в соответствии с которым осуществляется регулирование указанных правоотношений, анали...

Современные условия повышения конкурентоспособности региональной экономики на примере Челябинской области

В данной статье рассматриваются современные требования и условия развития экономики региона на примере Челябинской области. Дана краткая оценка основных направлений социально-экономического развития на основе которых предложены меры по совершенствова...

Государственная молодежная политика в субъектах Российской Федерации (на примере Оренбургской области)

В данной статье на основе анализа доктрины, нормативных правовых актов Российской Федерации, практики реализации анализируется специфика государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации. На примере Оренбургской области автором исс...

Актуальные вопросы государственной поддержки сельских территорий и сельского хозяйства

В статье отражаются основные тенденции государственной политики России в области стимулирования устойчивого развития сельских территорий и сельского хозяйства. Анализируются Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на п...

Стратегия развития фармацевтического рынка Российской Федерации

На основе анализа данных сделаны выводы об итогах развития фармацевтического рынка Российской Федерации с учетом реализации федеральной целевой программы развития фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации. Выявлено, что на фо...

Похожие статьи

Государственные программы: формирование и реализация

В статье раскрываются актуальность и необходимость применения программно-целевого метода в экономике и управлении государством, особенности программно-целевого планирования. Основные характеристики государственной программы, ее цели и задачи, особенн...

Государственная поддержка молочного скотоводства в Орловской области

В данной статье отражена значимость молочного скотоводства. Проанализированы проблемы данной отрасли в Орловской области. Рассмотрены меры государственной поддержки молочного скотоводства, которые предусмотрены в рамках долгосрочной областной целевой...

Роль и значение государства в развитии инновационного предпринимательства в субъектах Российской Федерации (на примере Республики Башкортостан)

В данной работе раскрыта сущность и особенности государственной поддержки, которая оказывается в сфере развития передовых технологий и предпринимательской деятельности, связанной с ними. Вместе с тем, в статье раскрывается актуальность и значимость г...

Оценка эффективности реализации целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы» на примере муниципального района Новосибирской области

В статье анализируются состояние развития сельскохозяйственного производства в районе: дана оценка эффективности реализации Муниципальной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и п...

Правовые вопросы социального обслуживания населения в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям (на примере Камчатского края)

Статья посвящена правовым основаниям социального обслуживания населения в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям. Анализируется содержание основополагающих нормативно-правовых актов, регулирующих социальное обслуживание граждан в Рос...

Социальная поддержка и социальная помощь населению на примере Астраханской области

В данной статье поднимается проблема социальной поддержки и социальной помощи населения на примере Астраханской области. Рассматривается Закон Астраханской области, в соответствии с которым осуществляется регулирование указанных правоотношений, анали...

Современные условия повышения конкурентоспособности региональной экономики на примере Челябинской области

В данной статье рассматриваются современные требования и условия развития экономики региона на примере Челябинской области. Дана краткая оценка основных направлений социально-экономического развития на основе которых предложены меры по совершенствова...

Государственная молодежная политика в субъектах Российской Федерации (на примере Оренбургской области)

В данной статье на основе анализа доктрины, нормативных правовых актов Российской Федерации, практики реализации анализируется специфика государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации. На примере Оренбургской области автором исс...

Актуальные вопросы государственной поддержки сельских территорий и сельского хозяйства

В статье отражаются основные тенденции государственной политики России в области стимулирования устойчивого развития сельских территорий и сельского хозяйства. Анализируются Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на п...

Стратегия развития фармацевтического рынка Российской Федерации

На основе анализа данных сделаны выводы об итогах развития фармацевтического рынка Российской Федерации с учетом реализации федеральной целевой программы развития фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации. Выявлено, что на фо...

Задать вопрос