Добро, красота, любовь, справедливость — были вечными темами, традицией в устном народном творчестве и до сих пор воспеваются поэтами, отражаются в произведениях писателей. Когда речь заходит о традиции, то сразу перед нами предстают великие творения наших великих предков, их назидательный труд для нас, для нынешнего поколения, всегда будет являться традицией, школой назидания и поучения. Обращение великих представителей искусства к традициям — это естественно и неизбежно. Так как это помогает сопоставлять два события, распознавать их новые, неизвестные грани, даёт возможность увидеть нераскрытые до сих пор стороны явлений. То есть они друг другу как бы бросают искорки, которые отражаются как лучи.
Алишер Навои и Абдулла Арипов! Услышав эти имена, перед нами воплощаются несравненные обладатели литературного таланта. Навои и Арипов не являются современниками. Их разделяют несколько столетий, тысячи неизмеримых расстояний и совершенно разная среда, окружение, общество. Но есть такое, своего рода «поле», которое их объединяет. Это, несомненно, гармония в творчестве, национальность, родина, любовь, справедливость и добродетель. В газелях А. Навои показывает любовь к народу, любовь к национальным традициям. Он возвеличивает тюркский быт, традиции и обычаи, тюркский язык, тюркскую мелодию и песни. Такие строчки созвучны со стихами нашего современника А.Арипова.
В стихотворениях воспеваются присущие нашему народу гостеприимство, добродушие. Значит, то, что начато нашими великими предками, то продолжают претворять в жизнь наше поколение, наши поэты-современники.
Каждый творец на протяжении целой литературной, социальной, политической деятельности живёт и работает ради интересов человека и народа, темой для раскрытия ставит самые насущные проблемы жизни, проблемы современности, почитает гуманизм. Значит, творец всё своё творчество посвящает интересам народа, и тем самым несомненно будет являться народным служителем, народным певцом.
Надо отметить, что народное творчество занимает главенствующее место в литературе. Потому, что настоящая литература и искусство заложено в самом сердце, в самых глубинах души народа. Также и Навои вместе с тем, что он умело использовал произведения устного народного творчества, и призывал поэтов, творителей обращаться к оригиналу и жемчужине литературы, чем и является устное народное творчество. Также и А. Арипов стремился в своём творчестве насыщать, пропитывать свои произведения этим неиссякаемым источником.
Навои возвеличил наш язык, он твердил, что возможности выражения мысли, слов безграничны: “Те, кто предпочитают творить на тюркском языке и думают, что это легко — сильно ошибаются. Правда в том, что тюркский язык являясь для них родным, им на нём писать нетрудно. Этот язык им знаком с детства, всё его богатство и преимущество для них открыты. Точно такого мнения был и Арипов.
Обретение независимости позволило создать чудеса литературного творчества, шире изучить творческий опыт классической и современной литературы.
«Поэзия периода независимости: анализ и интерпретация (газета УзАС, 2005 год 27 апреля, № 17) глубоко проникнута религиозно-нравственными идеями, обращена к священному Корану. Примером могут являться произведения: А.Арипова «Хаж дафтари» («Записки во время хаджа»), Сирожидина Сайида «Кирк хадис» («Сорок хадисов»), Шукура Курбана «Унутмадим адолат расмин» («Не забыть мне справедливости законы»), Тахира Каххара «Мухаммад билан сухбат» («Беседа с Мухаммедом»).
Состоящая из пятидесяти хадисов «Заметки о хадже» А.Арипова достойны особого внимания. В этом произведении А. Арипов продолжил идеи, философско-нравственные взгляды А. Навои «Арбаин хадис».
Это явилось главным направлением в концепции полноценного человека, в них проявляется совокупность философско-эстетических идей. “Когда я находился возле Каабатуллох — священном жилище Аллаха, бодрствуя провёл ночь, повторяя имя Аллаха, читая молитвы в честь Аллаха, я написал несколько байтов. Строчки сами по себе лились рекой”. Все по собственной воле должны совершать хадж, достичь этого — непросто так, это путь к познания истины. Очищение души человека, повышение его духовной нравственности является приоритетными особеностями, ведущими общество к нравственному совершенству.
Жизнь и творчество выдающегося узбекского поэта Абдуллы Арипова, которого полноправно можем назвать вторым “Навои” соавременной узбекской литературы., имя его навечно останется в памяти его почитателей.
Автор пламенных строк, любимый сын своего народа, народный поэт, заслуживший почёт и внимание узбекского народа, государственный и общественный деятель, Герой Узбекистана, автор текста государственного гимна Республики Узбекистан, наствник Абдулла Арипов после тяжёлой болезни в возрасте 75 лет 5 ноября 2016 года покинул этот мир навсегда. Прослеживая весь жизненный и творческий путь, мы убеждаемся, что он прожил долгую, содержательную и плодотворную жизнь.
Время его рождения совпадает с началом Великой Отечественной войны. А. Арипов родился 21 марта 1941 года в селе Некуз Касанского района Кашкадарьинской области. Село, где он родился находилось в просторной долине, но здесь не было проточной воды, а природа оживала после сезонных дождей. Отец его Орифбой Убайдуллаевич был знатоком земледелия, занимал должность председателя колхоза. Мать Турдихол момо, как и все узбекские женщины, была очень трудолюбивой, добродушной и заботливой. В семье было четверо сыновей и четыре дочери, а наш любимый поэт был самым младшим. В детстве поэт, как и все остальные мальчишки села, косил траву, пас овец, полол верблюжью колючку. Он был очень впечатлительным, задумчивым, много читал, очень увлекался литературой, к литературе он относился особенно, с интересом. Впоследствие поэт так пишет, вспоминая прошлое: “... я точно не знаю, что стало поводом для написания первых моих стихотворений, но во всяком случае помню, что стало интересно и завлекательно, когда подбираю слова и рифмую их. Может, от скукоты, может от удовлетворения, но хотелось что-то писать. Мысли нет, но не писать тоже нельзя”. Вот в таком настрое Абдулла начал учёбу в семилетней школе. В 1958 году окончил среднюю школу в ауле Тайзан с золотой медалью, поступил в Ташкентский государственный университет (сейчас — Национальный университет) на отделение журналистики факультета узбекской филологии в 1983 году закончил университет с красным дипломом. Окончив учёбу, он поступает на работу корреспондентом в редакцию “Ёш гвардия” (“Молодая гвардия”). Проработав здесь четыре года, он в 1967–1974 гг. сначала работает корреспондентом, а затем старшим корреспондентов в редакции имени Гафура Гуляма. В 1974–1976 гг. он управляет отделом прозы в журнале “Шарк юлдузи” (“Звезда Востока”). Своими пламенными, чувственными, проникающими в душу стихами он занял особое место в сердцах своих почитателей. В 1976–1982 гг. он начал работать литературным советником в Союзе писателей Узбекистана, помогал тем, кто только начинал свой творческий путь в поэзию. В 1983 году стал редактором журнала “Гулхан”, а в 1985 году был назначен секретарём Союза писателей Узбекистана. В 1988 году переведён на должность председателя защиты авторских прав Республики Узбекистан. Его творчество и труд были высоко оценены и в 1983 году он дважды был удостоен наград: государственной премии имени Хамзы, а чуть позже — ему было присвоено звание “Народный поэт Узбекистана”. В 1994 году награждён государственной премией имени Алишера Навои. В 1998 году — наградой “Герой Узбекистана”. Кроме этого, Абдулла Арипов — автор слов гимна Республики Узбекистан. Когда напечатали его первое стихотворение “Кушча” (“Птичка”), он был ещё студентом. После в 1965 году был опубликован его сборник стихотворений “Митти юлдуз” (“Маленькая звёздочка”). Позже были опубликованы его книги “Кузларим йулингда” (“В ожидании тебя”), “Онажон” (“Милая мама”), “Рухим” (“Дух мой”), “Узбекистан”, “Юртим жамоли” (“ Краса моей страны”), “Жаннатга йул” (“Дорога в рай”), “Хаким ва аёл” (“Судья и женщина”), “Нажот калъаси” (“Крепость спасения”), “Йиллар армони”. Абдулла Арипов внёс неоценимый вклад в литературу: он перевёл произведения-шедевры мировой литературы на узбекский язык. Это “Божественная комедия” Данте (часть “Ад”), произведения А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, Л. Украинки, Р. Гамзатова, К. Куйлиева.
В его произведениях нашли яркое представление идеи милосердия и верности Родине, вера в завтрашнее будущее, новые взгляды на жизнь, простота и разнообразие. Он за время протяжения своего творения был признан своими почитателями в качестве “Навои”, и в качестве государственного и общественного деятеля. Начиная с 1990 года он занимал должность председателя Верховного Совета Республики Узбекистан. Кроме этого, А. Арипов являлся полноправным членом Международной Академии наук, промышленности и искусства Калифорнии (США), профессором японского университета Соко. С 1997 года был членом Главной редакционной коллегии “Национальной энциклопедии Узбекистана”.
На истоках поэзии особое место занимают самые бесценные образцы великого Навои и узбекской классической литературы. Творчество Навои — это бесподобное проявление духовной свободы человека. Обладатель бесценных произведений, талантливый поэт Абдулла Арипов в своём творчестве, беря истоки с творений А. Навои, обогатил поэзию периода независимости. В данной статье мы старались показать некоторые стороны творчества уважаемого и почитаемого всеми нами, действительно народного поэта Абдуллы Арипова.
Любимый узбекским народом поэт на протяжении всего своего плодотворного творчества создал множество бессмертных произведений, занявших достойное место в мировой литературе. Надо, отметить, что А.Арипов поддерживал идеи национальной независимости.
Светлая память выдающегося, талантливого и многогранного поэта, великого сына узбекского народа навсегда останется в сердцах его почитателей, поклонников его творчества.