Ключевые слова: физическое воспитание, здоровья, физкультура, урок, физическое культуры и спорта, здоровья, метод, гимнастика физкультминутки
Вопросы возрастания значения физической культуры и спорта в укреплении здоровья населения, гармоничном развитии личности, усиления оздоровительной роли физической культуры для различных групп населения, подготовки молодёжи к труду и защите Родины, необходимости внедрения их в повседневную жизнь постоянно находят отражение в законах и указах Президента И. А. Каримова и правительства Республики Узбекистан.
Законы Республики Узбекистан «Об образовании» (29.08.97), «О физической культуре и спорте» (1992, 2000, 2015), указы Президента Республики Узбекистан И. А. Каримова «О создании фонда развития детского спорта Узбекистана» (24.10.02) и объявление 2015 года годом здоровой матери и ребёнка свидетельствуют о том, что проблема здоровья населения страны является актуальной и рассматривается как высшая личная и общественная ценность, так как именно здоровье людей является одним из основных критериев для характеристики уровня развития и степени прогресса общества. Актуальность поставленных вопросов возрастает в связи с тем, что одной из фундаментальных проблем современности является поиск развития и совершенствования здоровья людей в соответствии с изменившимся условиями внешней среды, производства, широким внедрением техники в быт человека.
В последние годы в условиях социально-экономического прогресса выявлена четкая тенденция расширение и углубления антропогенного влияния на среду обитания и человека. При рассмотрении экономических аспектов здоровья обращает внимание прогрессирующее загрязнение атмосферы, воды, почвы, на человека оказывают действие разнообразные химические, биологические и физические факторы среды, таящие в себе генетическую опасность. Улучшение условий жизни и труда оказывает на человека неоднозначное влияние. Так автоматизация и механизация производства привели к уменьшению доли физического труда и нервно-психическим перегрузкам. Психоэмоциональная напряженность на фоне снижения двигательной активности, уменьшением мускульных затрат и нерационального питания в сочетании с вредными привычками усилии дисбаланс во взаимоотношениях человека со средой. На протяжении многовековой эволюции человек испытывал воздействие таких факторов как гипердинамия, качественная и количественная недостаточность питания. Теперь образ жизни большинства людей характеризуется гиподинамией, гиперкинезией, перееданием, информационной перегруженностью, психоэмоциональными стрессами.
Информационный «взрыв» конца текущего столетия и последующие за ним новое, более мощные аналогичные «взрывы» будут ещё более усложнять стрессовую ситуацию (Щедрина А. Г., 1989).
Обеспечить необходимый диапазон приспособления к внешним условиям, создать его механизм может только высокоразвитая физическая культура. Её практические результаты, во-первых, должны удовлетворять те биологические потребности человека, которые сформировались в процессе его длительной эволюции, во-вторых адаптировать человека к существующим внешним условиям, в третьих, поспевать за тенденциями изменения этих условий, которые могут реализоваться быстрее, чем человек окажется к этому готов (А. В. Царик, 1991; В. И. Столяров, 1988; А. Г. Комков, 2003; Е. В. Антипова, 2003).
Во все времена людей волновала и будет волновать проблема здоровья и продолжительности жизни. Так, если в 1990 годы средняя продолжительность жизни в Узбекистане составляло 67 лет, то в 2015 году у женщин 75,8, а у мужчин 73,5 лет. Явно видно улучшения в статистике продолжительности жизни. Это проблема не только сферы здравоохранения, но и теории к практики физической культуры. Для сохранения и развития духовного, интеллектуального и физического потенциала человечество на протяжении своего развития формирует соответствующие социальные институты:
- В сохранении духовности человека трудно переоценить роль религии, искусства, литературы.
- Интеллектуальный потенциал сохраняется и развивается системой образования, воспитания, наукой.
- За физический потенциал ответственно физическое воспитание и спорт, здравоохранение (В. П. Петленко, Д. Н. Давиденко, 2001 г.).
К факторам образа жизни, влияющим на показатели здоровья, в настоящее время относят преимущественно факторы поведения, в том числе режим питания, привычки, физическая активность, репродуктивное поведение, употребление медикаментов, использование свободного времени. Одним из факторов здорового образа жизни является двигательная активность человека, его привычный и двигательный режим, от которой в значительной степени зависит здоровье, морфофункциональное состояние организма, по особенностям которого можно судить о морально-волевых и ценностно-мотивационных установках. По формулировке В. Д. Кряжева, 2001, 2003 «двигательные возможности — это комплекс свойств и особенностей состояния организма человека, позволяющий производить целенаправленные действия с заданными количественными и качественными характеристиками. В этот комплекс входят морфофункциональные характеристики, уровень развития физических качеств, двигательные навыки и умения, а также состояние здоровья».
Универсальным способом совершенствование функциональных возможностей организма, считает Ю. А. Власов, 1985; является физическая нагрузка. Выявление диапазона физиологических резервов организма осуществляется применением интенсивных, кратковременных, строго дозированных нагрузок, так называемых функциональных проб. Усиление мышечной деятельности затрагивает все морфофункциональные системы организма.
Действие физических упражнений на организм связано с тем, что во всех органах и системах под влиянием тренировок происходят благоприятные изменения как в отношении морфологии, так и функции. Эти изменения определяют не только возможность повышения спортивных результатов, но и способствует повышению уровня здоровья, которое лежит в основе занятий спортом и по существу является ее основной задачей.
Основные благоприятные изменения в физическом развитии сводятся к следующим: выправляется осанка, выправляются имевшие место патологические изгибы позвоночника, повышается степень развития мускулатуры увеличивается сила мышц, подвижность суставов. В сердечно-сосудистой системе происходят определенные положительные сдвиги, повышающие ее приспособление к большим физическим напряжениям. А всякие усиление функции системы кровообращения приводит не только к повышению работоспособности сердца, но и к участию в этом сосудов и в особенности нейрогуморального аппарата, регулирующего кровообращение. Одновременно происходит увеличение функциональных возможностей и способностей систем внешнего дыхания — увеличивается ЖЕЛ, сила вдоха и выдоха, улучшается бронхиальная проводимость, снижается минутный объем дыхания, что свидетельствует об эффективности вентиляции, т. е. для дыхательной системы обеспечивается доступное и максимальной функционирование.
При занятиях физической культурой происходят совершенствование механизмов регуляции приспособительных реакций к спортивной деятельности различной направленности. Очевидно, что выполнение современных тренировочных нагрузок возможно благодаря совершенствованию процессов адаптации, направленных на поддержание постоянства внутренней среды. Процесс адаптации реализуется с помощью гомеостатических и адаптационных реакций. Роль эндокринного звена в этой реакции связана с увеличением продукции ряда гормонов, глюкокортикоидов.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что физическое развитие человека тесно связано с функциональным состоянием организма — составляющей частью здоровья; это взаимозависимые и взаимообусловленные в процессе индивидуального развития состояния. Структура и реализуемые ими функции не существуют независимо друг от друга, а находятся в диалектическом единстве. В той или иной биологической структуре любая функция и её изменения связаны с соответствующими структурными преобразованиями.
Физическое воспитание в процессе онтогенеза с учетом особенностей его этапов позволяет реализовать эти биологические возможности и закономерности, поддерживать оптимальный уровень морфофункционального развития в процессе жизнедеятельности человека. При этом измерение показателей физического развития может служить контролем процессов эволюции и инволюции в организме, позволяющим целенаправленно использовать факторы здорового образа жизни, физического воспитания в поддержании, развитии и коррекции здоровья.
В последние годы проблема, связанные с укреплением здоровья детей и подростков требует своего решения. Так оздоровление подрастающего поколения в основном рассматривались в каком-либо одном ракурсе. Комплексного же подхода к организации системы оздоровления пока не выработано. Вызывает определенную тревогу наблюдаемая тенденция к росту количества детей, имеющих нервно-соматические, сенсорные заболевания, отклонения в физическом развитии (Т. Д. Банникова, О. В. Решетняк, 2004, Т. Е.Виленская, 2004). По данным Т. Е.Виленской (2004), носителями очагов хронической инфекции являются 52,9 % девочек и 57,38 % мальчиков страдают аллергией 25,92 % девочек и 26,51 % мальчиков. По мнению автора, эти данные убедительно свидетельствуют о том, что прежде чем говорить о необходимости повышения двигательный активности детей младшего возраста, следует в первую очередь провести с ними комплекс необходимых диагностических, лечебных и профилактических мероприятий, направленных на ранее выявление и соответствующее лечение патологических состояний и заболеваний, которые не только влияют на двигательную активности детей, но и резко снижают иммунитет, защитные свойства организма.
Важной особенностью развития современных детей и подростков является относительно высокая чувствительность по отношению к внешним факторам. Мышечная деятельность при комплексном обучении и воспитании способствует не только улучшению общего физического развития, но и ускорению психического развития. На ранних этапах онтогенеза, в детском и юношеском возрасте наблюдается интенсивное естественное развитие двигательных способностей, что проявляется в росте показателей физической подготовленности, в наборе двигательных навыков и умений и в улучшении состояния здоровья. В настоящее время понятие «Здоровье» формулируется как психофизическое состояние человека, характеризующее отсутствием патологических изменений и функциональным резервом, обеспечивающим полноценную биосоциальную адаптацию и сохранения физической и психической работоспособности в условиях естественной среды обитания (В. Д. Кряжев, 2003). Поэтому в комплекс понятия «здоровья» необходимо включать так же и психологические и социальные характеристики.
Психологические характеристики физической активности раскрывают общие закономерности её формирования и связаны с особенностями психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления и речевого общения. Социологические характеристики физической активности по мнению А. Г. Комкова, Е. В. Антиповой (2003), представляют собой определенные социальные детерминанты индивидуальной двигательной деятельности как целостное воздействие социального окружения.
Согласно материалам ВОЗ по изучению привычной физической активности человека, высокий уровень функциональных возможностей является положительным критерием здоровья, низким фактором риска, особенно для заболеваний сердечно-сосудистых систем.
Потребность в движениях по мере развития организма имеет тенденцию к снижению. У человека с годами естественная потребность в движениях снижается и параллельно наблюдается нарастание признаков старения организма. Поэтому стимулирование двигательной активности, привитие навыков, потребности в занятиях физическими упражнениями выработок «нормы» физической нагрузки адекватной каждому возрастному этапу, регулирование объема движений в настоящее время является не только актуальной социальной задачей, но и фундаментальной общебиологической проблемой, направленной на утверждение здорового образа жизни.