Ключевые слова: Иван Грозный, Русская православная церковь (РПЦ), титул «Великого князя», Церковный собор, Москва — третий Рим, судебник, Славяно-греко-латинская академия, боярская дума
Эпоху XVI века на Руси нельзя рассматривать в отрыве от личностей Ивану IV (Грозного), который после смерти своего отца, остался без надзора и естественно не мог заниматься государственными делами, что давало возможность знати совершать необходимые им административные перемещения от его именем. Это был большой соблазн для честолюбцев изучаемого периода. И честолюбие, открытое и наглое, безудержно разыгралось вокруг трона, по блеску и обаянию власти равного лишь трону восточных деспотов. И в годы правления Елены Глинской и после ее смерти в 1538 г. не прекращалась борьба за власть между боярскими группировками Вельских, Шуйских, Глинских.
Царская власть ослабла из-за фактического правления бояр, в городах росло недовольство, в частности, в Опочке, позднее — в Пскове, Устюге.
Народные выступления показали, что страна нуждается в реформах по укреплению государственности, централизации власти. Иван IV вступил на путь проведения структурных реформ.
16 января 1547 года в Успенском соборе Кремля Иван IV Васильевич венчался на царство и первым из московских государей стал официально именоваться царем. Этот акт означал, что Российское государство ставило себя вровень с наиболее могущественными державами Европы.
Подлинной школой для Ивана IV был период реформ. Его захватили смелые проекты преобразований.
Целью настоящей работы является рассмотрение Ивана IV как царя Всея Руси. Для наиболее полного выполнения указанной цели были поставлены следующие задачи:
− рассмотреть становление Ивана IV как царя Всея Руси;
− определить ключевые моменты его правления;
− охарактеризовать основные реформы.
При исследовании данной темы были использованы следующие методы — анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция.
Иван IV Васильевич стал первым в истории Русским царем. К концу XV века, во времена татаро-монгольского ига, московские князья являясь наместниками Золотой орды, часто именовали себя царями. Однако официальный титул царя на Руси появился 16 января 1547 года, после венчания на царство Ивана IV прозванного Грозным.
Процедура возведения к царской власти единовластного государя была проведена на Руси в первые, и в нарушение сложившейся практики, обряд совершил не Константинопольский патриарх, или папа Римский, а русский митрополит. Поэтому понадобились годы, чтобы титул царя за русским самодержцем был признан другими государствами.
Царский титул позволил русскому царю не только укрепить власть, но и занять несколько другое положение в дипломатических отношениях. До этих пор существовавший титул — «Великий князь» переводился как «принц» или «герцог». Титул же — «царь» переводили как «император», тем самым русский самодержиц приравнивался к единственному в Европе императору — императору Священной Римской Империи [1].
В историографии реформы Ивана IV трактуются неоднозначно. Тем не менее, почти все исследователи признают, что реформы носили продворянский характер, имели резко выраженную антибоярскую направленность. Прежде всего, эта идея нравилась царю в проектах реформ [2].
В литературе Избранная рада часто характеризуется как правительство соглашения, компромисса между различными слоями господствующего класса. Думается, что правильнее характеризовать его как правительство реформ, которые были выгодны господствующему классу в целом. Реформы были направлены на создание стройного государственного аппарата в центре и на местах, на укрепление правосудия и создание сильной армии.
Избранная рада понимала эти мотивы. Не случайно резкая критика злоупотреблений бояр стала исходным пунктом всей программы преобразований. Кроме того, в проектах реформ перед Иваном IV Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского вырисовывалась заманчивая перспектива укрепления единодержавия и могущества царской власти. В своих политических оценках царь постоянно следовал несложному правилу — поддерживать те начинания, которые укрепляли единодержавную власть. В целом преобразования 50-х годов отвечали потребностям развития государства. Они способствовали централизации системы управления и привели ее в соответствие с новыми историческими условиями [3]. В то же время реформы на всех этапах несли на себе печать половинчатости и компромисса. Проекты радикального перераспределения земельных богатств в пользу дворянства также в значительной мере остались на бумаге. Вплоть до XVII в. Россия оставалась самодержавной монархией с Боярской думой и боярской аристократией. Это вовсе не умаляет огромной реформаторской деятельности Избранной рады, которая в течение 13 лет разрабатывала реформы и проводила их в жизнь [4].
Собор примирения в 1549 г. принял решение об исправлении Судебника — по старине. Исходя из этого реформаторы сосредоточились на проблеме совершенствования системы центрального и местного управления. Новый Судебник ускорил формирование приказов, расширил функции служебной бюрократии, ограничил власть наместников на местах. По мере усиления дворянского влияния назревала проблема перераспределения земельных богатств в пользу дворян. Этой теме были посвящены 5 из 12 вопросов, представленных царем Стоглавому собору. Земельный передел должен был подорвать экономическое и политическое могущество боярской аристократии и духовенства. В мае 1551 г. был издан Указ о конфискации всех земель и угодий, переданных епископам и монастырям после смерти Василия III [5]. Закон запрещал церкви приобретать новые земли без доклада правительству. Это позволило пополнить фонд поместных земель за счет церковных и отчасти княжеских вотчин. Власти довершили эту реформу податным обложением и введением дифференцированного налогообложения. Светские феодалы получили существенные налоговые льготы по сравнению с духовенством и крестьянством.
Особая роль отводилась реформированию вооруженных сил. От состояния армии зависела судьба Отечества. Впервые было составлено – Уложение о службе. Были определены две формы прохождения воинской службы. Первая — по отечеству, т. е. по наследству: дети служилых людей с 15-летнего возраста поступали на службу. Эта категория воинов составляла основную часть регулярной армии. Вторая — по прибору (по набору): службу проходили стрельцы. Сначала стрелецкое войско состояло из 3 тыс. человек. К концу XVI в. в стрелецких войсках насчитывалось около 25 тыс. человек. Служба по прибору не передавалась по наследству. Состоявшийся в 1551 г.
Стоглавый собор одобрил новый Судебник и положительно отнесся к реформам. Таким образом, курс реформ был поддержан и узаконен.
В 1564 г. начинается новая политика царя, получившая название «опричнина». Царь внезапно уезжает из Москвы в Александрову слободу и оттуда обращается к народу с жалобами на измены и крамолы со стороны боярства. Народ подтверждает его право наказывать изменников. Тогда Иван IV выделяет себе в опричнину лучшие земли, уезды и волости.
Царь образовал себе особый двор, с особыми боярами, дворецким, казначеями и прочими управителями, дьяками, всякими приказными и дворовыми людьми, с целым придворным штатом. Летописец усиленно ударяет на это выражение «особый двор», на то, что царь приговорил все на этом дворе «учинити себе особно» [6]. На содержание этого двора, «на свой обиход» и своих детей, царевича Ивана и Феодора, он выделил из своего государства до 20 городов с уездами и несколько отдельных волостей, в которых земли розданы были опричникам, а прежние землевладельцы выведены были из своих вотчин и поместий и получили земли в неопричных уездах. До 12000 этих выселенцев зимой с семействами шли пешком из отнятых у них усадеб на отдаленные пустые поместья, им отведенные. Эта выделенная из государства опричная часть не была цельная область, сплошная территория составилась из сел, волостей и городов, преимущественно в центральных и северных уездах (Вязьма, Козельск, Каргополь и др.).
«Государство же свое Московское», то есть всю остальную землю, подвластную московскому государю, с ее воинством, судом и управой, царь приказал ведать и всякие дела земские делать боярам, которым велел быть «в земских», и эта половина государства получила название земщины [7]. Все центральные правительственные учреждения, оставшиеся в земщине, приказы, должны были действовать по-прежнему, «управу чинить по старине», обращаясь по всяким важным земским делам в думу земских бояр, которая правила земщиной, докладывая государю только о военных и важнейших земских делах [8]. Так все государство разделилось на две части — на земщину и опричнину: во главе первой осталась боярская дума, во главе второй непосредственно стал сам царь, не отказываясь и от верховного руководительства думой земских бояр [9].
Царь выбрал 6 тысяч человек и взял с них присягу служить ему верой и правдой, доносить на изменников, не дружить с земскими, не знать ни отца, ни матери, знать единственно государя. За это Иоанн давал им земли, дворы и движимую собственность старых владельцев, высланных за пределы опричнины.
Крестьяне являлись жертвами: новые владельцы, которые из нищих сделались большими господами, имея постоянную нужду в деньгах, обременяли крестьян налогами и трудами. Но это зло было лишь началом дальнейших.
Опричнина царя Иоанна была особым уделом, который он выделил себе из состава государства — из земщины. Но этому учреждению он указал небывалую прежде задачу, которая состояла в том, чтобы истреблять крамолу, гнездившуюся в Русской земле, преимущественно в боярской среде. Таким образом, опричнина получила значение высшей полиции по делам государственной измены. Отряд в тысячу человек служилых людей, зачисленный в опричнину и потом увеличенный до шести тысяч, становился корпусом дозорщиков внутренней крамолы.
Царь отменил опричнину, которая в 1572 году была преобразована в «Государев двор» [10].
В 1582 году Иван Грозный пересмотрел свое отношение к казненным в годы опричнины. По его указу был составлен «Синодик» — поминальный список казненных, за упокой души которых следовало молиться во всех церквях и монастырях.
Влияние личности Ивана Грозного на события его времени было неодинаковым в разные периоды. Будучи человеком душевно неуравновешенным, легко поддающимся внушениям, царь постоянно подчинялся влиянию фаворитов. Но сколь бы долго не подчинялся Иван IV влиянию временщиков, он, в конце концов, безжалостно уничтожал их.
В своих политических оценках Иван IV следовал несложным правилам. Только те начинания считались хорошими, которые укрепляли единодержавную власть.
На всю внутреннюю и внешнюю политику России XVI века накладывала яркий, но подчас зловещий отпечаток личность Ивана IV. Как писал С. Ф. Платонов, все психологические характеристики этой личности «даже тогда, когда они остроумны, красивы и вероподобны, все-таки произвольны: личный характер Грозного остается загадкой». Действительно, в этом характере можно найти самые противоречивые черты, а если к этому добавить противоречивость самой эпохи, то станет ясно, почему Грозный был всегда яблоком раздора между историками. [11, 12, 13].
В правление Ивана Грозного завершается складывание самодержавного государства в России. В конце жизни Ивана IV страна оказалась накануне великой Смуты.
Литература:
- Дворниченко А. Ю. История России: Учеб. / А. Ю. Дворниченко, Ю. В. Тот, М. В. Ходяков. — М. Велби, 2006.
- Великие россияне. Библиографическая библиотека Ф. Павленкова. — М.: Олма-Пресс, 2013.
- Скрынников, Р. Г. Русь IX-XVII века. — СПб.: Питер, 2009.
- Орлов А. С. История России: Учеб. / А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. — 2 изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2014.
- История России с древнейших времен до наших дней: Учеб. / Под ред. А. Н. Сахарова. — М.: Велби, 2014.
- Ключевский В. О. Краткий курс по русской истории: Учеб. / В. О. Ключевский. — М., 2012.
- Тугусова Г. В. История Отечества от его истоков до современности: Учеб. пособ. / Г. В. Тугусова, В. А. Скороспелова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.
- Артемов В. В. История Отечества с древнейших времен до наших дней: Учеб. / В. В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. — 17 изд. — М.: Академия, 2012.
- Захаревич А. В. История Отечества: Учеб./ А. В. Захаревич. — 4 изд., перераб. и доп. — М.: Дашков и Ко, 2009.
- Захаревич А. В. История Отечества: Учеб./ А. В. Захаревич. — 4 изд., перераб. и доп. — М.: Дашков и Ко, 2009.
- Зубанова С. Г. Исследование социального служения Русской Православной Церкви: история вопроса // Молодой ученый. — 2015. — № 20.
- Громов Р. М. Нравственность в современной школе // Молодой ученый. — 2015. — № 21.
- Громов Р. М., Слободчикова У. Н. Реформы патриарха Никона: исторические предпосылки и причины церковного раскола // Молодой ученый. — 2016. — № 27.