Несмотря на все проводимые мероприятия, Пенсионный фонд России по-прежнему остается далеким от стандартов развитых стран. В данной статье рассматриваются основные современные проблемы Пенсионного фонда России, а также предлагаются пути решения данных проблем.
Ключевые слова: пенсионный фонд, пенсионное обеспечение, бюджет, дефицит, пенсионный возраст, пенсия, ставка, проблема
Основанный в 1990 году Пенсионный фонд является главным гарантом достойного обеспечения, социально значимых государственных услуг гражданам. Актуальность данной темы обусловлено тем, что деятельность Пенсионного фонда в равной степени касаются непосредственно каждого гражданина Российской Федерации. Пенсионный Фонд предназначен для оказания социальных услуг в масштабе всей страны, с пенсии давно сняли ореол привилегированности, сегодня каждый гражданин нашей страны имеет право получать пенсию.
К одним из острых проблем Пенсионного фонда можно отнести дефицит бюджета. По итогам 2015, бюджет исполнен с дефицитом 543,7 миллиарда рублей. Это огромная цифра для Пенсионного фонда, такой дефицит обусловлен недостаточным тарифом страховых взносов, отсутствием финансового источника системы досрочных пенсий и отвлечением 6 % на финансирование накопительного компонента. Проблему дефицита средств, в Пенсионном фонде предполагается решить за счёт денег фонда национального благосостояния. В нём Минфин копил деньги на нужды будущих пенсионеров, сейчас в ФНБ — 4,784 трлн. рублей. Кроме того, предполагается повысить порог зарплат, облагаемых страховыми взносами. Сейчас он равен 796 000 рублей тысячам рублей в год.
На сегодняшний день бюджет ПФР находится в сильной зависимости от федерального бюджета, получая порядка половины всех своих финансов в виде трансфертов на пенсионное обеспечение. Это указывает на недостаточность формирования пенсионного обеспечения только за счет взносов, хотя показатели страховых взносов в пенсионный фонд ежегодно повышаются.
Рис. 1.
Так же проблему можно решить за счет, увеличения пенсионного возраста. Сегодня в России пенсионный возраст наступает для мужчин 60 для женщин 55, по сравнению с европейскими странами можно сказать что, это настоящая роскошь, для наших пенсионеров. Но у этой роскоши есть и обратная сторона, такой низкий пенсионный порог, который, был установлен больше восьмидесяти лет назад, и который ни разу не менялся, сегодня доставляет большие неудобства нашему правительству. Обязательства, данные государством в сытые годы, уже сейчас невозможно выполнить. Для того чтобы выплатить пенсию одному пенсионеру, образно говоря сегодня работают полтора человека, а дальше нас ждет демографическая яма, и тогда просто необходимо будет повышать пенсионный возраст.
В связи с этим в нашей стране уже несколько лет активно обсуждается возможность повышения возраста выхода на пенсию и постепенного выравнивания их у мужчин и женщин. Этот вариант решения проблемы, однако, имеет целый ряд минусов. И первый из них, конечно же, недовольство населения такими изменениями. Следует учитывать, что в развитых странах пенсионный возраст выше, потому что там уровень и продолжительность жизни, в целом, гораздо выше, чем в России.
В таблице 1 приведены данные о средней продолжительности жизни и о пенсионном возрасте населения разных стран мира. Исходя, из данных таблицы мы видим, что высокий пенсионный возраст обусловлен высокой продолжительностью жизни. Если брать Россию то мы сильно отстаем по этому показателю от других стран, у нас средняя продолжительность составляет всего 66 лет, это низкий показатель по сравнению с другими странами. Такая низкая продолжительность жизни, является главной причиной, которая не позволяет увеличить пенсионный возраст в нашей стране.
Таблица 1
Страна |
Пенсионный возраст |
Средняя продолжительность жизни |
|
Мужчины |
Женщины |
||
Япония |
70 |
70 |
82,1 |
Дания |
67 |
67 |
78,3 |
Норвегия |
67 |
67 |
79,9 |
США |
65 |
65 |
78,1 |
Германия |
67 |
67 |
79,3 |
Канада |
65 |
65 |
81,2 |
Испания |
65 |
65 |
80,1 |
Швеция |
65 |
65 |
80,9 |
Швейцария |
65 |
64 |
80,9 |
Армения |
65 |
63 |
72,7 |
Бельгия |
65 |
62 |
79,2 |
Великобритания |
68 |
60 |
79,0 |
Италия |
67 |
65 |
80,2 |
Польша |
65 |
60 |
75,6 |
Грузия |
65 |
60 |
76,7 |
Франция |
67 |
65 |
81 |
Казахстан |
63 |
58 |
67,9 |
Литва |
62,5 |
58,5 |
74,9 |
Венгрия |
62 |
62 |
73,4 |
Чехия |
62 |
62 |
76,7 |
Азербайджан |
62 |
57 |
66,7 |
Молдова |
62 |
57 |
70,8 |
Россия |
60 |
55 |
66 |
Украина |
60 |
55 |
68,6 |
Беларусь |
60 |
55 |
70,6 |
Узбекистан |
60 |
55 |
72 |
В нашей стране менять правила выхода на пенсию нужно постепенно, повышая качество медицинского обслуживания и других видов социальной защиты в совокупности с другими реформами. Способствовать этому могут следующие меры: введение стимулов для добровольного более позднего выхода на пенсию; создание индивидуальных инвестиционных счетов, на которых и работник, и работодатель могут формировать пенсионные накопления; предоставление налоговых льгот для добровольных корпоративных пенсионных программ, создание персонального пенсионного счета в этих программах.
Несмотря на то, что ставка взносов у нас намного выше, чем в развитых странах, проблема низкого размера пенсий у нас в стране является одной из главных. Для наглядности в таблице 2 приведены данные средней пенсии и ставки пенсионных взносов в разных странах. Мы можем наблюдать существенную, разницу между средней пенсией в России и в остальных странах, хотя ставка у нас намного выше, чем у остальных стран.
Таблица 2
Страна |
Средний размер пенсии |
Ставка |
США |
1500 долларов |
15 % |
Израиль |
1500 долларов |
от 6,95 % до 18,5 % |
Франция |
1000 евро |
16,35 % |
Германия |
1400 долларов |
8,70 % |
Россия |
12406 рубля (около 200 долларов) |
22 % |
Одной из причин такой пенсии является демографическая ситуация в нашей стране, влияющая на распределительную и накопительную составляющую пенсионной системы. На данный момент, как уже отмечалось выше, в государстве наблюдается снижение численности населения трудоспособного возраста и ежегодный рост числа пенсионеров (в том числе, и в связи с увеличением общей продолжительности жизни). Причём, по оценкам специалистов, неблагоприятна как нынешняя ситуация, так и ее прогноз: к 2030г., если не менять правила выхода на пенсию, соотношение работающих и пенсионеров упадет примерно до соотношения 1:1.
Невысокий уровень пенсионной грамотности населения также можно отнести к причинам таких низких пенсий. Многие люди полагаются на стереотип, что пенсия — исключительно государственная забота и соглашаются на получение серых зарплат «в конвертах», что увеличивает долю работодателей, уклоняющихся от выплат страховых взносов в пенсионный фонд. Для решения данной проблемы необходимо проводить информационную работу с населением, причем, как на государственном уровне, так и со стороны негосударственных пенсионных фондов.
Подводя итог можно сказать, что, современный Пенсионный фонд России имеет существенные пробелы и недостатки, пенсионное обеспечение оставляет желать лучшего. При активном включении государства, а также самих работников и работодателей, в решение этой проблемы, ситуацию можно исправить.
Литература:
- Сайт Пенсионного фонда РФ http://www.pfrf.ru/
- Соловьев А. Долгосрочная стратегия развития пенсионной системы // Экономист. — 2010 г. – № 12. — С. 56–63.
- Соловьев А. К. Финансовая система обязательного пенсионного страхования в России. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 480 с.
- Горегляд В. Бюджетная трехлетка (2006–2008 гг.) и экономическая политика государства //Вопросы экономики. — 2005. – № 8. — С. 106–108.