Психологическая составляющая успеха человека | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Носков, А. В. Психологическая составляющая успеха человека / А. В. Носков, Е. А. Колобова, А. В. Горячих, А. А. Сукаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 2 (136). — С. 703-706. — URL: https://moluch.ru/archive/136/37961/ (дата обращения: 19.12.2024).



Психологическая и социальная адаптация являются той необходимой базой, опираясь на которую менеджер может добиться успеха. В статье рассмотрены: личностные ограничения, которые снижают эффективность психологической адаптации, представлены 3 варианта социальной адаптации и различные формы дезадаптации, препятствующие эффективной социальной адаптации.

Ключевые слова: адаптация, психологическая адаптация, социальная адаптация, менеджер, успех

Еще первые предки человека поняли, что их шансы на выживание в борьбе с животными крайне малы. И перешли на внешний уровень адаптации. Наступают холода и животные покрываются шерстью, а люди шьют одежду: животные роют землю лапами, а человек изобретает лопату: человек бегает плохо, поэтому ездит верхом на тех, кто бегает хорошо, а потом изобретает автомобиль: не может поднимать тяжести, использует слонов, а потом изобретает подъемные краны. Иными словами, человек бремя физиологической адаптации переносит на внешние предметы, делая ставку на другой уровень и развивая именно его: мышление, воображение, память и т. д.

Однако такое решение могло стать роковым для потомков. Биологическая природа отказывается от того, что не используется! Если человек пролежал в постели полгода, то ему приходится учиться ходить заново. Все, что человек не использует, атрофируется «за ненадобностью». Для того чтобы держать в форме свое физическое тело, человеку пришлось придумывать разные упражнения.

Человек существует как психическая система, которая направлена на осознание возникающих изменений в мире и принятие адекватных мер. Это не безоговорочное приспособление, это принятие решения. Психологическая адаптация — это процесс, возникающий в ответ на значительную новизну окружающей среды.

Психологическая адаптация [1,2] включает:

‒ мотивацию: человек осознано принимает решение изменить свое поведение или не менять его, понимая, зачем ему это нужно;

‒ постановку цели: определяет, что конкретно он готов изменить в себе и за какие сроки;

‒ программу достижения цели: содержание изменений, этапы реализации, средства реализации.

Психологическая адаптация длится порядка двух месяцев. Но этому предшествует период, временные затраты на который даже подсчитать сложно. Это принятие решения. Человек может многие годы мечтать о том, как он измениться, как будет вести здоровый образ жизни, станет образованным человеком, но так ничего и не предпринять. Порой человек, делая выбор между смертью и необходимостью измениться, выбирает смерть. Это его решение.

Сложности принятия психологической адаптации, вероятно, связаны с тем, что она предполагает серьезную перестройку человека. Она требуют от него познания самого себя (это всегда страшно), способности критически подойти к себе, поверить в то, что изменения ему на благо, а не во вред, выработать новые навыки умственной деятельности, чтобы грамотно спроектировать изменения и многое другое.

В психологии ежегодно проводятся исследования, цель которых понять с какими ограничениями сталкивается на своем пути человек, и какие из них человек накладывает сам себе. Следует отметить, что многие ограничения человек создает неосознанно или они принимаются еще в том возрасте, когда человек просто не может понять всю мощь их ограничительной функции.

Психологи регулярно публикуют списки психологических (личностных) ограничений, которые незначительно отличаются у разных исследователей. Остановимся на шести самых распространенных личностных ограничениях.

1. Незнание себя и неумение управлять собой.

Незнание себя приводит к целому ряду негативных последствий, в частности:

‒ человек работает много, но высоких результатов не достигает, так как работает неэффективно, не использует свои сильные стороны;

‒ человек не ощущает свою энергию, и часто чувствует себя слабым, так как не имеет доступа к собственным ресурсам;

‒ человек невысоко себя оценивает, не может смериться с неудачами, и потому ищет всеобщего одобрения.

Это лишь незначительная часть последствий незнания самого себя.

2.Неверная жизненная позиция.

Жизненная позиция складывается из отношения к себе и окружающим людям. Здесь возможны четыре варианта.

Первая позиция: все люди и я, в том числе, нормальные, хорошие.

Вторая позиция: все люди нормальные, хорошие, один я ничего не стою.

Третья позиция: я-то нормальный, хороший, а вот все люди вокруг плохие.

Четвертая позиция: все люди вокруг плохие, но и я не лучше.

Совершенно очевидно, что верной является только первая позиция.

3.Отсутствие четких личных целей.

Постановка целей или целеполагание один из самых сложных процессов [3]. К сожалению, человек редко ставит цели, как правило, он реализует либо чужие цели, либо воспроизводит ежедневные цели, обеспечивающие жизнь.

В современной психологии разработаны технологии, освоив которые человек может грамотно формулировать свои цели, а главное, достигать их.

4.Нет стремления к саморазвитию.

Познание себя еще не порождает стремления к саморазвитию как осознанному изменению самого себя во всех своих проявлениях. Сложно понять, какие способности, особенности можно и нужно развивать, а на какие не стоит тратить силы и время.

Саморазвитие — это самое эффективное адаптационное средство. Не важно, о какой адаптации идет речь — физиологической, психологической [4], социальной или профессиональной.

5.Не сформированы навыки решения проблем.

Проблема — понятие субъективное: у каждого свои проблемы. Обычно человек испытывает трудности, но не все и не для всех они переходят в разряд проблем. Причин может быть много: переоценили свой жизненный опыт или способности, а вот способы выхода из проблемных ситуаций более или менее одинаковы. Поэтому в психологии возникло направление, занимающееся разработкой технологий разрешения проблемных ситуаций.

6. Отсутствует творческий подход к жизни.

Творчество не относится к числу отдельно взятого умения или знания. Это образ жизни, эмоциональное состояние, стремление порождать нечто новое во всех сферах своей жизни. Нельзя запланировать творчество на какое-то конкретное время, например, «в понедельник с 9 утра до 12, буду творить». Можно запланировать решение задач, но не творчество [5].

Относительно социальной адаптации можно сказать, что она представляет собой многофакторный и многомерный процесс вхождения личности в новое социальное окружение с целью совместной деятельности в направлении прогрессивного изменения как личности, так и среды. Социальная адаптация является наиболее сложной. Человек существует только в обществе, среди людей. Оказавшись в ситуации, когда нежелание или невозможность адаптироваться к обществу грозит жизни, человек и здесь нашел способы обойти эту экстремальную ситуацию.

Напомним, чтобы раздвинуть физиологические границы, человек сделал ставку на свой разум, стал развивать мышление. Чтобы раздвинуть социальные границы, человек вновь ищет помощи в своей психике (душе). Поэтому в литературе чаще используется понятие «социально-психологическая адаптация»: социальное — то, к чему человек приспосабливается, и психологическое — то, с помощью чего происходит адаптация.

Средний срок социально-психологической адаптации составляет около трех лет.

Раньше существовало требование относительно молодого специалиста, согласно которому его не имели права уволить с работы в первые три года, и он сам, также не мог добровольно уйти с работы. Это время необходимо не только для освоения трудовых навыков (в первую очередь!), но и для социальной адаптации. Предполагалось, что человек за три года:

‒ во-первых, усвоит и примет социальные и профессиональные нормы поведения, в том числе неофициальные («неписаные») правила, ценности, отношения, научится соблюдать требования трудовой дисциплины;

‒ во-вторых, вольется в трудовой коллектив и реально станет членом этого коллектива, освоит профессионально-ролевые (социальные) функции, соответствующие социально-профессиональному официальному и неофициальному статусу членов коллектива.

Возможны разные варианты адаптации: внутренняя, внешняя и смешанная.

Внутренняя адаптация наступает, когда происходит перестройка личности и ее функциональных структур. Если уровень развития коллектива высок, то человек развивается, подтягивается. Если уровень развития коллектива низкий, то и человек будет двигаться в этом направлении.

Внешняя адаптация наступает, когда человек сохраняет себя и свою самостоятельность, не допуская внутренней (содержательной) перестройки, но и не привлекая к себе внимание, демонстрирует внешнее принятие социальной среды. Этот путь «быть своим среди чужих» сложный, он требует огромных энергетических затрат.

Смешанная адаптация наступает тогда, когда при сохранении своего «Я», своей самостоятельности происходит внутреннее подстраивание человека под среду, её ценности и нормы.

Понять насколько человек адаптировался, можно по двум показателям: внешним (видно со стороны) [6] и внутренним (что человек ощущает сам).

Если реальное поведение человека соответствует требованиям среды, принятым правилам и критериям, то можно говорить об адаптации. Если при этом сам человек испытывает внутреннюю эмоциональную стабильность, комфортность, состояние удовлетворенности, то речь идет о внутренней адаптации.

Существуют определенные различия между тем, как адаптируются в профессиональной жизни женщины и мужчины.

Профессиональная жизнь предполагает адаптацию в двух плоскостях.

Во-первых, собственно трудовая деятельность.

Во-вторых, социальная среда, в которой эта деятельность протекает.

Женщины, как правило, начинают с освоения новой социальной среды, пытаются сразу войти в коллектив и занять в нем определенное место. Трудовая деятельность для них уходит на второй план. Как результат, адаптация для женщин протекает сложно, требует значительных физических и психических ресурсов, порой служит источником нервных срывов, обид и претензий.

Мужчины поступают иначе. Они осваивают новую деятельность, переводя социальную среду на второй план. Они не навязывают себя коллективу, стремясь достичь конкретных успехов в работе и именно через работу завоевать признание. Такой подход оказывается более продуктивным: мужчины быстрее адаптируются, их физиологические и психические затраты не высоки.

Кстати, наблюдения за современными женщинами показывают, что они также начинают переходить на мужской тип профессиональной адаптации.

Далеко не каждый человек способен адаптироваться даже за три года. Адаптивность как способность человека модифицировать себя или свое окружение при возникновении неблагоприятных изменений с целью хотя бы частичного восполнения потери работоспособности, у разных людей разная. Способность может изменяться, на нее влияют многие факторы, но больше всего она зависит от желания самого человека, его мотивации и состояния.

Если по какой-то причине, человек не может на протяжении длительного времени ни внешне, ни внутренне принять новую для него среду, тогда у него усиливается эмоциональное напряжение и чувство дискомфорта, наступает дезадаптация.

Дезадаптация принимает различные формы, в зависимости от того, что послужило ее возникновению.

Порой речь идет о принципиальном нежелании адаптироваться, когда человек или группа людей, стремятся навязать свои правила, поскольку искренне верят, что их правила «более правильные». Это неизбежно вызывает эмоциональное напряжение с обеих сторон, порождая конфликт.

Внешне такая форма дезадаптации проявляется в деструктивном поведении. Человек демонстрирует агрессивность и жестокость к окружающим, враждебность в общении, склонность к разрушению, угрожает чужой жизни, но вред может принести и своей собственной жизни. В профессиональной жизни эта форма проявления дезадаптации практически не встречается: человека попросту уволят. Деструктивность характерна, в первую очередь, для подростков, которые не хотят включаться во взрослую жизнь. Для них, привыкших видеть мир в черно-белом варианте, реальная жизнь с ее неоднозначностью крайне трудна для понимания. Туже форму дезадаптации можно наблюдать среди некоторых слоев мигрантов, которые сталкиваются не только с новыми условиями жизни (к ним адаптируются быстро), сколько с абсолютно новыми ценностями, взглядом на мир.

Другой формой дезадаптации являются появление у человека различных неврозов. Человек стремиться к тому, чтобы быть принятым в обществе, но невозможность по каким-то причинам адаптироваться, порождает депрессию и чувство беспричинного страха, утрачивается способность радоваться и желание общаться с людьми. Человек замыкается в себе, его самооценка и без того заниженная, еще больше падает. Он попадает как бы в замкнутый круг, чтобы вырваться из него порой требуется профессиональная психологическая помощь.

Таким образом, если:

‒ человек чувствует себя комфортно, ему ни холодно, ни жарко, значит, он адаптирован на физиологическом уровне;

‒ человеку приятно и интересно общаться с окружающими людьми, значит, он адаптирован на социальном уровне;

‒ человек существует в гармонии с собственным «Я», значит, он адаптирован психологически.

Когда человек адаптирован на всех уровнях, то тогда о нем говорят, что он счастливый, успешный человек. Кого-то это состояние может охватить всего на миг, когда все совпало: комфортно, интересно, приятно и при этом есть ощущение полноценной, активной жизни. Кого-то это состояние не покидает большую часть жизни. Есть и те, кто так и не испытал его.

Почему одни люди успешны, счастливы, а другие не могут достигнуть успеха, стремясь к нему и прилагая немалые усилия?

В поисках ответов на эти вопросы в середине XX века перед американскими психологами было поставлено несколько задач:

  1. Найти и описать самых успешных людей планеты.
  2. Выявить то, что приводит к успеху, обобщить материал.
  3. Создать на основе полученных результатов технологию в виде различных обучающих программ, тренингов для подготовки заведомо успешных людей.
  4. Внедрить разработанную.

Предполагалось, что затраты на исследования окупятся за счет более эффективного труда обученных молодых специалистов.

Результаты исследования по всему миру выявили следующее.

Во-первых, успешные люди существуют во всех странах, независимо от уровня развития цивилизации, и везде их, к сожалению, мало. Успешность действительно универсальный показатель для всех времен и народов. Однако содержание, которое вкладывается в понятие «успех», различно для разных людей и разных цивилизаций [7]. Отсюда и стремление к разным целям.

Во-вторых, успех не является случайностью, он закономерный результат целенаправленной деятельности человека, его мотивации и продуктивного взаимодействия с другими людьми. Отдельной линией исследования были люди, которые разбогатели, например, выиграв в лотерею или неожиданно получив большую сумму денег. Почему эти люди привлекли особое внимание? Да потому, что многие думают: стать успешным и счастливым помогают деньги, «много денег и сразу». Но быть богатым и иметь много денег — совершенно разные состояния и разная жизнь. Установленный в исследовании факт: ни один из получивших случайно деньги богатым не стал, и не смог войти в мир богатых. Максимальный срок, который удавалось продержаться на случайных деньгах — год.

В-третьих, факторы, которые приводили к успеху, были почти одинаковыми у всех успешных людей. Но четко прослеживалась тенденция: по мере развития цивилизации успех как результат осознанной деятельности все больше зависит от личностных черт человека. Искать причины во внешнем окружении не имеет смысла: обстоятельства складываются по-разному, но успеха люди достигают чаще всего не благодаря внешним условиям, а вопреки им.

Литература:

  1. Абашкина Е. В., Новочадов В. В. Одаренный первокурсник: социальная и психологическая адаптация в вузе. Монография. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2011.97 с.
  2. Бочарская И. А. Профессиональная и социально-психологическая адаптация студентов в вузе как процесс воспитания социально-ориентированной и конкурентоспособной личности // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2006. № 3. С. 125–127.
  3. Васякин Б. С., Бережная М. С., Пожарская Е. Л., Дебердеева Н. А. Социально-психологическая адаптация абитуриентов и студентов регионов посредством социально-психологического тренинга // Горизонты экономики. 2014. № 6–2 (19). С. 119–125.
  4. Григорьев А. В., Григорьева М. В. Социально-психологическая адаптация молодежи в зависимости от видов социальной активности // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2012. № 6. С. 234–240.
  5. Гурьев М. Е. Социально-психологическая характеристика адаптации и адаптационных возможностей личности в социальной среде II Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2015. № 22. С. 83–90.
  6. Иванова С. В. Социально-психологическая адаптация в свете соотношения социального и личностного в образовательном процессе II Этносоциум и межнациональная культура. 2007. № 2 (6). С. 15–25.
  7. Исмиянов В. В. Социальная адаптация студентов-сирот на основе применения модельных характеристик их физического, психологического и социального здоровья II Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2015. № 4(34). С. 40–43.
Основные термины (генерируются автоматически): психологическая адаптация, социальная адаптация, социальная среда, успех, форма дезадаптации, внутренняя адаптация, жизненная позиция, профессиональная жизнь, трудовая деятельность, эмоциональное напряжение.


Похожие статьи

Материальная и нематериальная мотивация как элемент эффективного управления персоналом

В современных условиях мотивация, вовлеченность и стимулирование сотрудников играют важную роль в экономическом прогрессе. Позитивная мотивация персонала является одним из факторов обеспечения конкурентных преимуществ и стратегической устойчивости ко...

Психологическая готовность как успешный фактор адаптации ребенка к школе

В статье рассматривается психологическая готовность к школе, дается определение и выделяются компоненты. Рассматриваются способы диагностики, и приводится практический пример. Выделяются уровни готовности к школе и их значение для первоклассников.

Эмоциональная устойчивость у студентов и её взаимосвязь с копинг-стратегиями

В статье представлено исследование эмоциональной устойчивости у студентов и ее взаимосвязь с копинг-стратегиями. Обоснована актуальность развития эмоциональной устойчивости на этапе получения образования в вузе, в частности, с помощью обучения студен...

Эмоциональная устойчивость личности как фактор успешности в профессии

В статье рассматривается понятие эмоциональной устойчивости как фактора успешности в профессии. Также рассматриваются пути повышения эмоциональной устойчивости.

Развитие эмоционального интеллекта как условие психологической безопасности личности студента колледжа

В современном мире защита и поддержание безопасного состояния личности является одной из важных проблем в психологии, так как непосредственно связана с благополучием и стабильностью жизнедеятельности людей в целом. Эмоциональная безопасность обеспечи...

Психологическое консультирование клиентов с разным уровнем креативности

В статье рассматриваются особенности работы психологического консультанта в зависимости от уровня креативности клиента.

Монотония и психическое пресыщение в труде как факторы снижения мотивации сотрудников в долгосрочной перспективе

В статье рассматриваются состояния монотонии и психического пресыщения в трудовой деятельности в контексте их влияния на мотивацию работников. Описываются симптомы негативных функциональных состояний и рассматриваются способы их профилактики на индив...

Копинг-стратегия как способ преодоления профессионального стресса

В статье рассмотрены три копинг-стратегии преодоления стрессовых ситуаций. Определены причины стрессовых ситуаций в работе эколога.

Психологическое обеспечение адаптации молодых сотрудников на предприятии (в организации)

В статье рассматриваются понятие адаптации на предприятии, условия успешной адаптации молодых специалистов, а также рассматриваются особенности психологического обеспечения процесса адаптации на предприятии.

Социальная адаптация студентов на основе педагогической поддержки

В статье представлено теоретическое осмысление понятий «социальная адаптация студентов вуза», «педагогическая поддержка социальной адаптации студентов вуза». Рассматриваются этапы социальной адаптации студентов, а также формы, виды и тактики педагоги...

Похожие статьи

Материальная и нематериальная мотивация как элемент эффективного управления персоналом

В современных условиях мотивация, вовлеченность и стимулирование сотрудников играют важную роль в экономическом прогрессе. Позитивная мотивация персонала является одним из факторов обеспечения конкурентных преимуществ и стратегической устойчивости ко...

Психологическая готовность как успешный фактор адаптации ребенка к школе

В статье рассматривается психологическая готовность к школе, дается определение и выделяются компоненты. Рассматриваются способы диагностики, и приводится практический пример. Выделяются уровни готовности к школе и их значение для первоклассников.

Эмоциональная устойчивость у студентов и её взаимосвязь с копинг-стратегиями

В статье представлено исследование эмоциональной устойчивости у студентов и ее взаимосвязь с копинг-стратегиями. Обоснована актуальность развития эмоциональной устойчивости на этапе получения образования в вузе, в частности, с помощью обучения студен...

Эмоциональная устойчивость личности как фактор успешности в профессии

В статье рассматривается понятие эмоциональной устойчивости как фактора успешности в профессии. Также рассматриваются пути повышения эмоциональной устойчивости.

Развитие эмоционального интеллекта как условие психологической безопасности личности студента колледжа

В современном мире защита и поддержание безопасного состояния личности является одной из важных проблем в психологии, так как непосредственно связана с благополучием и стабильностью жизнедеятельности людей в целом. Эмоциональная безопасность обеспечи...

Психологическое консультирование клиентов с разным уровнем креативности

В статье рассматриваются особенности работы психологического консультанта в зависимости от уровня креативности клиента.

Монотония и психическое пресыщение в труде как факторы снижения мотивации сотрудников в долгосрочной перспективе

В статье рассматриваются состояния монотонии и психического пресыщения в трудовой деятельности в контексте их влияния на мотивацию работников. Описываются симптомы негативных функциональных состояний и рассматриваются способы их профилактики на индив...

Копинг-стратегия как способ преодоления профессионального стресса

В статье рассмотрены три копинг-стратегии преодоления стрессовых ситуаций. Определены причины стрессовых ситуаций в работе эколога.

Психологическое обеспечение адаптации молодых сотрудников на предприятии (в организации)

В статье рассматриваются понятие адаптации на предприятии, условия успешной адаптации молодых специалистов, а также рассматриваются особенности психологического обеспечения процесса адаптации на предприятии.

Социальная адаптация студентов на основе педагогической поддержки

В статье представлено теоретическое осмысление понятий «социальная адаптация студентов вуза», «педагогическая поддержка социальной адаптации студентов вуза». Рассматриваются этапы социальной адаптации студентов, а также формы, виды и тактики педагоги...

Задать вопрос