На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта, Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно — методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а также выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения.
Но само дошкольное образование не является результатом действия только педагогов ДОУ с воспитанниками. Это труд взаимодействия и сотрудничества всех заинтересованных сторон: педагоги, дети и родители.
Новые ФГОС предлагают искать новые формы сотрудничества педагогов с ребятишками. Но, кто же как ни родители лучше всего знают своё бесценное чадо, его потребности, интересы, возможности. Хотя и не всегда знают, как открыть дарование в детях, как сотрудничать с ребёнком, развивая его самооценку.
Родители чаще всего не знают, как передать педагогам всю необходимую информацию о ребёнке, а педагоги не находят нужных форм взаимодействия с родительской общественностью для создания единого педагогического информационного микроклимата, позволяющего повышать педагогическую компетентность родителей и формирующую необходимую всеобщую устойчивую обучающую платформу.
Результаты анкетирования педагогических работников в ДОУ показали готовность использования инновационных технологии в своей работе.
Инновационная деятельность изменяет традиционную управленческую пирамиду и во главу угла ставит всех участников педагогического процесса: педагога, воспитанников и родителей.
Вопрос создания образовательного пространства на основе инновационных технологий в ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально.
Цель инновационной деятельности: Создать модель инновационного образовательного пространства ДОУ, направленного на повышение качества дошкольного образования. Для реализации данной задачи в детском саду создаются проектные творческие группы педагогов по направлениям, например: «Мониторинг», «Воспитанник», «Родители», «Здоровье». Каждый проект долгосрочный, рассчитанный на 4 года работы в данном направлении. Ставятся общие задачи инновационной деятельности для всех творческих групп. А в рамках своего проектного направления педагоги должны сами сформировать цели и задачи, и выявить значимые пути реализации. Предлагается пример работы по творческому проекту «Родители».
Для составления этапов реализации проекта ДОУ «Родители» можно провести анкетирование родителей по теме: «Социально-психологический портрет современной семьи». Все вопросы анкеты будут направлены на изучение семьи, её социального статуса, и выявление наиболее актуальных вопросов и проблем при воспитании детей.
Для итогового подсчёта результатов опроса родителей следует чётко обозначить количество участников и сформулировать вопросы в ясной и доступной форме.
Ниже приводится пример, выявленных приоритетных направлений, которые родители хотят обсуждать в дальнейшем.
Направление |
Показатель значимости |
Меры поощрения и наказания детей |
39 % |
Активизация желания ребёнка к общению с родителями |
30 % |
Воспитательное влияние: Кто это? Что это? |
12 % |
Детский негативизм |
11 % |
Что мешает родителям в воспитании детей? |
9 % |
По итогам анализа анкетирования принимается решение о составлении банка мероприятий родительского всеобуча по проблемам воспитания детей в семье.
В дальнейшем исследуется вопрос о необходимости создания родительского всеобуча по обсуждению и решению проблем семейного воспитания.
Все анкеты с сообщениями родителей о значимости создания родительского всеобуча обрабатываются, и создаётся аналитическая справка, с указанием в процентном соотношении значимости вопросов, которые необходимо решать и обсуждать в системе родительского взаимодействия.
Обозначаются организаторы мероприятий по реализации проекта «Родители» в учреждении.
Педагоги намечают этапы работы и составляют протокол первого заседания.
В протоколе, в соответствии с повесткой собрания, отмечается принятие решения о создании системы родительского всеобуча по проблемам семейного воспитания с использованием различных информационных ресурсов.
Также отмечаются основным направлениям системы родительского всеобуча:
− Информационно- подготовительное
− Познавательное
− Наглядно-информационное.
Созданный банк мероприятий в своей структуре учитывает поставленные цели, ставит приоритетные задачи, предлагая решать их нетрадиционно. В данном банке мероприятий по формированию системы родительского всеобуча ставятся задачи, которые смогут создать единый педагогический коллектив между родителями и педагогами, который будет выявлять наиболее важные проблемы в воспитании детей, во взаимодействии с ними.
В соответствии с программой всеобуча реализуются основные цели и задачи родительского образования:
− формирование у родителей восприятия феномена воспитания в семье и в ДОУ как социального, психологического и педагогического явления.
− содействие выработки у родителей представлений о единстве и целостности воспитательного процесса в семье и в школе.
− содействие формированию у родителей представлений об этапах развития личности ребёнка, оказании помощи родителям в применении полученных знаний в процессе воспитания детей в семье, применять умение отличать подлинно значимые в воспитании явления от проходящих и незначимых.
− показать специфическую особенность семейного воспитания.
Банк мероприятий «Формированию системы родительского всеобуча по проблемам воспитания в семье»
Этапы |
Название блоков |
Задачи |
Формы работы |
Сроки |
1 этап Информационно-подготовительный |
Диагностический. Цель: выявить воспитательно-образовательные потребности семьи; уровень компетентности родителей в области воспитания и обучения дошкольника. |
Изучение семьи, установление контактов с её членами выявление среди родителей наиболее важных проблем в воспитании детей. |
Анкетирование. Опросы родителей. Наблюдение за ребёнком. Анализ результатов. |
Март 2014 г |
2 этап Непосредственное включение родителей в деятельность ДОУ |
Теоретический. Цель: повысить психолого-педагогическую просвещённость родителей и привлечь их к активному участию в воспитательно-образовательном процессе группы. |
Ознакомление родителей с возрастными особенностями детей. Обучение родителей руководству детской деятельностью. |
Круглый стол. «Всё начинается с детства». (создание по итогам заседания информационной памятки для родителей и размещения её на сайте ДОУ) |
Апрель 2014г |
3 этап Просветительский |
Практический. Цель: привлечь родителей к различным формам совместной деятельности с детьми и к работе в центрах активности. |
Развитие взаимовыгодного сотрудничества педагога и родителей, направленное на эффективное разрешение воспитательно — образовательных задач. |
Семинар –практикум с участием родителей «Пять ошибок родительской любви» (размещение графического модуля на информационных досках для родителей) |
Май 2014 г |
План мероприятий по реализации проекта «Родители» на 2015 г.
№ |
Основные мероприятия направления проекта |
Мероприятия |
Формы ведения работы |
Сроки реализации |
Ответственные |
1 |
Привлечение родителей к оптимизации образовательного процесса |
Организация совместной деятельности детей с педагогами и родителями по оптимизации образовательного процесса |
Круглый стол для родителей по теме «Достижение и трудности работы по ФГОС» с участием всех участников образовательного процесса |
Февраль 2015г |
Педагоги, реализующие проект «Родители» |
2 |
Повышение компетентности педагогов МАДОУ по работе с родителями, в рамках ознакомления их с новыми формами работы с родителями |
Открытые мероприятия для педагогов МАДОУ ЦРР по разработке образовательных интернет- маршрутов для родителей |
Анкетирование Мастер-класс |
Май 2015 г. – Сентябрь-Октябрь 2015 г. |
Педагоги, реализующие проект «Родители» |
3 |
Формирование разноуровневой системы родительского всеобуча по проблемам воспитания в семье с использованием информационных ресурсов |
Презентация образовательного маршрута — как одной из форм сотрудничества педагогов ДОУ с родителями |
Образовательный интернет-маршрут для родителей |
Ноябрь 2015 г |
Педагоги, реализующие проект «Родители» |
Таким образом, применение данной инновационной деятельности в педагогическом процессе повышает компетентность родителей в области детской педагогики и психологии, и привлекает их к активному участию в воспитательно-образовательном процессе группы.