При изучении математики, как в дошкольном, так и в школьном периоде большое внимание уделяется работа с числом, при решении различных задач. Школьники с разными развитием уровнями математических способностей всегда с интересом и увлеченностью решают задачи, если задача несет в себе познавательную информацию, связанную с историей чисел, их названий и суеверий народов мира.
Цель: Способствовать проявлению индивидуальных способностей учащихся и активизации их познавательной деятельности.
Задачи мероприятия:
1) обучающие: в увлекательной игровой форме повторить знания по математике 6 класса, способствовать развитию находчивости, смекалки, быстроты реакции;
2) развивающие: расширить кругозор обучающихся, интерес к математике;
3) воспитательные: формировать умения учащихся работать в группе.
Оборудование: презентация «Число и сила его значения»; текстовый вариант презентации для каждой команды; 4 таблицы с записанными числами от 1 до 30, записанными вразброс.
Участники мероприятия: 4 команды учащихся 6 класса
Введение
Ведущая: Здравствуйте. Сегодня проводится внеклассное мероприятие «Число и сила его значения», в котором принимают участие 4 команды учащихся 6 класса.
Представление жюри.
Не многие школьники скажут, что математика им нравится больше, чем другие школьные предметы. Другие скажут, что математику они любят за то, что им нравится решать интересные и трудные задачи, вычислять, работать с числами.
Число — это сложная, но очень интересная загадка. Числа сопровождают нас везде и всюду с самого дня рождения и во всех областях человеческой деятельности. Многие ли из нас знают, что означает число? У одних народов определенное число приносит удачу, у других беду.
Число появилось в глубокой древности. Древнегреческий математик и философ Пифагор утверждал, что «все вещи можно представить в виде чисел», что «числа правят миром». На основе цифр Пифагор создал науку предсказания — нумерологию, которую астрологи используют, при составлении гороскопов. Пифагор и его единомышленники считали, что числа несут добро, зло, счастье и несчастье. Эти суеверия дошли и до наших дней. Приведем несколько примеров.
Древние люди считали священными числа: 7(магическая семерка), 3 (святая троица), 13(чертова дюжина) и т. д. Число 7 в математике означает четвертое простое число, в науке — атомный номер азота, в христианстве — «мир создан за семь дней». В пословицах и словосочетаниях: «на седьмом небе»; «семь пятниц на неделе»; «семь раз отмерь — один раз отрежь». В мировой символике: Рим — город на семи холмах; Греция — «семь чудес света»; семь мудрецов, которых почитают и в наше время.
А число 13, как появилась легенда о несчастливом числе? В древности у китайцев, римлян и других народов за основу исчисления числа принимали число 12, оно как бы замыкало группу чисел. Число 13 начинает новый цикл, тем самым нарушая равновесие, поэтому получило название несчастливого числа. В математике это шестое простое число; в науке — атомный номер алюминия; сумма квадратов двух простых чисел равна 13 (22+32 = 13). Во многих американских и европейских гостиницах нет 13 этажа и 13 номера. И есть суеверие, если это число выпадает на пятницу, день распятия Христа. Но число 13 считалось священным и благополучным у древних людей майя, древнем Китае.
В Японии, кроме числа 13, числа 4 и 9 тоже считаются несчастливыми. И все из — за того, что японское звучание слова четыре («ши») похоже на звучание слова «смерть» («си»), а число 9 по-японски звучит как «боль».
Помимо несчастливых чисел есть и счастливые, например, в Китае числа 8 и 9 относят благоприятным числам. Число 8 — число благоденствия; 9- символизирует полноту небес и земли. Благоприятной цифрой является также и цифра 7. Считается, что комбинации из чисел 7, 8, 9 приносят удачу их владельцу, стараются чтобы номер дома, квартиры или номер мобильного телефона включал эти числа.
В древности люди не могли применять числовые значения для предметов, применяя разные обозначения: один счет был для камней, другой для рыб и т. д. Но со временем люди научились отличать числовые понятия от конкретных вещей, что привело к тому, что числу стали приписывать магическое значение, представляясь в виде какого-то таинственного духа, который может приносить счастье или несчастье.
Многие суеверия в счастливые и несчастливые числа благополучно дожили до наших дней. Например: вера в счастливый билет. Билет, купленный за проезд в общественном транспорте, считается счастливым, если в шестизначном номере которого сумма первых трёх цифр совпадает с суммой трёх последних. Чтобы привлечь удачу нужно загадать желание и съесть его.
И в наши дни, многие взрослые подвержены к суевериям, чем дети. Большинство детей не знают, не слышали, не читали про числовые суеверия народов мира. И сегодня мы с помощью задач познакомимся с некоторыми числами.
Конкурс 1. Разминка «быстрый счёт»
Вспомним дошкольные годы, где всех учили быстро считать. Приглашаем по одному участнику из каждой команды, которые хорошо умеют считать от 1 до 30. Нужно как можно быстрее показать числа от 1 до 30 (4 таблицы с числами от 1 до 30, записанными вразброс).
Конкурс 2. Блиц-опрос
- Первое простое число. (2)
- Самое маленькое трёхзначное число. (Сто)
- Что больше 2 см или 23 мм? (23 мм)
- Какую часть часа составляет 20 мин? ()
- Найти корень уравнения 6x = 1. (1)
- Простое число, которое стоит на четвертом месте? (7)
- Что больше — 10 или — 15? (– 10)
- Сколько секунд в часе? (3600)
Конкурс 3. Число исила его значения
1. «Пятница 13-ое не везде считается самым несчастливым днём календаря. В Греции и испаноязычных странах традиционно боятся выпадающего на 13-ое число вторника. А в Италии — пятницы, но другого числа, ведь этого числа итальянцы опасаются гораздо больше, чем 13. Возможное объяснение этому кроется ещё в могилах древних римлян, на которых были нередки надписи, перевод которых означает «Я жил» или «Моя жизнь кончена».
Задача: если сократить дробь на число, которого боятся итальянцы, то получится дробь . Найдите это число.
2. «Эти числа для многих подданных Английской Королевы означают, соответственно, «нет денег» и «срок истек». Это произошло оттого, что если в лондонском автобусе вставить электронную карту оплаты, то именно эти числа сообщат вам о нехватке денег или просрочке карты. Привыкнув к таким монологам бездушной машины, владельцы сотовых телефонов из столицы Великобритании стали использовать «автобусные» значения этих чисел в своих SMS-сообщениях, считая это не только более легким, но и более креативным способом общения».
Задача: решите уравнения 48-х=13 и 2х-2=20 вы найдете значение этих чисел, причем наибольший корень означает «нет денег», а наименьший корень «срок истек».
3. «Английский антрополог Роберт Данбар выявил взаимосвязь между размером новой коры больших полушарий головного мозга приматов и размером их стаи. На основании этих данных он определил оптимальный размер социальных связей для человека. Это же число находит подтверждение в самых разных исторических периодах и локациях: например, это оценочное число жителей неолитического поселения или размер базового подразделения римской армии. В 2010 году Данбар начал исследование социальной сети Facebook и пришёл к выводу, что его число действует и там: несмотря на то, что некоторые люди имеют в социальных сетях сотни и тысячи друзей, эффективно взаимодействовать средний человек способен с количеством контактов, которое не превышает это число».
Задача: найдите это число, вычислив наибольшее общее кратное чисел 3 и 50.
4. «Это название количественного числительного до 100 образуется не так, как другие. Объясняется это тем, что в древности условной единицей торговли меховыми шкурками была связка из такого числа штук, которое сегодня обозначается этим числительным. Ткань, в которую заворачивались эти шкурки, называлась именно этим числительным (от этого же корня происходит название одежды)».
Задача: Запишите название этого количественного числительного словом, если само это число составляет две трети часа.
5. Выделите целую часть дроби , и вы получите число, которое на тайском языке произносится как «ха». Какое число получится из фразы «Ха, ха, ха».
6. «А вот счастливым в Китае является наибольшее целое число выражения 9-х больше 0, но меньше 10, созвучное со словом «разбогатеть». Интересен еще и тот факт, что именно в Китае на аукционе «счастливых» мобильных номеров был продан за 1,1 млн. долларов номер 135 85 85 85 85, произношение которого созвучно с фразой «быть богатым, быть богатым, быть богатым, быть богатым».
7. «Одно и то же число может сулить несчастья в одной стране, тогда как в другой на это число надеются как на талисман удачи. Говоря о несчастливых числах, невольно вспоминаешь данное число. Многие люди не совершают важных сделок и покупок в этот день, например, некоторые французские авиакомпании исключили это число из нумерации рядов кресел в салоне. И такая оборонительная обстановка действует во многих странах Европы, а также в США».
Задача: вычислите корень уравнения 2х — 12=14 вы найдете это число.
8. «Подлинность купюры евро можно проверить по её серийному номеру, состоящему из буквы и одиннадцати цифр. Нужно заменить букву на её порядковый номер в латинском алфавите, сложить это число с остальными, затем складывать цифры результата, пока не получим одну цифру. Если эта цифра — 8, то купюра подлинная. Кстати, в долларе также зашифровано число 8. Если посчитать нумерологический код, то dollar = 8, а это самое денежное число: символ силы, мощи и энергии предпринимательства. Еще восьмерка символизирует бесконечность, способность к самовоспроизведению. Определите, какая из представленных купюр подлинная. Буква S в латинском алфавите имеет порядковый номер 19».
а) б)
№ |
Конкурс |
Критерии |
1 команда |
2 команда |
3 команда |
4 команда |
1 |
Счет |
1 балл первому |
||||
2 |
Блиц-опрос |
По 1 баллу за ответ |
||||
3 |
Числа, сотворившие чудеса |
3 балл за правильный и полный ответ |
||||
Итоги |
||||||
Подведение итогов. Награждение.
Ответы к конкурсу:
1. 17; 2. 11 и 35; 3. 150; 4. Сорок; 5. 555; 6. 8; 7.13; 8. а).
Литература:
- Учебник по математике, 6 класс Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд издательство: Мнемозина 2015 год., 214 стр.
- http://money-fact.livejournal.com/2688.html
- http://www.drozdovland.ru/index.php?action=add&id=1133&add&rod=244
4. У каждого народа свои несчастливые числа | Мир | ИноСМИ inosmi.ru/world/20130915/212973366.html
5. Интересные факты о цифрах и числах — Мир MS Excel
6. Влияние чисел на судьбу asosch1.narod.ru/tvorchestvo27.html