По данным UNCTAD за последние 20 лет объем контейнерных перевозок ежегодно увеличивался на 9,8 % [1]. По мировому обороту большая часть перевозок контейнеров приходится на морской транспорт.
В РФ морским путем по данным за 2013 год было перевезено около 44,4 млн. т. транзитного контейнерного потока; железнодорожным транспортом за тот же самый период времени — 230 тыс. EU.
В последние годы с развитием мультимодальных/интермодальных/контрейлерных перевозок [2], а также с появлением контейнерных поездов [3] оптимистичным выглядит прогноз, что и другие виды транспорта будут вовлечены в контейнеризацию. Все больший объем грузов отправляется контейнерами, ввиду очевидных экономических преимуществ и надежной сохранности самих грузов. Интенсификация процесса контейнеризации ведет к развитию инфраструктуры всех областей, задействованных в данном процессе, а именно — появлению современных погрузочно-разгрузочных машин, созданию технологичных грузовых терминалов, разработке прогрессивных логистических и информационных технологий для обслуживания доставки грузов.
Первоначально контейнеры в терминалах и портах обрабатывались козловыми, портовыми терминальными кранами, а также вилочными погрузчиками большой грузоподъемности. В последующем из-за возросшего потока и увеличения грузоподъемности контейнеров потребовались специфические машины: ричстакеры (reach stacker) — специализированные погрузчики, изначально приспособленные только для операций с контейнерами. По сравнению с предшественниками, ричстакеры отличаются маневренностью, высокой скоростью обработки контейнеров, а при помощи различного навесного оборудования превращаются в многофункциональную технику для выполнения самых разнообразных задач [4].
Первый ричстакер был изобретен в 1976 г. итальянской компанией Belotti, которая специализировалась на производстве кранов. Данный экземпляр предназначался для обработки 20-футовых контейнеров.
Разработка первых ричстакеров производилась для целевого заказчика, с учетом условий работы контейнерного терминала и особенностей груза [5]. А уже в начале 1990-х годов производство ричстакеров становится массовым.
Рис. 1. Ричстакер — контейнерный погрузчик
Существует две разновидности ричстакеров — для работы с гружеными и порожними контейнерами, а погрузчик, работающий c обоими видами получил название мультистакера.
Чем же ричстакер завоевывает все больший спрос и востребованность на рынке погрузочно-разгрузочных работ. Во-первых, эксплуатация традиционных, морально и технически устаревших систем обработки контейнеров требует содержания значительной инфраструктуры, окупаемость которой возможна только при большом объеме перевалки контейнеров. Такая система непригодна, если объем переработки грузов не такой интенсивный.
Во-вторых, маневренность и габариты самой машины являются безусловным плюсом, по сравнению с рельсовыми кранами, зона работ которых ограничена крановыми путями. Несомненным достоинством является также возможность поворота контейнера на весу, что дает значительное преимущество перед остальным видами подъемно-транспортной техники.
Разумеется, существуют и недостатки, к примеру, для работы ричстакера предъявляются серьезные требования к дорожному полотну, в том числе и углу наклона поверхности, при котором возможна работа погрузчика.
Резюмируя, ричстакер представляет собой мобильную специализированную машину, задачей которой является перегрузка контейнеров, выполнение необходимых технологических манипуляций (поворот контейнера на весу), при всем при этом габариты данного погрузчика малы, однако грузоподъемность при этом достаточно высокая.
Как известно в России по большей части используется техника, оставшаяся еще со времен советской эпохи, чаще всего это козловые краны, которые находились и до сих пор находятся в эксплуатации на многих промышленных площадках, грузовых станциях и терминалах. Сравнительная характеристика вышеназванной техники представлена в таблице 1.
Таблица 1
Сравнительная характеристика козлового крана иричстакера
Козловой кран |
Ричстакер |
− рабочая зона ограничена крановым путем; − дорогостоящая инфраструктура − нуждается в ПТО/ЧТО; − для выполнения работ требуются: крановщик, стропальщик; − большие габариты, отсутствие маневренности |
− не ограничен в перемещении; − не требует специальной инфраструктуры; − универсален, органично взаимодействует с любым видом транспорта; − мобилен; − для работы необходим — один оператор; − малые габариты, при достаточно высокой грузоподъемности − возможность поворота груза на весу |
Основными техническими характеристиками ричстакера являются:
− грузоподъемность;
− количество ярусов контейнеров;
− колесная база;
− рабочая масса погрузчика.
Ричстакер работает с контейнерами грузоподъемностью от 15 до 45 тонн, представленными в стандартном исполнении 20 и 40 футовые, высотой 8’6’’ и 9’66’’. Вес самого погрузчика варьируется в пределах от 39 и до 89 тонн.
Конструктивно ричстакер представляет собой силовую раму на автомобильном шасси, на раме установлена телескопическая стрела с двойными гидроцилиндрами, навесное оборудование — спредер на конце стрелы, и противовес, расположенный внутри рамы. Условно говоря, конструкция ричстакера — это нечто среднее между автомобильным краном и погрузчиком. Отличие от вилочного погрузчика заключается в наличии телескопической стрелы, а не рамной; отличие от автокрана — отсутствие выдвигаемых опор, необходимых для устойчивой работы с грузом. Рама ричстакера является основным элементом, от которого зависят подъемные и маневренные характеристики машины. Конструкция рамы — балочная, при расчете особое внимание уделяется устойчивости и сопротивлению кручения ричстакера. Грузоподъемная стрела представляет собой конструкцию из высокопрочной стали с минимальным количеством сварных швов при максимальной прочности. Стрела состоит из двух секций: внутренней и наружной. Скользящие пластины между внутренней и наружной секциями стрелы не требуют никакой смазки.
Для поворота контейнеров используется поворотное устройство, которое закреплено во внутренней секции стрелы. Оно состоит из верхней и нижней станин, которые соединены между собой мощными подшипниками.
Ричстакер представлен в виде трех основных схем: первая и самая распространенная — грузоподъемная стрела располагается продольно, подъемная или сдвижная кабина при этом находится в базе или выдвинута вперед; вторая схема — оборудуется удлинительным коньком, необходимым для работ на причале, чтобы работать с контейнером ниже уровня дорожного покрытия, кабина оператора при этом вынесена вперед; третья — навесное оборудование (спредер) закреплен сбоку, кабина вынесена вперед.
Классификация ричстакеров приведена на рисунке 2.
Рис. 2. Классификация контейнерного погрузчика
Безусловно, в долгосрочной перспективе ричстакеры и современные технологичные машины будут наиболее оптимальным решением при проектировании разного рода логистических систем, с учетом того, что данный рынок не стоит на месте, а развивается с внушительной динамикой. Необходимо иметь в виду, что более мобильные и универсальные погрузчики являются недостающим звеном в любой транспортно-логистической схеме, т. е. ричстакер способен взаимодействовать с различным подъемно-транспортным оборудованием, его мобильность позволит перебросить его на любую рабочую площадку.
На сегодняшний день в России нет собственного производства подобных машин, основными производителями являются такие представители как CVS Ferrari, Fantuzzi, Linde, SMV, Kalmar, Taylor, Hyster, Terex, Conecranes и другие. Очевидно, что цены на данные погрузчики не самые низкие, а с учетом того, что число производителей порядка 15, делает данную технику весьма недоступной для российского сегмента подъемно-транспортного оборудования. Стоимость владения данным погрузчиком складывается из стоимости покупки и эксплуатационных затрат, к последним относятся: стоимость топлива, шин и дисков, стоимость планового технического обслуживания, расходы на изнашиваемые детали, ремонтные работы, трудовые затраты. Таким образом, обслуживание данного рода техники, ввиду иностранных комплектующих будет составлять немалую часть расходов. Соответственно ребром встает вопрос об отечественном аналоге, который бы смог конкурировать с зарубежными образцами.
Для развития собственного транзитного потенциала и усиления позиций как на внутреннем, так и на внешнем рынке транспортных услуг, необходимо сделать шаг в сторону технического переоснащения контейнерных терминалов, которые в свою очередь позволят окупить затраты, путем увеличения грузопотока и привлекательности в глазах инвесторов и потребителей транспортно-логистических услуг.
Литература:
- Хлебородов В. С. Анализ эффективности существующих систем организации контейнерных терминалов при использовании различного транспортно-грузового оборудования // Современные проблемы транспортного комплекса России. — 2012. — № 2. — С. 238–251.
- Чубуков В. В. Организация контрейлерных перевозок в России и мире // Известия ПГУПС. — 2010. — № 2. — С. 36–46.
- Контейнерные поезда // РЖД Логистика. URL: http://www.rzdlog.ru/services/additional/container_trains/ (дата обращения: 7.01.2017).
- Ричстакер // Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %A0 %D0 %B8 %D1 %87 %D1 %81 %D1 %82 %D0 %B0 %D0 %BA %D0 %B5 %D1 %80 (дата обращения: 7.01.2017).
- Ричстакер — погрузчик для контейнеров // Ричстакер.com. URL: http://richstaker.com/ %D0 %B8 %D1 %81 %D1 %82 %D0 %BE %D1 %80 %D0 %B8 %D1 %8F_ %D0 %BF %D0 %BE %D1 %8F %D0 %B2 %D0 %BB %D0 %B5 %D0 %BD %D0 %B8 %D1 %8F_ %D1 %80 %D0 %B8 %D1 %87 %D1 %81 %D1 %82 %D0 %B0 %D0 %BA %D0 %B5 %D1 %80 %D0 %BE %D0 %B2.html (дата обращения: 7.01.2017).