Роль сказок в развитии и воспитании детей трудно переоценить. Сказка учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать лжецов и льстецов. Она прививает нравственную культуру, утверждает народные принципы жизни: честность, преданность, смелость, человеколюбие. Развлекая детей, сказка одновременно воспитывает любовь к природе, окружающим, открывает нравственные горизонты, развивает речь, мышление, логику, расширяет кругозор и дарит необычные эмоции.
Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения.
Возможности сказки велики, они позволяют проводить «сказочные занятия» с детьми, у которых различный уровень речевого и интеллектуального развития. Язык сказок ритмичен, слова в них часто зарифмованы, героям даны неожиданные и забавные определения. Простота звукоподражания стимулирует ребенка к повторению упрощенных слов, таким образом, развивается активная речь. Сказка замечательна и тем, что в ней подробно излагается зримая и конкретная схема последовательно выполняемых действий. Это очень важно для ребенка, чтобы усвоить связь между причиной и следствием.
В настоящее время существует множество способов и методик, позволяющих погрузиться в мир сказок, начиная от простого рассказывания сказок, заканчивая театрализованным представлением. Но не все способы оказываются действенными при работе с неговорящими детьми с выраженной степенью интеллектуальной недостаточности. Исходя из этого, воспитатели в работе с такими детьми обращают особое внимание на варианты альтернативной (невербальной) коммуникации, способствующей развитию вышеуказанных детей. Такая система включает в себя целый спектр разнообразных средств, помогающих детям выражать свои мысли и эффективно общаться (реальные предметы, их части и миниатюрные копии, фотографии, рисунки, картинки и т. д.) Наряду с данными средствами одним из действенных методов работы с неречевыми детьми является метод пиктограмм. Пиктограмма — это схематическое изображение различных предметов и явлений, символические изображения, заменяющие слова. Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах: как средство временного общения, когда ребенок пока не говорит, но в перспективе может овладеть звуковой речью; как средство постоянного общения для ребенка, неспособного говорить и в будущем; как средство облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций (формирование элементарных представлений и понятий).
Таким образом, использование пиктограмм в процессе изучения русских народных сказок поможет детям выразить накопленный опыт. Корме того, применение пиктограмм способствует снятию речевого негативизма, что также стимулирует стремление к коммуникации. Так как пиктограммы помогают отобразить логический ход событий и выразить необходимые состояния, они незаменимы на этапах беседы по сказке, рассказывания, воспроизведения сказок самими детьми, моделирования похожих ситуаций и решения поставленной задачи.
На первоначальном этапе работы со сказкой предполагается неоднократное эмоциональное рассказывание с использованием наглядных пособий, настольного театра, аудио и видео файлов. В процессе рассказывания происходит идентификация пиктограмм. Дети находят соответствия между героями сказок, предметами, явлениями, действиями, признаками и необходимым набором пиктограмм.
На следующем этапе воспитанникам предлагается беседа по содержанию, включающая разнонаправленные игры и упражнения. Отвечая на поставленные вопросы и решая предлагаемые задачи, дети пользуются пиктограммами. Например, ответом на вопрос: «Кого первым встретил колобок?» — будет пиктограмма «заяц»; «Сколько золотых яиц снесла курочка Ряба?» — пиктограмма «один» (выбирается «один»/«много»); «Что ест заяц?» — пиктограммы «морковь», «капуста»; «Что умеет делать лягушка?» — пиктограмма «прыгать»; «Где живет медведь?» — пиктограмма «лес»; «Кто неправильно повел себя в сказке?» — пиктограмма «медведь» и т. п. Можно составлять логические ряды и цепочки, подбирать группу пиктограмм по заданному признаку. Во время выполнения заданий дети осуществляют выбор нужной пиктограммы из ряда предложенных, что позволяет не только решать поставленные коммуникационные задачи, но и образовательные и воспитательные. Причем для детей открывается возможность действовать самостоятельно и не бояться быть непонятыми, что помогает воспитателю достигнуть успеха в решении коррекционных задач.
Следующим шагом становится построение фраз и предложений с помощью пиктограмм. Сначала дети заканчивают предложенную воспитателем фразу. Например: «Жили-были…» — дети выбирают пиктограммы «дед» и «баба»; «И была у них…» — пиктограмма «курица» и т. п. Затем воспитанники составляют предложения, выбирая пиктограммы в той последовательности, в какой произносятся слова: «Дед бил-бил — не разбил, баба била-била — не разбила» — пиктограммы «дед», «бить», «баба», «бить» и т. п.
Дети соотносят пиктограммы-предметы с пиктограммами-действиями, а также с пиктограммами-признаками. У детей формируется представление о мире, понимание причинно-следственных связей, появляется мотивация и активность, проявление самостоятельности.
Заключительным и самым сложным этапом для неречевых детей в изучении сказок является пересказ. Для этого воспитанникам предлагается карточка с иллюстрацией к сказке и с полем для пиктограмм. С опорой на звуковое сопровождение дети расставляют пиктограммы в необходимой последовательности. Если на этом этапе дети успешно справляются с заданием, то затем можно только задавать наводящие вопросы, полностью не озвучивая сказку. Логическим продолжением данного этапа является театрализованное представление, которое будет способствовать развитию умения работать в коллективе, соотносить свои действия с действиями других членов коллектива и обогащению эмоционального мира ребенка. «Сказка — это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений», сказал В. А. Сухомлинский.
Таким образом, у неречевых детей появляется возможность почувствовать себя полноценным участником общения, обогатить свой внутренний мир и поделиться накопленным опытом. Использование пиктограмм как одной из форм невербальной коммуникации позволяет активизировать деятельность ребенка с интеллектуальной недостаточностью, развивать его когнитивные возможности, создавать ощущение психологической комфортности. Включение описанного метода в работу специалистов, работающих с неречевыми детьми, расширит и обогатит их методический арсенал.
Литература:
- Баряева Л. Б., Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. Я — говорю! — М: Издательство «Дрофа», 2007
- Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 2–3 лет. — СПб.: Паритет, 2006
- Гайдукевич С. Е. Развитие специальной области «Дополнительная и альтернативная коммуникация (ААС)» в Республике Беларусь: международный образовательный проект при участии университетов Швеции, России и Беларуси/ С. Е. Гайдукевич, М. Магнуссон, Л. В. Калинникова, Н. Н. Баль// Спецыяльная адукацыя. 2009. № 2