Особое внимание уделяется проблемам современного российского федерализма и рассматривается важность его существования на современном этапе, а также взаимодействие на международной арене и польза данного сотрудничества.
Ключевые слова: Федерация, федерализм, субъекты РФ, государство, Конституция
Special attention is paid to the problems of modern Russian Federalism and examines the importance of its existence at the present stage, as well as cooperation in the international arena and benefit from this cooperation.
Keywords: Federation, federalism, the federal subjects of Russia, state, Constitution.
Федерализм проявляется в демократии. Его демократичность содержится в том, что федерализм предполагает рассредоточение власти. В сущности термина федерализма поднимается вопрос взаимоотношений. В теории государства и права федерализм обозначен как способ распределения властных полномочий (определения предметов ведения) по вертикали между федеральным центром и его субъектами на основе конституции, договоров или соглашений (общих или индивидуальных) [1].
Тенденции развития федерализма в России обусловлены целым комплексом присущих ему своеобразных особенностей, связанных с историческими, экономическими, социально-культурными и национально-этническими факторами. [2].
Российский федерализм олицетворяет государственное единство, объединение народов как этнос-территориальных общностей вокруг русского народа, являющегося ядром и главной цементирующей силой многонационального федеративного государства. А именно это взаимодействие в обществе, где люди разных национальностей, конфессий, взглядов и культур соглашаются жить по законам единой Конституции страны. Как известно, основы конституционного строя характеризуют Россию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, следовательно, федеральная система правления различает властные полномочия между местными, региональными и национальными уровнями. Также стоит заметить, что именно федерализм гарантирует свободу от диктатуры. Российский федерализм — это не идеальная категория, это та реальность, которая имеет на сегодняшний день ряд нерешенных аспектов [3]. Это относится не только к форме правления, но также и к содержанию федеративных отношений в стране. Современному федерализму более 20 лет за это время любые преобразования и новшества имеют положительные и отрицательные стороны. Не остается данная проблема и без внимания отечественных ученых, исследования которых во многом послужили теоретической базой для законотворчества и формирования практики Конституционного Суда РФ. И еще, современные проблемы федеративного устройства России связаны с огромным количеством субъектов и с большим размером территории государства. В содержании Федеративного договора от 31 марта 1992 г. «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации» является основой Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. [4]. Нужно не забывать, что у российского федерализма имеются свои корни, и без понимания этого построение стабильной и прочной государственности практически невозможно. С 2002-е года Россия начинает развиваться как централизованная федерация, но мы так же понимаем, что степень независимости субъектов может не соответствовать разделению полномочий между ними и с федеральным центром, следовательно, параметры этого деления не дают права судить о характере федерации. Признание в Федеративном договоре и Конституции России 1993 года субъектами федерации национальных республик, национальных автономий, краев, областей и городов федерального значения подтверждает, что Россия перешла к новому для ее типу федерации, в основе которой лежит комплексный принцип построения федерации. Процесс совершенствования федерализма не может проходить в коротки сроки. Разумеется, некоторые проблемы становятся заметны со временем, когда закон начинает действовать и сталкивается с объективной реальностью и какие-то проблемы явно дают о себе знать с самого начала, но за неимением иного регулирования законодатель вынужден останавливаться на тех методах и способах регулирования, которые доступны и функционируют на современном этапе, даже если на практике они устарели или демонстрируют явное несовершенство [5]. В современном мире трудно сравнить Российский федерализм с другим, так как он уникален. Много времени пытались копировать его у других стран, например у таких государств как США и Германия, но ничего не получалось так как федерализм у других стран не совпадает с настоящими интересами Российского государства [6]. Он не был присущ ни к национально-государственному устройству, ни к территориальному. Наша страна отличается от других стран экономическими, историческими, идеологическими, социально-политическими факторам, поэтому модель построения федерализма это универсальная особенность Российской Федерации.
Для нашей страны важна интеграция на международной арене и в мировой правовой системе, но повторить федерализм других стран не получалось и не получится в настоящее время. Однако многие вопросы федерализма до сегодняшнего дня не разрешены, тем более что для некоторых федеративных государств участников СНГ вопрос об оптимальной форме государственного устройства остается важным, и ситуация в Украине является ярым тому примером. Известно, что федерализм это не только комплекс управления государством, но также это еще и политического поведение в стране и способ разрешение конфликтов. Важно, что одним из ценностей федеративной формы государства является то, что разрешение конфликтов и противоречий происходит в публичной форме, между конституционными партнерами, а не в закрытых централизованных бюрократических учреждений [7]. В настоящее время актуальность сравнительных исследований проблем федерализма чрезвычайно высока. Федерализм — это не только особым образом выстроенный институциональный дизайн, но и состояние политики. Федерализм помогает нам фокусировать наше внимание на присутствующих проблемах в стране, и если даже мы отменим его в современном обществе, то совокупность политических процессов изменяется недостаточно для того, чтобы снять ту или иную угрозу стабильности, если она присутствует в государстве. Иными словами, именно федерализм помогает нам справиться с внешними и внутренними угрозами, ведь механизм федерализма необходим обществу в современном обществе, так как без него решение проблемы не будет найдено, и мы можем прийти в к выводу о том, что федерализм в современном обществе нам необходим и является важным элементом в построение государства. И еще одно существенное замечание. Необходимо понимать, что федеративный порядок для демократического государства — это не только вопрос выбора, но и важная необходимость.
Безусловно, современный российский федерализм сложно назвать идеальным. Однако можно констатировать тот факт, что законодатель не стоит на месте, перманентно проводя мероприятия по реформированию современного государственного устройства [8].
На сегодняшний день Российский федерализм строится намного лучше, предыдущего, заметны изменения и видно переходящую ступень в светлое будущее, главное, чтобы поступки, которые будут предприняты нашим государством были обдуманы и дальновидны, ведь от них будет зависеть развитие страны, которое будет отвечать за высокие требования демократического государства.
Литература:
- Савельев А. Э., Шаповалов А. В. Особенности Российского Федерализма на современном этапе // Научное обеспечение агропромышленного комплекса сборник статей по материалам 71-й научно-практической конференции студентов по итогам НИР за 2015 год. Министерство сельского хозяйства РФ; ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина». 2016. С. 801–807.
- Савельев А. Э., Шаповалов А. В. Тенденции развития Российского федерализма // Очерки новейшей камералистики. 2016. № 2. С. 205–207.
- Федеративный договор «О разграничении предметов введения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти суверенных республик в составе РФ» от 31.03.1992 го. // Российская газета. 1992. № 43.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации Http://www.pravo.gov.ru, 01.08.2014.
- Смирнова В. В. К вопросу о развитии правовых основ российского федерализма и проблемы управления // Административное и муниципальное право. 2014. № 11. С. 1142–1153.
- Морозова А. С. Истоки федерализма в России. Становление современной модели государственного управления: историко-правовой анализ // Российская юстиция. — 2015. — № 8. — С. 2–5.Морозова А. С. Истоки федерализма в России. Становление современной модели государственного управления: историко-правовой анализ // Российская юстиция. — 2015. — № 8. — С. 2–5.
- Филиппов О. А. Становление и развитие федеративных отношений в России // Правовое государство: проблемы понимания и реализации. 2015. С. 132–137.
- Савельев А. Э., Шаповалов А. В. Особенности современного российского федерализма // Актуальные вопросы науки и практики: материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. курсантов, слушателей и студентов, 14 апр. 2016 г.: в 3 т. — Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2016. — Т. III. С. 104–108.