В данной статье разобраны основные методы и дана классификация преподавания лекций в университете. По опросу студентов второго курса, выдвинуты предложения по улучшению качества освоения учебного материала на лекциях.
Ключевые слова:лекция, преподавание, методика, материал, процесс
Педагогический процесс — синтез двух его сторон — учения и преподавания. Учение — целенаправленная деятельность обучаемых, нацеленная на усвоение системы знаний, приобретение умений и навыков для последующего применения их на практике. Преподавание — управление познавательной деятельностью обучаемых с целью усвоения ими знаний, приобретения умений и навыков (квалификации) [1]. Исходя из этого, выделяется три фактора успеха педагогического процесса: 1) чему обучают; 2) кто и как обучает; 3) кого обучают.
Во-первых, успех учения зависит от доступности материала к пониманию, содержания материала, объема и системы преподавания.
Во-вторых, успешность зависит от опыта, знаний, методического мастерства педагога, его личностных характеристик.
В-третьих, от контингента обучаемых (индивидуальных характеристик психического развития обучаемого, социально-психологический климат коллектива).
Основные слагаемые педагогического процесса.
– формирование у обучаемых положительного отношения к обучению;
– возбуждение интереса к изучению данной учебной дисциплины;
– обучение умению учиться;
– побуждение к стремлению самостоятельно обучаться;
– практическое использование знаний;
– воспитание в процессе обучения.
Методика призвана обеспечить реализацию принципов дидактики, а именно:
– научности преподавания — изложение материала с учетом последних достижений науки, аргументированный отказ от старых концепций;
– связи теории с практикой: направленность учебного процесса на раскрытие особенностей развития экономики в современных условиях, использование практических наработок в области учебного курса;
– систематичности и последовательности в овладении учебным материалом;
– сознательности, активности и самостоятельности студентов в учебе;
– соединения индивидуального поиска знаний с учебной работой в коллективе;
– сочетания абстрактности мышления с наглядностью в преподавании;
– доступности научных знаний, убедительности и прочности усвоения знаний. Педагог должен излагать материал доступный обучаемым по содержанию, объему информации и наглядности с учетом их возрастных особенностей и специализации учебного заведения.
При этом необходимо придерживаться требований типовой программы высшей школы, не упрощая и не усложняя уровень подачи материала;
– единства обучения и воспитания во всех формах учебного процесса.
Одной из основных форм преподавания в высших учебных заведениях является лекция, она представляет собой форму занятий в высшем учебном заведении, состоящую в устном изложении предмета преподавателем в процессе его общения с аудиторией с целью передачи научных знаний [2].
Каждая лекция требует строго продуманной системы построения и расположения излагаемого материала: О чем говорит лектор? Какие основные положения он выдвигает? Какая между ними связь? Каждая лекция требует такого построения, чтобы студенты могли конспектировать ее в виде четко ограниченных, последовательных и взаимосвязанных положений, тезисов с выводами и заключениями. Все лекции в высшей школе нуждаются в логической организации выражения, содержания, т. е. в четком раскрытии, объяснении явлений, событий закономерностей от частного к общему, от фактов к их обобщениям. Лекционный материал также требует включения, наряду с индукцией и дедукцией, анализа и синтеза.
Как правило отдельная лекция состоит из трех основных частей: введения, изложения содержательной части и заключения:
- Вводная часть. Формирование цели и задачи лекции. Краткая характеристика проблемы. Показ состояния вопроса. Список литературы. Иногда установление связи с предыдущими темами.
- Изложение. Доказательства. Анализ, освещение событий. Разбор фактов. Демонстрация опыта. Характеристика различных точек зрения. Определение своей позиции. Формулирование частных выводов. Показ связей с практикой. Достоинства и недостатки принципов, методов, объектов рассмотрения. Область применения.
- Заключение. Формулирование основного вывода. Установка для самостоятельной работы. Методические советы. Ответы на вопросы.
Таким же образом распределяются лекции в лекционных курсах: вводные, излагающие содержание и заключительные [3].
Лекционная форма преподавания обладает рядом преимуществ:
- Это наиболее оперативный способ передачи научной информации, наиболее экономичный способ обучения, так как лекция оперирует большим объемом материала и обращена к большому числу людей, способных одновременно воспринимать и усваивать учебный материал.
Это делает её также весьма эффективным по степени усвоения материала способом обучения, так как лектор имеет возможность непосредственно выстраивать логику изложения материала, способствовать рациональным способом превращению информации в прочно усвоенные знания, на месте освещать возникающие у слушателей вопросы.
- Преимуществом лекционной формы преподавания является также возможность разнообразить способы изложения лекционного материала, — от чисто информационного до проблемного построения лекции, способствуя этим формированию у студентов культуры познающего мышления.
- И возможно, самый важный аспект лекционной формы преподавания — это личное общение студентов с настоящими учеными, которое не может заменить никакой учебник и которое оказывается зачастую невозможным ни в какой другой форме.
Разумеется, не все лекторы являются таковыми, однако, вероятность такого личного общения, способного увлечь и вызвать подлинную заинтересованность у слушателей, весьма высока.
- Лектор имеет возможность также наметить пути самостоятельного изучения студентами материала учебной дисциплины.
Изучив преимущества и недостатки лекционного преподавания, мы провели анкетирование среди студентов Омского государственного технического университета, факультета НХИ второго курса.
В анкетировании мы спросили у студентов, какой из перечисленных методов по источнику передачи знаний изложенных выше в нашей научной работе им наиболее близок и будет способствовать улучшению восприятию полученной информации на лекциях. По полученным данным проведенного анкетирования мы выяснили, каким методом студенты наиболее эффективно воспринимают материал на лекциях (рис. 1).
Рис. 1. Диаграмма методов восприятия
Результаты исследования показали, что 70 % студентов проходящих анкетирование выбрали среди перечисленных методов — наглядный, устное изложение материала выбрали 25 %, метод практической работы — 5 % респондентов.
Литература:
- Новиков, А.М., Новиков, Д. А. Методология. — М.: Синтег, 2007. — 663 с.
- Новиков, А. М. Основания педагогики. Пособие для авторов учебников и преподавателей педагогики. — М.: Эгвес, 2010. — 208 с.
- http://vashabnp.info/publ/3–1-0–30