Прокуратура и её основные гарантии независимости | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №2 (136) январь 2017 г.

Дата публикации: 13.01.2017

Статья просмотрена: 9890 раз

Библиографическое описание:

Михеенко, Ю. В. Прокуратура и её основные гарантии независимости / Ю. В. Михеенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 2 (136). — С. 322-324. — URL: https://moluch.ru/archive/136/38014/ (дата обращения: 16.11.2024).



Прокуратура Российской Федерации — это единая федеральная централизованная система органов и организаций, которые действуют на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим, а также все они подчиняются Генеральному прокурору Российской Федерации. Данная строгая иерархия гарантируется статьёй 4 Федерального Закона № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации». Каждый работник прокуратуры строго является частью иерархии, подчиняется её правилам. Деятельность прокуратуры не лишена функциональной самостоятельности, т. к. независимость от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, а также от СМИ существует именно для этого. Никто не может вмешиваться в деятельность прокуратуры, что придаёт деятельности прокуроров точный, эффективный и достоверный характер, позволяя эффективно использовать свои полномочия.

Неприкосновенность прокурора гарантируется статьёй 5 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации» № 2202–1. Привлечение прокурора к уголовной ответственности возможно только другим прокурором, наделённым правом назначения на должность, занимаемую привлекаемым лицом. А также прокурор может быть привлечён к уголовной ответственности в судебном порядке. Законом не допускаются в отношении прокурора: привод, личный досмотр, досмотр вещей и используемого транспорта. Неправильное, подлежащее отмене или изменению решение прокурора может повлечь за собой ответственность лишь в случае, если оно явилось результатом преднамеренного нарушения закона или недобросовестности исполнения своих полномочий.

Хоть в законе и прописано, что прокуратура независима от трёх ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной, но это не означает, что работники прокуратуры стоят выше власти и не подконтрольны ни одной структуре. Работники прокуратуры подчинены Главному прокурору, который, в свою очередь, отчитывается Совету Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Разумеется, работник прокуратуры не имеет права совмещать свою деятельность с какой-либо иной, т. к. возможны случаи, в которых прокурорская неприкосновенность будет использована неверно. А если конкретно, то прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью. Исключения из этого закона — педагогическая, научная и творческая деятельность. При этом, деятельность не может финансироваться исключительно за счёт средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Исключениями в данном случае будут международные договора Российской Федерации или прописанные в законодательстве РФ случаи. Прокурорские работники не имеют право входить в состав органов управления, попечительских и наблюдательных советов иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений. Данное ограничение действует для того, чтобы все силы прокурорские работники направляли исключительно на свою основную деятельность. Исключения здесь такие же, как и с финансированием творческой деятельности.

По нашему мнению, недопустимость совмещения прокурорской деятельности с какой-либо другой — это чуть ли не важнейшая обязанность в работе прокуратуры, поскольку, гарантирует то, что злоупотреблять своей неприкосновенностью ни один из работников не сможет, т. к. сразу лишиться своих полномочий и понесёт наказание за их неслужебное использование. Гарантией независимости прокуратуры является также 5 статья Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» № 2202–1. В ней говорится о недопустимости вмешательства в деятельность прокуратуры. Всякое вмешательство государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и их представителей, а также должностных лиц в деятельность прокурора с целью воспрепятствовать ее осуществлению или повлиять на принимаемые прокурором решения преследуется по закону. Прокурор должен работать, не опираясь на мнения посторонних и должен поступать только так, как велит закон, а также так, как он посчитает необходимым. Также, прокурор не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом. Это одна из гарантий его успешной работы, в которой конфиденциальность является важной частью для успешного продвижения дел. И, наконец, никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверки или основания к возбуждению уголовного дела и данные предварительного следствия, проводимого учреждениями прокуратуры. Также, согласно статье 5 п.4 Федерального Закона Российской Федерации № 156, ознакомление гражданина с материалами проверки осуществляется лишь по решению прокурора и никак иначе.

Полагаем, что все обязанности и полномочия, лежащие на плечах прокуратуры полностью оправданы. Гарантии независимости прокуратуры ведут к тому, что работники этой структуры могут выполнять свою работу качественно и максимально эффективно. Не смотря на независимость, контроль над деятельностью прокуратуры соблюдается — они всё также подчиняются закону и имеют вышестоящее начальство, что приводит к саморегулированию и слаженной работе прокуратуры.

Литература:

  1. Федеральный Закон № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации».
  2. К. Ф. Гуценко «Правоохранительные органы», 2016.
  3. Ю. Е. Винокурова «Прокурорский надзор», 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, деятельность прокуратуры, работник прокуратуры, гарантия независимости прокуратуры, государственная власть, материал проверки, местное самоуправление, основная деятельность, творческая деятельность, уголовная ответственность.


Задать вопрос