В статье говорится о физической культуре, которая даёт определенное представление о чертах личности, формы поведения человека или формы общественной или другой деятельности. С одной стороны это материальный и духовный процесс деятельности людей, а с другой это результаты этой деятельности.
Ключевые слова: отношение к физической культуре, спорту, здоровому образу жизни, фактор происхождения физических упражнений, сила становления, физиологическая культура
В наше время в условиях преобразования всех сторон жизни общества возрастают требования к физической подготовленности граждан, которая необходима для успешной трудовой деятельности. Вопросы, связанные с жизнедеятельностью человека, его здоровьем и образом жизни занимают важное место в нашем обществе. Сфера физической культуры выполняет множество функций в обществе, охватывая при этом все возрастные группы. Она удовлетворяет такие социальные потребности, как потребность в общении, игре и развлечении.
На имеющихся сведениях ученые-эксперты постановили, что физическая культура появилась около 42 тысяч лет до нашей эры. Уже сам прецедент возникновения и следующего становления ее частей в жизни первобытных людей задолго до выхода в свет муниципальных форм физиологического обучения, говорит о насущной необходимости, беспристрастной надобности физиологической культуры в жизни первобытного общества. Огромный смысл она имеет в жизни современных людей. В данный момент тяжело представить цивилизованное общество, в котором не придается огромный смысл физиологическому обучению растущих поколений, никак не культивируются различные виды спорта, не проводятся спортивные состязания, глобальные физкультурно-спортивные мероприятия и т. п. [1, с. 100]
Для осмысливания роли и смысла физиологической культуры нужно рассмотреть вопрос о факторах ее возникновения в недрах первобытного общества. Они тесно соединены с неувязками воспитания, которые заключаются в последующем. Одним из основных критериев удачного становления общества, на любом из шагов его существования, является процесс передачи скопленного опыта от поколения к поколению. Если данного процесса не станет, то новые поколения будут вынуждены заново и заново создавать лук и стрелы. Однако таковой опыт никак не передается по наследству биологическим путем. Поэтому населению земли пригодились сознательно другие надбиологические машины общественного наследования. Таковым приспособлением стало воспитание.
На самых исходных стадиях существования людей возникают средства, методы и приемы, при поддержке которых эксперимент прошлых поколений, например по совершенствованию орудий труда, преодолению сил природы, повиновению их воле человека и т. п., передавался растущим поколениям. Данные средства, методы и формы и лежат в базе происхождения организованных форм изучения и обучения.
На ранних шагах становления человечного сообщества подобное воспитание было в большей степени физическим, а основным его средством стало физическое упражнение. Происхождение и внедрение физических упражнений Происхождение содействовало увеличению отдачи трудовой и военной деятельности и, потому, явилось основной причиной выживания и становления первобытного человека. Поэтому вопрос о происхождении физических упражнений считается важным в осмысливании ее роли и значения в жизни всякого человека в отдельности и всего общества в целом.
Неслучайно он постоянно занимал интерес большинства экспертов: преподавателей, социологов, политических деятелей и др., получая суровый философский смысл. При этом почти все эксперты-философы и создатели интернациональных трудов по истории физической культуры, придерживающиеся идеалистических позиций, пришли к выводам о том, будто неувязка возникновения телесных процедур может быть осмотрена, исходя из 3-х гипотез: из теории игры, из теории лишней энергии и из теории магии. [2, с. 19]
Одни считают, будто основной фактор происхождения физических упражнений и движущей силой становления физиологической культуры является инстинкт упражняемости, который дается человеку природой, либо рвение к игровой деятельности в ребяческом возрасте. В их представлении физическое воспитание является чисто биологическим явлением, никак не вытекающим из потребностей людей. Другие основной предпосылкой происхождения упражнений считают свойственное человеческой природе рвение к борьбе, соперничеству с другими людьми. Третьи связывают возникновение физических упражнений с религией, с традициями исполнения различных двигательных действий во время совершения культовых и религиозных обычаев и т. п.
Физическая культура имеет четыре основные формы:
– Физическая подготовка и физическое воспитание
– Реабилитация и восстановление здоровья;
– Рекреация (занятия физическими упражнениями в целях отдыха);
– Достижения в области спорта.
Сегодня, слово культура означает определенные черты личности, формы поведения человека или формы общественной или другой деятельности. С одной стороны это материальный и духовный процесс деятельности людей, а с другой это результаты этой деятельности. Основой такого процесса, конечно же, является развитие физических и интеллектуальных способностей индивида. Физическая культура это особая и самостоятельная область культуры. Она возникала и развивалась вместе с общечеловеческой культурой человека и поэтому и является ее неотъемлемой частью.
Уровень культуры каждого человека проявляется в его умении распределять и рационально использовать свое свободно время. Важно очень правильно распределять свое время, ведь от этого зависит не только успех в делах, но и само здоровье человека.
В процессе собственного видового становления человек во многом стал тем, кем он является благодаря тому, что не пошел, как остальные животные, по пути лишь пассивной адаптации к условиям существования. На данном шаге собственного становления человек стал сначала деятельно отгораживать себя от воздействия находящейся вокруг среды, а потом и подгонять ее к собственным нуждам. До определенной поры это играло положительную роль. Но в наше время скопление всех имеющихся данных, свидетельствует о губительности такового метода привыкания.
Все дело в том, что, создавая за счет собственного разума лучшую среду собственного существования посредством усовершенствования удобства, лечебных средств, домашней химии и т. п., человек равномерно скапливает в собственном генофонде потенциал вырождения. Есть сведения о том, что из всех мутаций, какими в настоящее время сопровождается эволюционное формирование человека как био. вида, лишь 13 % идут со символом плюс, а другие 87 % — со символом минус. [3, с. 97]
К тому ведь очень сильное разрушающее действие на организм человека дает внезапное уменьшение двигательной активности, вызванное комфортностью условий жизни и иными следствиями научно-тех. революции. Все дело в том, что организм человека запрограммирован природой на долговременную и активную двигательную энергичность. Поэтому на протяжении нескольких 1000-летий человек был обязан собирать все собственные силы для выживания и для того, чтоб снабдить себя наиболее необходимым. Еще в прошедшем веке 95 % только валового продукта, производимого населением земли, добывалось за счет мускульной энергии и лишь 5 % — за счет механизации и автоматизации трудовых действий. В настоящее время данные числа уже поменялись на прямо противоположные.
В результате естественная надобность в движении совершенно никак не довольствуется. А это в свою очередь приводит к дефектам его многофункциональных систем, прежде всего сердечнососудистой, и выходу в свет и распространению безызвестных раньше болезней.
Человек совершенствует комфортность своего существования, и, следовательно, роет себе глубокую экологическую яму, которая потенциально может стать могилой для человечества. Но также положение еще более осложняется тем, что возможности для предотвращения его инволюции в менее совершенное существо в искусственно созданной человеком среде существования крайне ограничены.
И тут бессильны все научно-технические достижения человека. Скорее они даже могут усугубить это положение. Жизнь показала, что даже самые знаменитые достижения нашей современной медицины не в состоянии принципиально изменить процесс физической деградации человека. В лучшем случае они могут лишь замедлить его. На этом достаточно сумрачном фоне имеется только одно обнадеживающее событие, способное предупредить катастрофу. Наверное, целенаправленное и напряженное внедрение средств физической культуры для удовлетворения естественной необходимости человеческого организма в подвижной деятельности.
Место и роль физической культуры напрямую связано с понятиями: общественное сознание, ментальность общества, нравственные нормы, художественное взгляды и предпочтения, религиозные верования, наука и искусство, так как эти понятия формируют социокультурные факторы. В свою очередь, эти факторы определяют направление движения в развитии физической культуры, придают ей целесообразность и наполняют духовностью. Только взгляд на физическую культуру с позиции духовности, рассмотрения физического как личностного может способствовать реальному приобщению человека к её освоению. Ведь физическая культура — эта та же общая культура с наличием в ней духовной стороны, но реализуемой специфическим образом через сознательную двигательную деятельность человека, с учётом морфофункциональных и психологических особенностей его развития.
Физическую культуру необходимо рассматривать как социокультурное пространство, в котором через систему телесно ориентированных практик становится возможных понять будущее человека, разобраться в том, куда он движется в своем развитии и что для него является высшим идеалом или конечной точкой совершенствования. С этих позиций физическая культура предстает перед нами не как простая система движений, используемых в процессе специально организованной деятельности, а как система практик тела, что значительно шире, так как затрагивает телесный и духовный мир индивида. Система движений в основном предполагает развитие и совершенствование умений и навыков, формируя тем самым физический образ индивида (данный от природы), а телесные практики обеспечивают не только репрезентацию «внешнего тела», но и утверждают социальные формы тела, а также личности и субъективности, внутреннюю и внешнюю трансформацию индивида.
За последние годы место физической культуры в системе ценностей человека очень возросло, потому что спорт стал для человека механизмом оздоровления, способом самовыражения и средством борьбы с асоциальными явлениями. Также в связи с урбанизацией, ухудшением экологической ситуации, автоматизацией труда, способствующей гипокинезии. В ХХ в. Во многих странах произошла модернизация и строительство современных спортивных вооружений. Начали создаваться модели спортивного движения, внедряться поведенческие программы, которые направлены на формирование моральной ответственности каждого человека за свое здоровье и образ жизни. [4, с. 229]
Человек в сфере физической культуры должен рассматриваться в его биосоциокультурной, деятельной сущности, понимании его как целостности (в его соматопсихическом и социокультурном единстве), интегральной индивидуальности.
Физическая культура и спорт на всех своих уровнях является универсальным механизмом оздоровления людей, способом самореализации человека, его самовыражения и развития, а также средством борьбы против асоциальных явлений. Именно поэтому за последние годы место физкультуры и спорта в системе ценностей современной культуры резко возросло. Раньше физическими упражнениями занимались только энтузиасты и спортсмены, зато теперь физические упражнения стали необходимой составляющей здорового образа жизни и образования каждого человека.
Здоровое общество это не только хорошее состояние экономики и дружественное к человеку законодательство, но и высокий уровень развития культуры. Ведь именно от культурного развития зависит каким будет будущее страны и общества. Культура включает в себя только высокий уровень образования, экономики, социальной сферы, но и конечно же высокую физическую подготовку человека. В процессе физической деятельности воспитываются многие моральные качества, такие как: мужество, смелость, решительность, инициативность, находчивость, сила воли, навыки коллективных действий, организованность, сознательная дисциплина, чувство дружбы и товарищества, четкость в работе, привычка к порядку.
Исходя из вышесказанного, можно сказать, что роль физической культуры в формировании основных качеств и свойств личности очень велика. Человек должен уметь отвлеченно мыслить, вырабатывать общие положения и действовать согласно этим положениям. Хотя недостаточно просто делать выводы или рассуждать, надо уметь реализовывать их в жизни, достигать поставленных целей, преодолевая всевозможные препятствия, встречающиеся на пути. А это в свою очередь достигается лишь при правильном физическом образовании.
Таким образом, в мире наблюдается тенденция повышения роли физической культуры в обществе, которая в свою очередь проявляется:
– В поддержке развития физической культуры государством;
– В использовании физических упражнений для укрепления здоровья населения и профилактики;
– В организации досуга;
– В объеме спортивного телерадиовещания и самого телевидения в роли физической культуры в формировании здорового образа жизни.
Литература:
- Ковернёва Е. В.. Место и роль физической культуры в социокультурном пространстве. // Тихоокеанский государственный экономический университет. Москва, 2013г. С. 101
- Лесгафт П. Ф. «Избранные труды», «Физкультура и спорт», Москва, 2014 г. С. 28
- Русакова Н. Г. Особенности спортивных тренировок девочек и девушек. Наука и образование: новое время. Чебоксары 2016г. № 5 (16). С. 97.
- Русакова Н. Г. Процесс организации здорового образа жизни. В сборнике: Профессионально-личностное развитие студентов в образовательном пространстве физической культуры IV Всероссийская научно-практическая конференция: сборник материалов. под ред. В. Ф. Балашовой и Т. А. Хорошевой. 2015. С. 229.