Профессиональная направленность дисциплин социально-гуманитарного профиля в системе СПО: практика и технологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (136) январь 2017 г.

Дата публикации: 12.01.2017

Статья просмотрена: 3903 раза

Библиографическое описание:

Княжева, В. В. Профессиональная направленность дисциплин социально-гуманитарного профиля в системе СПО: практика и технологии / В. В. Княжева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 2 (136). — С. 590-595. — URL: https://moluch.ru/archive/136/38022/ (дата обращения: 16.11.2024).



В настоящее время среднее профессиональное образование, как неотъемлемое звено системы непрерывного образования выполняет особую функцию — готовит конкурентоспособного специалиста в конкретной профессиональной деятельности.

Становление будущего специалиста профессиональной сферы является актуальной задачей, так как в современных условиях рынка труда востребован профессионал широкого профиля, обладающий мобильностью, навыками быстрой адаптивности к условиям непрерывно модернизирующихся производства и технологий, конкурентоспособности.

Формирование такого специалиста в условиях техникума возможно на основе создания гибкой интегративной образовательной среды, которую можно сформировать в ходе профессиональной направленности общеобразовательных учебных дисциплин.

Общеобразовательная подготовка в средних специальных учебных заведениях — это фундамент для освоения профессиональной образовательной программы. В совокупности они обеспечивают целостную теоретическую подготовку выпускника и формирование его общих и профессиональных компетенций.

В учреждениях системы СПО общеобразовательная подготовка осуществляется в основном на первом курсе, хотя изучение отдельных дисциплин продолжается и на последующих курсах среднего профессионального образования.

Между тем в ходе наблюдения за учебной деятельностью студентов первых курсов и анализа содержания обучения показали, что студенты первого года обучения недостаточно ориентированы на овладение основной профессиональной деятельностью. Кроме того, у них еще не определилось отношение к профессии, поскольку на первом этапе изучаются общеобразовательные дисциплины, не связанные с профессией, поэтому у многих студентов теряется интерес к обучению. Кроме того, в практике среднего профессионального образования сложилось так, что общеобразовательные и специальные дисциплины рассматриваются дифференцированно.

Следует предположить, что адаптация содержания общеобразовательной подготовки к профилю обучения может к какой-то степени решить данную проблему и повысить интерес к обучению у студентов.

В настоящее время вопросами интеграции общеобразовательных и специальных дисциплин занимаются ряд исследователей (О. Б. Акимова, Д. А. Матвеев, Т. А. Никитина, О. А. Павлова, Р. М. Палтиевич, Г. В. Тюлеева и др.), в работах которых рассматриваются интеграционные процессы в условиях среднего профессионального образования, как целесообразный и необходимый процесс [1, 2, 3, 4, 5]. В работе Г. В. Тюлеевой показаны современные средства, формы интеграции общеобразовательных и специальных дисциплин, которая, по мнению автора, может быть обоснованной в случае дублирования, выявления противоречия содержания в учебных программах и учебниках. Исследователь уделяет большое внимание интегрированному уроку, в котором одна тема объединяет несколько разных дисциплин [5, с. 229].

Но, несмотря на теоретические и экспериментальные исследования процессов интеграции, в данном контексте остаются недостаточно исследованными вопросы, касающиеся влияния общеобразовательной подготовки на профессиональные качества выпускника. Таким образом, наблюдается противоречие между практикой реализации общеобразовательной подготовки в ссузах, необходимостью формирования профессиональных качеств студентов при изучении общеобразовательных дисциплин и неразработанной спецификой дидактико-методических условий и отсутствием комплексной оценочной системы.

Следовательно, данные условия могут быть созданы следующими подходами в системе среднего профессионального образования: 1. рассмотрение общеобразовательной подготовки, наряду со специальной и производственной как единой системы профессионального образования студента; 2. направление общеобразовательной подготовки на формирование базовых знаний и компетенции, необходимых будущему специалисту определенной сферы деятельности; 3. ориентация общеобразовательной подготовки на формирование профессионального мировоззрения и профессиональной культуры выпускника; 4. включение в содержание рабочих программ общеобразовательных дисциплин тем учитывающих профиль профессиональной деятельности; 5. установление тесных деловых взаимоотношения и сотрудничества между преподавателями общеобразовательной и профессиональной подготовки при составлении тематического планирования и распределения часов, отводимых на изучение тем и разделов.

Итак, сочетание профессиональной и общеобразовательной подготовки является одним из важных условий функционирования современной системы среднего профессионального образования, которая должна базироваться в профессиональной направленности общеобразовательных дисциплин.

По наблюдениям и анализу результатов учебной деятельности студентов, характерным для обучающихся является недостаточная социально-гуманитарная подготовка и заметный низкий интерес к предметам общеобразовательного цикла. По результатам обучения студентов первого курса группы СЗС 15–1 ГАПОУ ТО «Тобольский многопрофильный техникум», в первом полугодии 2015–2016 учебного года, качественная успеваемость по БД.05. Обществознание составила 48 %, уровень обученности — 0,69. Данная статистика свидетельствует о том, что отдельные студенты обладают низким и ниже среднего уровнем знаний по учебной дисциплине. Со студентами данной группы требуется организованная индивидуальная работа в целях восполнении пробелов школьного обучения. Но, как показывает практика, в системе среднего профессионального образования традиционная методика обучения и коррекция знаний для студентов, получающих специальность, не является актуальной. Во-первых, студенты, не адаптированы к новым требованиям системы СПО, во-вторых, общеобразовательные предметы в их представлении уходят на второй план и, в-третьих, по их мнению, «школьные предметы» не являются ведущими в их профессиональном обучении.

Каким же должно быть содержание учебных дисциплин социально-гуманитарного профиля, чтобы в дальнейшей профессиональной деятельности принесло выпускникам положительные результаты и рассматривалось как единое целое системы СПО в получении выбранной специальности?

Рассмотрим возможную интеграцию общеобразовательной дисциплины БД.05. Обществознание, включенную в учебный план специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений в профессиональную подготовку студентов.

В основе разработанной методики обучения находятся общие компетенции, знания и умения из ФГОС по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, которые необходимо сформировать в ходе выполнения аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы общеобразовательной дисциплины БД.05. Обществознание (таблица 1).

Таблица 1

Виды самостоятельной ивнеаудиторной самостоятельной работы по БД.05. Обществознание

Формируемые ОК

Показатели оценки формирования ОК

Приемы иметоды, направленные на формирование ОК

Параллельно формируемые ОК

Самостоятельная работа на уроке

Внеаудиторная самостоятельная работа

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

— понимает роль и значимость своей специальности на рынке труда;

— знаком с государственной стратегией развития строительной отрасли;

— знает занимаемое место получаемой специальности в рейтинге востребованных профессий и специальностей.

Устный анализ текста: «Экономическая ситуация на рынке труда в строительной сфере»

Составление презентации: «Моя профессия «строитель».

Сообщение: «Новые технологии в строительной сфере»

ОК 2.

ОК 4.

ОК 5.

ОК 6.

ОК 8.

ОК 9.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

— демонстрирует организацию и результат собственной деятельности;

— использует в работе разные методы и способы выполнения профессиональных задач;

— дает объективную оценку эффективности и качеству выполнения своей работы

Разработка памяток: «Профессиональные и личностные качества строителя»

Сообщение: «Рыночные отношения в сфере строительных работ»

ОК 1.

ОК 4.

ОК 5.

ОК 6.

ОК 8.

ОК 9.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

— озвучивает принятые решения в стандартных и нестандартных ситуациях;

— демонстрирует готовность нести ответственность за принятые решения

Решение кейса: «Правовая и моральная ответственность в сфере нарушения договорных обязательств»

Поиск информации в информационно-правовых системах «Консультант-плюс», «Гарант»: «Нормативно-правовые акты в строительной сфере»

ОК 1.

ОК 2.

ОК 4.

ОК 5.

ОК 7.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

— осуществляет поиск и использует информацию для решения и выполнения профессиональных задач;

— использует в работе разные источники информации для профессионального и личностного развития, включая информационные

Работа с печатными СМИ: подбор статей, заметок о профессионалах своего дела

Работа с интернет-ресурсами: «Составление списка профессиональных сайтов по строительным специальностям

ОК 1.

ОК 2.

ОК 5.

ОК 8.

ОК 9.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

— демонстрирует готовность и умение работать на компьютере;

— осуществляет поиск информации в интернете;

— демонстрирует умение эффективного обмена информацией с использованием сети интернет, с заинтересованными пользователями

Поиск информации в интернете: «Система непрерывного получения образования в строительной сфере»

Составление и заполнение таблицы: «Образовательные учреждения строительной сферы в субъектах РФ»

ОК 1.

ОК 2.

ОК 4.

ОК 8.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

— демонстрирует эффективное общение с педагогами и студентами с соблюдением морально-этических норм;

— выстраивает деловые и дружеские отношения в группе, техникуме;

— эффективно выстраивает диалоговое общение;

— пользуется уважением и авторитетным мнением среди студентов

Деловая игра: «Трудоустройство на работу в строительную компанию»

Подготовка сообщения: «Династии строителей»

ОК 1.

ОК 2.

ОК 3.

ОК 4.

ОК 5.

ОК 7.

ОК 8.

ОК 9.

ОК 10.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

— демонстрирует готовность взять роль капитана команды;

— эффективно включаться в групповую работу;

— демонстрирует сопричастность и ответственность за результат «общего дела»;

— стремиться оказать помощь в сплочении ребят, не готовых работать в команде

Круглый стол: «Молодежь в строительстве»

Работа со СМИ: «Вакансии в нашем городе» (по специальности)

ОК 1.

ОК 2.

ОК 3.

ОК 4.

ОК 5.

ОК 6.

ОК 7.

ОК 9.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

— демонстрирует готовность к совершенствованию и углублению знаний по выбранной специальности;

— читает специальную литературу: газеты, журналы, просматривает сайты по специальности;

— участвует в конкурсах профессионального мастерства, НПК, олимпиадах по профессиональной и не профессионально деятельности;

— участвует в разработке профессиональной траектории, пополнении результатами деятельности личного портфолио студента

Научно-практическая конференция: «Роль профессионального образования в жизни современного человека и общества»

Разработка плана: «Профессиональная траектория»

ОК 1.

ОК 2.

ОК 3.

ОК 4.

ОК 5.

ОК 6.

ОК 8.

ОК 9.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

— демонстрирует готовность к работе в условиях частой смены учебной деятельности;

— использует в работе разные методы и технологии работы в достижении поставленной цели

Квест-игра: «Искусство и его роль в жизни общества»

Подготовка реферата: «Архитектурные стили»

ОК 1.

ОК 2.

ОК 3.

ОК 4.

ОК 5.

ОК 6.

ОК 7.

ОК 8.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

— демонстрирует готовность к службе в армии, защите Родины от неприятеля;

— показывает положительное отношение к военнослужащим по призыву и контракту;

— ориентируется в военных специальностях;

— ориентируется в применении профессиональных знаний в ходе несения военной службы

Составление кластера: «Формы несения военной службы»

Составление опорного конспекта: «ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

ОК 1.

ОК 2.

ОК 4.

ОК 5.

ОК 8.

В результате внедрения профессионально ориентированных видов деятельности на уроках БД.05. Обществознание, происходит стирание границ между общеобразовательными и специальными дисциплинами, и таким образом достигается интеграция в учебном процессе. В этом случае общеобразовательная дисциплина будет рассматриваться у студентов, как единое целое со специальными дисциплинами, которые в совокупности способствуют формированию глубоких знаний и разносторонних взглядов об окружающем мире и более качественной подготовки по выбранной специальности.

Кроме того, внедрение игровых технологий на уроках дисциплин социально-гуманитарного профиля представляет наибольший интерес. В образовательный процесс следует включать деловые игры, способствующие формированию профессиональной ориентации в будущей профессиональной деятельности: 1. «Трудоустройство на работу в строительную компанию». 2. «Какая строительная специализация мне нужна?» 3. «Как разрешить конфликтную ситуацию между заказчиком и подрядчиком?» 4. «Мой строительный проект». 5. «Смета расходов на ремонт моей квартиры». 6. «Моя частная строительная фирма». 7. «Заключаем договор подряда». 8. «Строительство в условиях экономического кризиса». 9. «Социальная мобильность в строительной сфере». 10. «Профессиональные роли и престиж профессиональной деятельности».

В настоящее время над содержательным компонентом деловых игр ведется работа. В дальнейшем планируется издание сборника методических разработок деловых игр для строительных специальностей.

Интересной формой работы на уроках со студентами является практикоориентированная творческая деятельность, которая, при дальнейшей разработке ее элементов, может превратиться в самостоятельную педагогическую технологию — «Творческая мастерская». Сущность ее заключается в том, что общеобразовательная дисциплина рассматривается в тесной связи с профессией. Связующим звеном такого обучения является творческая деятельность студентов. Представим варианты творческой деятельности на уроках БД.05. Обществознание: 1.Составление списка: «Топ-5 самых востребованных строительных специальностей». 2. Составление кластера: «Династия строителей». 3. Составление памятки: «Строительные компании в РФ». 4. Создание буклета: «Рынок недвижимости в г. Тобольске». 5. Создание плаката: «Каменное и деревянное зодчество в г. Тобольске». 6. Создание брошюры: «Архитекторы г. Тобольска». 7. Составление реестра: «Архитектурные объекты, нуждающиеся в реконструкции». 8. Проект: «Реконструкция архитектурных сооружений г. Тобольска». 9. Составление сметы: «Ремонт моей квартиры». 10. Составление расчетов: «Ипотека и инфляция». 11. Составление справочника: «Права и ответственность в строительной сфере». 12. Создание макета: «Архитектурное сооружение (на выбор)». 13. Составление дидактических карточек (по изученной теме): «Вопросы и задания по пройденной теме».

Как правило, практикоориентированные творческие задания, вызывают интерес у студентов, расширяют кругозор, закрепляют полученные знания в нестандартной и свободной форме, развивают творческие способности, формируют ответственность за порученную деятельность. Обучение через творчество, в системе СПО (НПО) является на наш взгляд, наиболее приемлемой и желаемой формой для студентов, получающих специальность (профессию).

Таким образом, изучив содержание профессиональной направленности студентов, следует резюмировать, что для успешной самореализации выпускника, кроме традиционных методов обучении и воспитания, необходимы нестандартные подходы и способы воздействия. В целом, наблюдается положительный результат от введения профильной общеобразовательной подготовки и развивается интерес студентов к процессу обучения. А что касается, комплексной оценки эффективности данного процесса, то на сегодняшний день рано делать выводы, покажет время и показатели сформированности общих и профессиональных компетенций у студентов.

Литература:

  1. Акимова, О.Б., Павлова, О. А. Развитие интеграционных процессов в условиях среднего профессионального образования / О. Б. Акимова, О. А. Павлова // Человек и образование. — 2015. — Вып. 1 (42). — С. 168–171.
  2. Матвеев, Д. А. Роль предметов общеобразовательного цикла в профессиональной подготовке студентов ССУЗов / Д. А. Матвеев // Среднее профессиональное образование. — 2006. — Вып. 12. — С. 10–11.
  3. Палтиевич, Р.М., Никитина, Т. А. Современное состояние и перспективы общеобразовательной подготовки в ССУЗах / Р. М. Палтиевич, Т. А. Никитина // Среднее профессиональное образование. — 2006. — Вып. 4. — С. 7–8.
  4. Палтиевич, Р.М., Никитина, Т.А., Рыбакова, Т. Н. Профильная общеобразовательная подготовка в ССУЗах: первые итоги эксперимента / Р. М. Палтиевич, Т. А. Никитина, Т. Н. Рыбакова // Среднее профессиональное образование. — 2007. — Вып. 2. — С. 4–5.
  5. Тюлеева, Г. В. Интеграция дисциплин как фактор, обеспечивающий профессиональную подготовку будущих специалистов в рамках непрерывного образования / Г. В. Тюлеева // Наука и современность. — 2001. — Вып. 9–1. — С. 227–231.
Основные термины (генерируются автоматически): ОКА, профессиональное образование, строительная сфера, общеобразовательная подготовка, работа, дисциплина, общеобразовательная дисциплина, профессиональная деятельность, специальность, тобольск.


Похожие статьи

Профессиональная подготовка специалистов компьютерного профиля: интегративный и компетентностный подходы

Формирование общекультурных компетенций в подготовке бакалавров по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности»)

Профессионально-педагогические компетентности преподавателей среднего профессионального образования

Профессионально-ориентированный уровень обучения иностранному языку в неязыковом вузе

Роль образовательного мониторинга в процессе оценивания правовых знаний обучающихся по дисциплинам общепрофессионального цикла в профессиональных образовательных организациях

Исследовательская деятельность обучающихся в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов

Развитие общих компетенций в ходе освоения дисциплины «Экологические основы природопользования» в учреждениях среднего профессионального образования

Общепедагогические практико-прикладные показатели содержательного компонента технологии экологической подготовки обучающихся по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте (водном)»

Психолого-педагогический потенциал гуманитарных дисциплин в социально-экологической подготовке учителя начальных классов

Методическое обеспечение подготовки магистра-исследователя педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности

Похожие статьи

Профессиональная подготовка специалистов компьютерного профиля: интегративный и компетентностный подходы

Формирование общекультурных компетенций в подготовке бакалавров по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности»)

Профессионально-педагогические компетентности преподавателей среднего профессионального образования

Профессионально-ориентированный уровень обучения иностранному языку в неязыковом вузе

Роль образовательного мониторинга в процессе оценивания правовых знаний обучающихся по дисциплинам общепрофессионального цикла в профессиональных образовательных организациях

Исследовательская деятельность обучающихся в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов

Развитие общих компетенций в ходе освоения дисциплины «Экологические основы природопользования» в учреждениях среднего профессионального образования

Общепедагогические практико-прикладные показатели содержательного компонента технологии экологической подготовки обучающихся по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте (водном)»

Психолого-педагогический потенциал гуманитарных дисциплин в социально-экологической подготовке учителя начальных классов

Методическое обеспечение подготовки магистра-исследователя педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности

Задать вопрос