В настоящее время среднее профессиональное образование, как неотъемлемое звено системы непрерывного образования выполняет особую функцию — готовит конкурентоспособного специалиста в конкретной профессиональной деятельности.
Становление будущего специалиста профессиональной сферы является актуальной задачей, так как в современных условиях рынка труда востребован профессионал широкого профиля, обладающий мобильностью, навыками быстрой адаптивности к условиям непрерывно модернизирующихся производства и технологий, конкурентоспособности.
Формирование такого специалиста в условиях техникума возможно на основе создания гибкой интегративной образовательной среды, которую можно сформировать в ходе профессиональной направленности общеобразовательных учебных дисциплин.
Общеобразовательная подготовка в средних специальных учебных заведениях — это фундамент для освоения профессиональной образовательной программы. В совокупности они обеспечивают целостную теоретическую подготовку выпускника и формирование его общих и профессиональных компетенций.
В учреждениях системы СПО общеобразовательная подготовка осуществляется в основном на первом курсе, хотя изучение отдельных дисциплин продолжается и на последующих курсах среднего профессионального образования.
Между тем в ходе наблюдения за учебной деятельностью студентов первых курсов и анализа содержания обучения показали, что студенты первого года обучения недостаточно ориентированы на овладение основной профессиональной деятельностью. Кроме того, у них еще не определилось отношение к профессии, поскольку на первом этапе изучаются общеобразовательные дисциплины, не связанные с профессией, поэтому у многих студентов теряется интерес к обучению. Кроме того, в практике среднего профессионального образования сложилось так, что общеобразовательные и специальные дисциплины рассматриваются дифференцированно.
Следует предположить, что адаптация содержания общеобразовательной подготовки к профилю обучения может к какой-то степени решить данную проблему и повысить интерес к обучению у студентов.
В настоящее время вопросами интеграции общеобразовательных и специальных дисциплин занимаются ряд исследователей (О. Б. Акимова, Д. А. Матвеев, Т. А. Никитина, О. А. Павлова, Р. М. Палтиевич, Г. В. Тюлеева и др.), в работах которых рассматриваются интеграционные процессы в условиях среднего профессионального образования, как целесообразный и необходимый процесс [1, 2, 3, 4, 5]. В работе Г. В. Тюлеевой показаны современные средства, формы интеграции общеобразовательных и специальных дисциплин, которая, по мнению автора, может быть обоснованной в случае дублирования, выявления противоречия содержания в учебных программах и учебниках. Исследователь уделяет большое внимание интегрированному уроку, в котором одна тема объединяет несколько разных дисциплин [5, с. 229].
Но, несмотря на теоретические и экспериментальные исследования процессов интеграции, в данном контексте остаются недостаточно исследованными вопросы, касающиеся влияния общеобразовательной подготовки на профессиональные качества выпускника. Таким образом, наблюдается противоречие между практикой реализации общеобразовательной подготовки в ссузах, необходимостью формирования профессиональных качеств студентов при изучении общеобразовательных дисциплин и неразработанной спецификой дидактико-методических условий и отсутствием комплексной оценочной системы.
Следовательно, данные условия могут быть созданы следующими подходами в системе среднего профессионального образования: 1. рассмотрение общеобразовательной подготовки, наряду со специальной и производственной как единой системы профессионального образования студента; 2. направление общеобразовательной подготовки на формирование базовых знаний и компетенции, необходимых будущему специалисту определенной сферы деятельности; 3. ориентация общеобразовательной подготовки на формирование профессионального мировоззрения и профессиональной культуры выпускника; 4. включение в содержание рабочих программ общеобразовательных дисциплин тем учитывающих профиль профессиональной деятельности; 5. установление тесных деловых взаимоотношения и сотрудничества между преподавателями общеобразовательной и профессиональной подготовки при составлении тематического планирования и распределения часов, отводимых на изучение тем и разделов.
Итак, сочетание профессиональной и общеобразовательной подготовки является одним из важных условий функционирования современной системы среднего профессионального образования, которая должна базироваться в профессиональной направленности общеобразовательных дисциплин.
По наблюдениям и анализу результатов учебной деятельности студентов, характерным для обучающихся является недостаточная социально-гуманитарная подготовка и заметный низкий интерес к предметам общеобразовательного цикла. По результатам обучения студентов первого курса группы СЗС 15–1 ГАПОУ ТО «Тобольский многопрофильный техникум», в первом полугодии 2015–2016 учебного года, качественная успеваемость по БД.05. Обществознание составила 48 %, уровень обученности — 0,69. Данная статистика свидетельствует о том, что отдельные студенты обладают низким и ниже среднего уровнем знаний по учебной дисциплине. Со студентами данной группы требуется организованная индивидуальная работа в целях восполнении пробелов школьного обучения. Но, как показывает практика, в системе среднего профессионального образования традиционная методика обучения и коррекция знаний для студентов, получающих специальность, не является актуальной. Во-первых, студенты, не адаптированы к новым требованиям системы СПО, во-вторых, общеобразовательные предметы в их представлении уходят на второй план и, в-третьих, по их мнению, «школьные предметы» не являются ведущими в их профессиональном обучении.
Каким же должно быть содержание учебных дисциплин социально-гуманитарного профиля, чтобы в дальнейшей профессиональной деятельности принесло выпускникам положительные результаты и рассматривалось как единое целое системы СПО в получении выбранной специальности?
Рассмотрим возможную интеграцию общеобразовательной дисциплины БД.05. Обществознание, включенную в учебный план специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений в профессиональную подготовку студентов.
В основе разработанной методики обучения находятся общие компетенции, знания и умения из ФГОС по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, которые необходимо сформировать в ходе выполнения аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы общеобразовательной дисциплины БД.05. Обществознание (таблица 1).
Таблица 1
Виды самостоятельной ивнеаудиторной самостоятельной работы по БД.05. Обществознание
Формируемые ОК |
Показатели оценки формирования ОК |
Приемы иметоды, направленные на формирование ОК |
Параллельно формируемые ОК |
|
Самостоятельная работа на уроке |
Внеаудиторная самостоятельная работа |
|||
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
— понимает роль и значимость своей специальности на рынке труда; — знаком с государственной стратегией развития строительной отрасли; — знает занимаемое место получаемой специальности в рейтинге востребованных профессий и специальностей. |
Устный анализ текста: «Экономическая ситуация на рынке труда в строительной сфере» |
Составление презентации: «Моя профессия «строитель». Сообщение: «Новые технологии в строительной сфере» |
ОК 2. ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 8. ОК 9. |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
— демонстрирует организацию и результат собственной деятельности; — использует в работе разные методы и способы выполнения профессиональных задач; — дает объективную оценку эффективности и качеству выполнения своей работы |
Разработка памяток: «Профессиональные и личностные качества строителя» |
Сообщение: «Рыночные отношения в сфере строительных работ» |
ОК 1. ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 8. ОК 9. |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
— озвучивает принятые решения в стандартных и нестандартных ситуациях; — демонстрирует готовность нести ответственность за принятые решения |
Решение кейса: «Правовая и моральная ответственность в сфере нарушения договорных обязательств» |
Поиск информации в информационно-правовых системах «Консультант-плюс», «Гарант»: «Нормативно-правовые акты в строительной сфере» |
ОК 1. ОК 2. ОК 4. ОК 5. ОК 7. |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
— осуществляет поиск и использует информацию для решения и выполнения профессиональных задач; — использует в работе разные источники информации для профессионального и личностного развития, включая информационные |
Работа с печатными СМИ: подбор статей, заметок о профессионалах своего дела |
Работа с интернет-ресурсами: «Составление списка профессиональных сайтов по строительным специальностям |
ОК 1. ОК 2. ОК 5. ОК 8. ОК 9. |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
— демонстрирует готовность и умение работать на компьютере; — осуществляет поиск информации в интернете; — демонстрирует умение эффективного обмена информацией с использованием сети интернет, с заинтересованными пользователями |
Поиск информации в интернете: «Система непрерывного получения образования в строительной сфере» |
Составление и заполнение таблицы: «Образовательные учреждения строительной сферы в субъектах РФ» |
ОК 1. ОК 2. ОК 4. ОК 8. |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
— демонстрирует эффективное общение с педагогами и студентами с соблюдением морально-этических норм; — выстраивает деловые и дружеские отношения в группе, техникуме; — эффективно выстраивает диалоговое общение; — пользуется уважением и авторитетным мнением среди студентов |
Деловая игра: «Трудоустройство на работу в строительную компанию» |
Подготовка сообщения: «Династии строителей» |
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 7. ОК 8. ОК 9. ОК 10. |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
— демонстрирует готовность взять роль капитана команды; — эффективно включаться в групповую работу; — демонстрирует сопричастность и ответственность за результат «общего дела»; — стремиться оказать помощь в сплочении ребят, не готовых работать в команде |
Круглый стол: «Молодежь в строительстве» |
Работа со СМИ: «Вакансии в нашем городе» (по специальности) |
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 7. ОК 9. |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
— демонстрирует готовность к совершенствованию и углублению знаний по выбранной специальности; — читает специальную литературу: газеты, журналы, просматривает сайты по специальности; — участвует в конкурсах профессионального мастерства, НПК, олимпиадах по профессиональной и не профессионально деятельности; — участвует в разработке профессиональной траектории, пополнении результатами деятельности личного портфолио студента |
Научно-практическая конференция: «Роль профессионального образования в жизни современного человека и общества» |
Разработка плана: «Профессиональная траектория» |
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 8. ОК 9. |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
— демонстрирует готовность к работе в условиях частой смены учебной деятельности; — использует в работе разные методы и технологии работы в достижении поставленной цели |
Квест-игра: «Искусство и его роль в жизни общества» |
Подготовка реферата: «Архитектурные стили» |
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 7. ОК 8. |
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
— демонстрирует готовность к службе в армии, защите Родины от неприятеля; — показывает положительное отношение к военнослужащим по призыву и контракту; — ориентируется в военных специальностях; — ориентируется в применении профессиональных знаний в ходе несения военной службы |
Составление кластера: «Формы несения военной службы» |
Составление опорного конспекта: «ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». |
ОК 1. ОК 2. ОК 4. ОК 5. ОК 8. |
В результате внедрения профессионально ориентированных видов деятельности на уроках БД.05. Обществознание, происходит стирание границ между общеобразовательными и специальными дисциплинами, и таким образом достигается интеграция в учебном процессе. В этом случае общеобразовательная дисциплина будет рассматриваться у студентов, как единое целое со специальными дисциплинами, которые в совокупности способствуют формированию глубоких знаний и разносторонних взглядов об окружающем мире и более качественной подготовки по выбранной специальности.
Кроме того, внедрение игровых технологий на уроках дисциплин социально-гуманитарного профиля представляет наибольший интерес. В образовательный процесс следует включать деловые игры, способствующие формированию профессиональной ориентации в будущей профессиональной деятельности: 1. «Трудоустройство на работу в строительную компанию». 2. «Какая строительная специализация мне нужна?» 3. «Как разрешить конфликтную ситуацию между заказчиком и подрядчиком?» 4. «Мой строительный проект». 5. «Смета расходов на ремонт моей квартиры». 6. «Моя частная строительная фирма». 7. «Заключаем договор подряда». 8. «Строительство в условиях экономического кризиса». 9. «Социальная мобильность в строительной сфере». 10. «Профессиональные роли и престиж профессиональной деятельности».
В настоящее время над содержательным компонентом деловых игр ведется работа. В дальнейшем планируется издание сборника методических разработок деловых игр для строительных специальностей.
Интересной формой работы на уроках со студентами является практикоориентированная творческая деятельность, которая, при дальнейшей разработке ее элементов, может превратиться в самостоятельную педагогическую технологию — «Творческая мастерская». Сущность ее заключается в том, что общеобразовательная дисциплина рассматривается в тесной связи с профессией. Связующим звеном такого обучения является творческая деятельность студентов. Представим варианты творческой деятельности на уроках БД.05. Обществознание: 1.Составление списка: «Топ-5 самых востребованных строительных специальностей». 2. Составление кластера: «Династия строителей». 3. Составление памятки: «Строительные компании в РФ». 4. Создание буклета: «Рынок недвижимости в г. Тобольске». 5. Создание плаката: «Каменное и деревянное зодчество в г. Тобольске». 6. Создание брошюры: «Архитекторы г. Тобольска». 7. Составление реестра: «Архитектурные объекты, нуждающиеся в реконструкции». 8. Проект: «Реконструкция архитектурных сооружений г. Тобольска». 9. Составление сметы: «Ремонт моей квартиры». 10. Составление расчетов: «Ипотека и инфляция». 11. Составление справочника: «Права и ответственность в строительной сфере». 12. Создание макета: «Архитектурное сооружение (на выбор)». 13. Составление дидактических карточек (по изученной теме): «Вопросы и задания по пройденной теме».
Как правило, практикоориентированные творческие задания, вызывают интерес у студентов, расширяют кругозор, закрепляют полученные знания в нестандартной и свободной форме, развивают творческие способности, формируют ответственность за порученную деятельность. Обучение через творчество, в системе СПО (НПО) является на наш взгляд, наиболее приемлемой и желаемой формой для студентов, получающих специальность (профессию).
Таким образом, изучив содержание профессиональной направленности студентов, следует резюмировать, что для успешной самореализации выпускника, кроме традиционных методов обучении и воспитания, необходимы нестандартные подходы и способы воздействия. В целом, наблюдается положительный результат от введения профильной общеобразовательной подготовки и развивается интерес студентов к процессу обучения. А что касается, комплексной оценки эффективности данного процесса, то на сегодняшний день рано делать выводы, покажет время и показатели сформированности общих и профессиональных компетенций у студентов.
Литература:
- Акимова, О.Б., Павлова, О. А. Развитие интеграционных процессов в условиях среднего профессионального образования / О. Б. Акимова, О. А. Павлова // Человек и образование. — 2015. — Вып. 1 (42). — С. 168–171.
- Матвеев, Д. А. Роль предметов общеобразовательного цикла в профессиональной подготовке студентов ССУЗов / Д. А. Матвеев // Среднее профессиональное образование. — 2006. — Вып. 12. — С. 10–11.
- Палтиевич, Р.М., Никитина, Т. А. Современное состояние и перспективы общеобразовательной подготовки в ССУЗах / Р. М. Палтиевич, Т. А. Никитина // Среднее профессиональное образование. — 2006. — Вып. 4. — С. 7–8.
- Палтиевич, Р.М., Никитина, Т.А., Рыбакова, Т. Н. Профильная общеобразовательная подготовка в ССУЗах: первые итоги эксперимента / Р. М. Палтиевич, Т. А. Никитина, Т. Н. Рыбакова // Среднее профессиональное образование. — 2007. — Вып. 2. — С. 4–5.
- Тюлеева, Г. В. Интеграция дисциплин как фактор, обеспечивающий профессиональную подготовку будущих специалистов в рамках непрерывного образования / Г. В. Тюлеева // Наука и современность. — 2001. — Вып. 9–1. — С. 227–231.