Роль самостоятельной работы учащихся в познавательной деятельности чрезвычайно велика, поэтому не случайно ей уделяется большое внимание преподавателями вузов. Во многих статьях о самостоятельной работе учащихся является воспитание осознанного отношения самих учащихся к овладению теоретическими и практическими знаниями, привитие привычки к напряженному интеллектуальному труду. Это считается одной из важнейших задач образования. Однако важно, чтобы учащиеся не просто приобретали знания, но и овладевали способами их добывания, т. е. научить учащихся учиться часто бывает важнее, чем вооружить их конкретными предметными знаниями.
Самостоятельная работа учащихся отличается от других учебных занятий тем, что учащийся сам ставит себе цель, для достижения которой выбирает себе задание и вид работы. Основные навыки и умения самостоятельной работы должны сформироваться еще в средней школе. Однако, как показывает практика, этого, как правило, не происходит. Попадая в новые условия обучения после школы, многие учащиеся не сразу адаптируются к ним, теряются в выборе приемов самостоятельной работы. Так, например, до 70 % учащихся 1-го курса не используют прием систематизации материала для его лучшего понимания. Именно поэтому одна из основных задач преподавателя — помочь учащимся в организации их самостоятельной работы. Только самостоятельная работа учащихся прививает вкус к самообразованию. При этом важно помнить, что самостоятельная работа бывает как внеаудиторной, так и аудиторной. Аудиторная самостоятельная работа может выполняться на лекциях (10–15 мин.), на практических и лабораторных занятиях. Важно предложить разнообразные виды занятий, способствующих формированию необходимых будущему специалисту навыков и умений. Так, например, при работе с текстом можно дать задание не просто прочитать и пересказать его, а разнообразить задание: выделить главные мысли, что-то обосновать, сообщить, охарактеризовать, определить, объяснить, расчленить, прокомментировать, законспектировать, выписать, сравнить, составить план, тезисы, конспект, сделать вывод. Одним словом, есть много разных видов работы с текстом, и все они развивают мышление и формируют соответствующие умения, повышают внимательность учащихся, их активность. На наш взгляд, самостоятельная работа учащихся может включать в себя:
‒ подготовку к аудиторным занятиям (лекциям, практическим, семинарским, лабораторным работам и др.) и выполнение соответствующих заданий;
‒ самостоятельную работу над отдельными темами учебных дисциплин в соответствии с учебно-тематическими планами;
‒ подготовку к практикам и выполнение предусмотренных ими заданий;
‒ выполнение письменных контрольных и курсовых работ, расчетно- графических работ;
‒ подготовку ко всем видам контрольных испытаний, в том числе цикловым и комплексным экзаменам и зачетам;
‒ подготовку к итоговой государственной аттестации, в том числе выполнение выпускной квалификационной (дипломной) работы;
‒ работу в студенческих научных обществах, кружках, семинарах и др.;
‒ участие в научных и научно-практических конференциях, семинарах, конгрессах и т. п.;
‒ другие виды деятельности, организуемой и осуществляемой вузом, факультетом или кафедрой.
Информационные технологии используются студентами в самостоятельной работе для более глубокого изучения программ математических и естественных дисциплин, для написания рефератов, курсовых и дипломных работ. Значительное место среди используемых студентами в самостоятельной работе информационных технологий занимают Интернет-технологии. Среди Интернет-ресурсов, наиболее часто используемых студентами в самостоятельной работе, следует отметить электронные библиотеки, образовательные порталы, тематические сайты, библиографические базы данных, сайты периодических изданий. Для эффективного поиска в WWW студент должен знать топологию этого пространства, а также средства навигации в нем, четко определять свои информационные потребности, необходимую ретроспективу информации, круг поисковых серверов, более качественно индексирующих нужную информацию, правильно формулировать критерии поиска. Доступность огромного количества электронных статей и книг, справочной литературы, электронных учебно-методических материалов, выложенных на сайтах вузов, безусловно, позволяют расширить творческий потенциал студента, повысить его производительность труда и при этом выйти за рамки традиционной модели изучения учебной дисциплины. Приобретается в этом случае умение учиться самостоятельно [3]. Интернет является не только пространством, где протекает процесс самостоятельного обучения студентов, но и средой обитания, так как здесь осуществляется общение людей, реализуются различные операции: банковские, покупка-продажа товара, культурные акции и т. д. На серверах WWW накапливаются огромные информационные ресурсы по различным областям теоретических и практических знаний. Однако так как не существует стандартов для отбора и организации информации, размещаемой на серверах WWW, нельзя считать их гарантированным источником достоверных знаний. Существующие программные средства Web-технологий обеспечивают поиск и накопление информации в виде глобальных общедоступных информационных ресурсов. Однако, кроме знания методов поиска информации, студентам необходимо уметь ее анализировать, определять ее внутреннюю непротиворечивость. Практика показывает, что студенты не умеют работать с Интернет-контентом, в частности, не знают методов оценки достоверности информации на основе различных признаков. Уже по внешнему виду сайта, характеру подачи информации, ее организации можно дать приблизительную оценку качества представленной информации, отделить действительно важные сведения от информационного шума. Другой важной проблемой студентов является отбор необходимой информации в сети. Часто студенты «скачивают» информацию, даже не пытаясь се преобразовать. Не всегда причиной этого является недобросовестность студентов. Преподавателям-руководителям курсовых и дипломных работ не раз приходилось сталкиваться с ситуацией: студент приносит огромное количество материалов, найденных им в Интернет, не только не зная, как ее использовать, но подчас и не понимая, нужна она ему для написания курсовой (дипломной) работы или пет. Отсюда вывод: студентов нужно учить не только методам поиска информации. Отбор необходимой информации в сети и оценка ее качества становится обязательным предметом обучения в рамках любой учебной программы [1]. Следует отметить еще одну проблему, возникающую у студентов при поиске нужной информации в Интернет, — это «синдром информационной усталости», характеризующийся избытком информации и недостатком знаний. Часто студенты тратят много времени, пытаясь найти нужную информацию, просматривают большие массивы информации, имеющей формальное отношение к запросам, а фактически не нужной, что снижает эффективность работы студентов. На самом деле студенты ищут знания. Поиск знаний, в отличие от простого поиска информации, при котором зачастую не учитывается семантика запросов, должен предоставлять пользователю только действительно актуальную информацию, наиболее точно соответствующую его потребностям, и вместе с тем адекватную исходному запросу. Если при обычном информационном поиске пользователь в конечном итоге знает, что он может получить, то при поиске знаний он должен получить нечто до сих пор ему неизвестное и познать его [2]. Таким образом, самая главная проблема современных коммуникаций — это извлечение действительно ценных сведений из информационных потоков, то есть получение знаний из информации. Перспективными технологиями для решения проблемы информационного хаоса являются технологии, порожденные некогда таким направлением, как контент-анализ по тематике: наука — техника и производство; физика и экономика; физика и энергетические технологии; наука и нанотехнологии; физика и электрохимические технологии и т. п. Освоение и использование этих технологических подходов смогут облегчить ориентацию студентов в постоянно расширяемом информационном поле, позволят им выделять главное в информационном потоке, находить сведения, необходимые для принятия решений. Регулярная самостоятельная работа особенно важна для студентов дистанционной формы обучения — новой технологии обучения в телекоммуникационной среде с использованием компьютерных обучающих систем и мультимедийных технологий представления знаний. Эта категория студентов должна особенно активно изучать возможности Интернета, различные службы Интернета, в том числе предназначенные для организации интерактивного общения пользователей, программные средства подготовки графических изображений для web-документов и т. д. Информационные технологии позволяют реализовать оптимальные образовательные траектории для каждого обучающегося [3]. Таким образом, использование информационных технологий в самостоятельной работе студентов позволяет не только интенсифицировать их обучение, но и закладывает прочную основу их дальнейшего постоянного самообразования.
Литература:
- Андреев А. А. Введение в интернет- образование — М.: Логос, 2003
- Использование ИКТ в дистанционном образовании. Спец курс /пер. с англ/ М.Мур, Л.Блэк и др.-М.: ИД «Обучение-Сервис, 2006
- Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. — М.:ИЦ «Академия», 2003
- Абдурахманова А. Р. «Преимущества применения мультимедийного учебно-методического комплекса в учебном процессе», сборник докладов ТУИТ, 2014, март, стр. 109