Рассмотрены угрозы мировой энергетической безопасности, освящены причины мирового энергетического кризиса и принятые решения по стабилизации и улучшению ситуации, даны рекомендации по улучшению ситуации в энергетическом секторе России.
Ключевые слова: энергетика, энергетическая безопасность, энергетический сектор, нефть, газ, углеводороды
Энергетика является важной составной частью общей деятельности человечества. Процессы её развития, ресурсная база, эффективность и воздействие на окружающую среду — категории в высшей степени основополагающие и вызывающие серьезное внимание и озабоченность общества.
Угрозы энергетической безопасности формируют один из главных вызовов, с которыми столкнулась современная энергетика. Энергетическая безопасность понимается как надежное и бесперебойное снабжение топливом и энергией в нужном количестве и необходимого качества по экономически приемлемым ценам. В настоящее время многие государства стараются усилить своё влияние в энергетическом секторе как на своей территории, так и за её пределами с целью получения доступа к энергоресурсам и их дальнейшей продаже.
Особо остро проблема энергетической безопасности была осознана развитыми странами с рыночной экономикой в 1973–1974 гг., когда ближневосточные страны резко сократили экспорт нефти при одновременном росте цен на неё. Благодаря мерам, принятым на государственном и межгосударственном уровне в целом эта проблема временно была разрешена.
К числу основных можно отнести следующие меры [1]:
– координация энергетической политики, в том числе в рамках специально созданного для этих целей Международного энергетического агентства (МЭА);
– активная энергосберегающая политика в странах-потребителях энергоресурсов;
– широкое вовлечение в энергобаланс собственных, альтернативных импортной нефти энергоресурсов;
– принятие в ряде стран государственных программ по поддержке исследований в области возобновляемых источников энергии, а также активизация использования национальных энергоресурсов. В числе последних особо следует отметить развитие атомной энергетики, добычу нефти на Аляске и на шельфе Северного моря, использование возобновляемых энергоресурсов, а также государственную поддержку в ряде стран угольной промышленности.
К мерам укрепления энергетической безопасности относилась и диверсификация импорта углеводородного сырья за счет других экспортеров ‒ Мексики, СССР, Африки, Юго-Восточной Азии, а также создание стратегических запасов нефти, которыми можно пользоваться, чтобы восполнить дефицит и предотвратить панику на нефтяных рынках. Последнее было положено в основу системы энергетической безопасности МЭА: запасы нефти и/или нефтепродуктов должны поддерживаться на уровне 90-дневной потребности на случай отсутствия импорта и приостановки поставок.
На рубеже веков взгляды многих зарубежных специалистов и исследовательских центров на проблему энергетической безопасности серьезно изменились, поскольку:
– — снизилась политизированность проблемы, связанная с глобальным противостоянием двух систем (капиталистической и социалистической);
– появился новый фактор ‒ международный терроризм;
– изменилась энергетическая политика ведущих стран: превышение предложения энергоресурсов над спросом и относительно низкие цены топлива на многие годы отодвинули проблему повышения энергоэффективности на второй план;
– — снизилась дисциплина выполнения решений странами-членами ОПЕК.
В этих условиях «энергетическая безопасность» в развитых странах-импортерах энергоресурсов стала чаще связываться не столько с защитой национальной экономики от возможных перебоев поставок топлива, но и с гарантиями получения их в обмен на предоставление экспортерам доступа на свои энергетические рынки. Иначе говоря, решение проблемы энергетической безопасности заключается в экономическом сотрудничестве.
Важным этапом в развитии понятия «энергетическая безопасность» стало Консультативное совещание «Россия — Европа: Стратегия энергетической безопасности», проведенное в Москве в 1995 г. Советом безопасности РФ по инициативе МИРЭС и Московского международного энергетического клуба. На нем был выдвинут девиз «Безопасность через партнерство»: предотвратить негативное влияние роста зависимости национального энергоснабжения от импорта энергоресурсов путем перехода от торговли энергоресурсами к сотрудничеству в энергообеспечении на основе взаимного доверия, взаимного интереса и твердой политической воли. На совещании было предложено создать постоянно действующий консультативный орган по координации мер повышения энергетической безопасности на Европейском континенте. Предметами рассмотрения этого органа, состоящего из представителей высокого уровня заинтересованных государств, могли бы стать создание межгосударственных газо- и электротранспортных магистралей, обеспечение их живучести, прогнозирование и проведение согласованной политики, дальнейшая разработка концепции европейской энергетической безопасности. Такой орган мог бы функционировать при Комитете по энергии ЕЭК ООН, либо при МЭА при условии равноправного участия в этом органе стран, не являющихся членами МЭА. Но дальше разговоров о создании такого органа дело на тот момент так и не дошло. Вновь подобные идеи получили распространение лишь в 2000-е годы [2].
Дальнейшее развитие эти положения получили на Международном консультативном совещании «Энергетическая безопасность Содружества Независимых Государств» в Москве в 1996 г. В частности, на нем были выдвинуты тезисы о взаимной обусловленности энергетической безопасности России и других стран СНГ и о необходимости создания совместной системы энергетической безопасности Содружества.
Особо прозвучало понимание того, что процесс формирования энергетической безопасности является длительным и непрерывным, что он вызывает необходимость укрепления взаимного доверия, развития партнерства среди заинтересованных стран, усиления межгосударственных энергетических связей, углубления интеграции в области топливо- и энергоснабжения, развития научно-технического сотрудничества в сфере производства энергоресурсов и достижения сбалансированности между центрами производства и потребления топлива и энергии на национальном уровне и в рамках всего Содружества [3]. Подобное понимание сути процесса формирования энергетической безопасности не только не потеряло своей актуальности, но и стало еще более востребованным в условиях ускоряющейся глобализации. Причем понимание, найденное в 1996 г. для СНГ, становится однозначно справедливым для всей планеты.
В последнее десятилетие энергетическая безопасность ‒ одна из самых актуальных составляющих глобальной безопасности, а нынешняя система международных энергопоставок стала уязвимым звеном мировой экономики из-за угроз террористических атак на энергетическую инфраструктуру, а также из-за неадекватной реакции на угрозы энергетической безопасности со стороны правительства некоторых стран.
Проблемы национальной, региональной, мировой энергетической безопасности становятся сложнее: ужесточается конкуренция за доступ к энергетическим ресурсам, усиливаются государственное регулирование и контроль, как на энергетических рынках, так и на маршрутах транспортировки энергоносителей. Обратим своё внимание и на тот факт, что, несмотря на актуальность и значимость энергетической безопасности для ведущих стран мира, эта проблематика в научном плане до сих пор практически не проработана.
Сегодня ситуация в энергетическом секторе очень сложная. Мировая энергетика в настоящий период своего развития озабочена поисками путей эффективного и устойчивого функционирования на длительный период времени. Это требует соответствующих подходов к обеспечению энергетической безопасности. Рост населения Земли, энерговооруженности труда, затрат энергии в быту и в общественной жизни сопровождается увеличением мирового потребления энергоресурсов [4].
Большинство экспертов предполагают, что в энергетике к 2040–2050 годам органическое топливо всё также будет выступать в роли доминанта. Однако в XXI веке всё чаще возникает вопрос об использовании возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и, возможно, не так далек тот день, когда благодаря современным технологиям альтернативные источники энергии составят конкуренцию или заменят углеводородное сырьё. Одной из основных задач в настоящее время является рациональное потребление имеющейся сырьевой базы и плавный переход на ВИЭ.
Прогнозы показывают, что к 2050 году на Земле увеличится спрос на энергию примерно на 50 %, на электроэнергию ‒ на 100 %. Способность человечества ответить на этот вызов зависит от различных факторов таких как топливные ресурсы, технология их использования, глобальные финансовые средства, экологические соображения и т. д.
Из-за неравномерности распределения энергоресурсов между континентами и странами государство должно надежно защищать инвестиции в эту отрасль, поддерживать надежные торговые отношения и вести политику в этой области на высоком уровне. Необходим новый энергетический порядок, который примут и утвердят все страны [5]. К сожалению, политики крайне редко приходят по данным вопросам к единому мнению.
Сейчас мы наблюдаем очередной мировой энергетический кризис, который связан с переизбытком нефти на рынке и, как следствие, низкой и продолжающей падать ценой на неё до рекордно низких значений. В связи с этим представители нефтедобывающих стран договорились о встрече на конец ноября 2016 г. с целью обсуждения и принятия мер для улучшения ситуации. Встреча экспертов была отменена из-за того, что крупнейшие нефтедобывающие страны (страны ОПЕК) не смогли договориться об условиях снижения объёма нефтедобычи.
Однако осознавая всю сложность ситуации, представители стран ОПЕК впервые за 8 лет встретились и договорились о снижении объёма добычи «черного золота» внутри картеля. В итоге странам-участникам ОПЕК всё-таки удалось найти компромисс, который многим экспертам представлялся маловероятным. Были достигнуты договоренности о снижении добычи на 1,2 млн. баррелей в сутки внутри картеля до уровня 32,5 млн. баррелей. Данное соглашение вступает в силу с 1 января 2017 года и продлится полгода. Это важнейший шаг, нацеленный на поддержание инвестиционной привлекательности и восстановление баланса спроса и предложения на мировом нефтяном рынке на ближайшие годы.
Россия поддерживает позицию ОПЕК и готова принять меры, ориентированные на стабилизацию ситуации на мировых нефтяных рынках. В результате активных переговоров с ведущими нефтедобывающими странами Россия согласилась в I полугодии 2017 года постепенно уменьшить объём добываемой нефти на 300.000 баррелей в сутки. Достигнутые решения позволяют рассчитывать на присоединение многих других государств к договору о сокращении добычи.
Рис. 1. Объем сокращения добычи нефти некоторыми странами с 01.01.2017 г. [6]
Одной из главных задач национальной политики является обеспечение энергетической безопасности. Для того чтобы достичь решения этой задачи, необходимо реализовать надежное топливо- и энергоснабжение общества и экономических процессов.
В последние годы в развитии энергетики возникли трудности, прежде всего в связи с ужесточением требований к охране природной зоны. В современных условиях необходимо идти на существенное удорожание строительства и эксплуатации энергетических объектов из-за того, что:
1. длительное время отрасль отставала в развитии, и сегодня значительная часть её оборудования исчерпало свой ресурс и нуждается в совершенствовании, модернизации и демонтаже;
2. необходимо значительно сократить выбросы вредных веществ в почву, водоёмы, атмосферу, что особенно актуально в связи с изменяющимся климатом на планете не в лучшую сторону.
Сокращение нефтегазовых ресурсов в европейской части, перевод основных районов добычи в отдаленные и труднодоступные зоны, резкое уменьшение производственных мощностей в топливных отраслях (особенно при добыче нефти), а также восполнение этих мощностей освоением менее эффективных месторождений ‒ всё это обуславливает в перспективе увеличение расходов на все виды топлива. Капиталовложения на единицу дополнительно вводимой мощности могут значительно увеличиться при добыче, транспортировке и переработке углеводородов.
После введения антироссийских санкций, которые запрещают импортировать в нашу страну нефтегазовые технологии и оборудование, необходимо как можно скорее преодолеть отставание отрасли машиностроения, обеспечивающее ТЭК горнотранспортным, нефтегазовым, энергетическим и электротехническим оборудованием. Нужно коренным образом улучшить качество, надежность и производительность этого оборудования, повысить его конкурентоспособность на мировом рынке.
Необходимо разработать новую концепцию развития энергетики, которая включала бы в себя создание научного и инженерного потенциала, направленного на реализацию принципиально новых энергетических технологий, новых методов освоения возобновляемых источников энергии и т. д. Это особенно актуально в связи с тем, что бюджет нашей страны достаточно сильно зависит от продажи углеводородов в страны Европы и Азии. Но, несмотря на все трудности, уже сейчас многие эксперты выражают уверенность в том, что Россия сможет обеспечить свою энергетическую независимость на много лет вперёд.
Литература:
- Алексей Мастепанов: «Конкуренции между Россией и Казахстаном в нефтегазовой сфере нет» // Евразийский мониторинговый центр [Электронный ресурс]. — URL: http://ea-monitor.kz/ekspertnyy-vzglyad/aleksey-mastepanov-konkurencii-mezhdu-rossiey-i-kazahstanom-v-neftegazovoy-sfere-net — (Дата обращения: 08.01.2017).
- Шафраник Ю. К. Глобальные энергетические изменения и Россия. Новая карта мирового энергетического пространства // Энергетическая политика. 2016. № 3. С. 3–12.
- Инновационный потенциал региональной экономики: направления роста в условиях кризиса: монография / Банникова Н. В., Ермакова Н. Ю., Костюченко и др. Ставрополь, 2016. — 116 с.
- Львов Д., Кузовкин А. Мировые энергетические кризисы и экономический рост // Микроэкономика. 2006. № 5. С. 3–18.
- Манушин Д. В. Истинные причины мировых экономических кризисов и их воздействие на российскую экономику // Финансы и кредит. 2014. № 42 (618). С. 52–70.
- Информационное агентство России [Электронный ресурс]. — URL: http://tass.ru/amp/3828288 — (Дата обращения: 02.01.2017).
- Таранов П. М. Российская экономика в контексте тенденций международной торгово-экономической политики // Экономика и предпринимательство. 2015. № 10–1 (63–1). С. 94–98.
- Мельник А. Повышение энергетической эффективности производства как важное направление развития отечественной экономики // Проблемы теории и практики управления. 2010. № 12. С. 8–17.
- Министерство энергетики РФ [Электронный ресурс]. — URL: http://minenergo.gov.ru — (Дата обращения: 04.12.2016).