В статье рассмотрена проблема эффективности механизма правового регулирования, его структура, место и основные функции в системе российского права. Выявлены и обоснованы пути повышения эффективности правового регулирования. На основании проведенного анализа внесено предложение использовать интересы человека как ориентир его развития.
Ключевые слова: механизм правового регулирования, эффективность, право, система российского права, средство, интересы человека
Вопросу о стабильности государства, укреплении государственной власти, сохранении законности и правопорядка в Российской Федерации уделяется много внимания так, как это один из фундаментальных и базисных вопросов для государства. Механизм правового регулирования является одним из элементов этого вопроса.
Но здесь возникает еще одна не менее важная проблема. Механизм правового регулирования, который существует в настоящее время, перестал отвечать требованиям современного общества. Сейчас механизм правового регулирования в РФ находится в состоянии стагнации. Как отметил Президент Российской Федерации В. В. Путин: «В целом и федеральные, и региональные власти неплохо справляются. Вместе с тем сама жизнь мало меняется, реального улучшения люди не ощущают, представители общественности регулярно указывают на это в ходе наших встреч. По-прежнему повторяется ситуация, когда опорный закон или документ принят, а подзаконные ведомственные акты и инструкции, описывающие конкретные механизмы работы, зависают. В результате дело стоит. Прошу все эти нормативные долги закрыть в кратчайшее время [1].
Проблемы в области механизма правового регулирования кроются не только в законодательной практике, как отмечал В. В. Путин, но и в теоретическом уровне, в его не совершенности, а из этого уровня они переходят в «разряд» практических проблем, которые необходимо решать с помощью модернизации правотворчества и регулирующих органов.
Для более углубленного понимания механизма правового регулирования стоит рассмотреть такое понятие, как «право», ведь право является главным элементом в механизме правового регулирования.
Право — это система общеобязательных нормативных установок, основанных на общечеловеческих идеях равенства и справедливости и регулирующих наиболее важные общественные отношения [4]. Немало важным фактом является то, что право устанавливается и обеспечивается государством, а также оно выражает интересы субъектов права.
На основе определения права, механизм правового регулирования является совокупностью норм права, субъективных прав и юридических обязанностей, юридических фактов, властных актов правоприменительных органов, организационной деятельности государства и его органов, организованных последовательно для урегулирования и упорядочения общественных отношений, а также удовлетворение интересов субъектов права [2].
Целью правового регулирования является, прежде всего, урегулирование общественных отношений, создание равных и справедливых условий в которых субъект может удовлетворить свои потребности. Этот признак является главным так, как он показывает роль механизма в организации общества, а также в исполнении интересов людей.
Механизм правового регулирования является обоснованным, это означает, что юридические средства пригодны для использования с целью удовлетворения субъектами права их интересов правомерными способами.
Механизм правового регулирования имеет такой формальный признак, который характеризуется совокупностью юридических средств. Смысл его в том, что правовое регулирование включает в себя большое количество юридических средств, которые могут сильно различаться по происхождению, а также по их функциям, но они являются взаимосвязанными и служат общей цели — урегулированию общества.
Итак, как и любой другой процесс, механизм правового регулирования имеет свою структуру. Но при определении звеньев механизм правого регулирования возникает проблема так, как нет единой точки зрения на эту тему.
Если трактовать механизм правового регулирования в широком смысле, то в его структуру включается не только его собственные юридические средства, но и субъекты механизм правового регулирования, а также цели их деятельности, средства и результаты.
Если же механизм правового регулирования принимать как процесс, формирующий правовую базу общества, в его структуре остаётся только правотворческая деятельность без правореализационной, то есть теряется половина механизма правового регулирования.
В сфере современной правоведческой науке существует мнение о том, что структура механизма правового регулирования включает в себя основные элементы:
- Норма права;
- Юридический факт;
- Общественные правоотношения;
- Акты реализации прав и обязанностей;
- Факультативный элемент;
Дополнительные элементы:
- Акты официального толкования норм права;
- Режим законности;
- Правосознание общества и личности. [3]
Если механизм правового регулирования является процессом, то, как и у любого другого процесса, у него существует проблема эффективности. Эффективность правового регулирования — это соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью. [5]
Чтобы решить проблему эффективности правового регулирования необходимо воздействовать на структуру механизма, точнее сделать её более результативной и более качественной. Именно вникание в смысл средств повышения эффективности и в то, как они действуют на структуру механизма, поможет разобрать причину данной проблемы и в чем же она кроется.
Проблема эффективности правового регулирования возникает, как необходимость оградиться от возможных негативных последствий реализации правовых норм. Такая ситуация происходит в том случае, если цель правового регулирования достигается не полностью, а лишь отчасти, а в отдельных случаях и несет собой только негативный результат. А так как любая норма должна нести собой только социально-полезные результаты, то во избежание таких ситуаций необходимо выделить средства для повышения уровня эффективности правовых норм.
Действие любой нормы, как правило, вызывает ряд последствий, которые могут носить различный характер, к ним можно отнести:
‒ близкие последствия;
‒ отдаленные последствия;
‒ позитивные;
‒ негативные.
При этом эффективность правового регулирования зависит от поведенческого аспекта и носит различный характер. С точки зрения на поведение субъектов правового отношения можно говорить о юридической и социальной эффективности правового регулирования.
В данном случае нельзя путать эффективность правового регулирования и его полезность. Полезность возникает вне зависимости от желания законодателя, и выражается в позитивности или негативности результатов. Также стоит отграничить эффективность от экономичности правового регулирования. Об экономичности идет речь только в том случае, если результаты оправдали средства, затраченные на их достижения.
Эффективность реализации правового регулирования зависит от двух факторов:
‒ нравственность;
‒ закономерность развития национальных отношений.
Роль социальной среды в определении эффективности правового регулирования складывается, как роль стимулятора и блокатора действия предписания. Иными словами, социум может как простимулировать действие той или нормы, так и полностью заблокировать ее действие. Цели регулирования в данном случае должны быть четко определены с учетом опыта и текущей социальной ситуации.
Чтобы цель была достигнута полноценно необходимо воздействие следующих факторов:
‒ правового;
‒ морального;
‒ политического;
‒ религиозного и др.
Самое главное в определении эффективности той или иной правовой нормы является результат ее действия. Иными слова норма должна действовать, чтобы судить о ее эффективности либо не эффективности. Действие нормы должно выражаться в работе механизма правового регулирования. Комплекс действия правового механизма формируется не только из юридических предписаний, но и иных не юридических средств. Все эти средства в общей массе должны образовывать правовую среду, в рамках которой достигаются поставленные цели. Если не создать условия для функционирования механизма правового регулирования, то есть среду механизма, то достижение целей будет проблематичным.
Любые средства должны быть адаптированы к регулируемым отношениям и особенностям субъекта правового регулирования. Также при определении результативность действия той или иной нормы необходимо определить уровень правоприменителя, его уровень профессионализма.
В условиях современного мира можно выделить следующие пути, направленные на повышение эффективности правового регулирования:
- Постоянно совершенствовать правотворческий процесс.
- Постоянно совершенствовать правоприменительный процесс.
- Повышать уровень правовой культуры.
В итоге, можно говорить о комплексности проблемы эффективности механизма правового регулирования, так как для ее решения необходимо применить целую совокупность методов, улучшающих каждый уровень механизма правового регулирования, включая теоретический, и каждый элемент его структуры. Данные методы названы выше. Что же касается последней цели данной работы, поставленной вначале, то в качестве своеобразного ориентира для модернизации мы предлагаем использовать интересы субъектов правоотношений. Поэтому механизм правового регулирования должен быть социально ценным по своей природе, создавать режим благоприятствования осуществлению законных стремлений личности, упрочению ее правового статуса.
Только при использовании данных методов и направлений модернизации можно качественно увеличить эффективность механизма правового регулирования, что приведет к решению базисного вопроса о сохранении стабильности государства.
Литература:
- http://www.kremlin.ru/events/president/news/19882
- http://www.bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-1/138.htm
- Жуйкова Т. В. Средства правового регулирования: понятие, признаки, виды и их отличие от способов правового регулирования.// Право и политика. Москва: Изд-во «Дело» РАНХиГС, 2010г. № 7. С. 68–76.
- Сорокин П. А., Ломоносов М. В. «Элементарный учебник общей теории государства и права в связи с учением о государстве» // СПб.:Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2009 г. С. 50.
- Хропанюк В. Н. «Теория государства и права».// Москва, 2012. С. 339–341.