Технология деятельностного метода обучения в начальной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (136) январь 2017 г.

Дата публикации: 16.01.2017

Статья просмотрена: 582 раза

Библиографическое описание:

Панина, Н. А. Технология деятельностного метода обучения в начальной школе / Н. А. Панина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 2 (136). — С. 615-617. — URL: https://moluch.ru/archive/136/38029/ (дата обращения: 16.11.2024).



Деятельностный аспект образования выражается в том, что содержание обучения есть деятельность в связи с решением проблемы и деятельность коммуникации как овладение социальной нормой, т. е. учебный процесс представляет собой: взаимодействие; процесс решения проблемных (коммуникативных) задач. [2, 546] Деятельностный метод обучения — это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Использование деятельностного метода в начальных классах позволяет мне грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс «открытия» нового знания. Рассмотрим структуру проведения урока [5, 25]:

Таблица 1

/№

Этапы урока

Время (мин)

Цель

1

Самоопределение к учебной деятельности (организационный момент)

2–3

мотивирование (самоопределение) учащихся к учебной деятельности

2

Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии

5–7

− Актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, фиксирование их в речи и знаках (эталоны) и обобщение.

− Актуализация мыслительных операций, достаточных для построения нового знания. Мотивирование к пробному учебному действию («надо» — «могу» — «хочу»), и его самостоятельное осуществление.

− Фиксация индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или его обосновании.

3

Постановка проблемы

3–4

− Восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место — шаг, операцию, где возникло затруднение.

− Соотнеси свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т. д.), и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения — те конкретные знания, умения или способности, которых недостаёт для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

4

Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство), «Открытие» детьми нового знания

3–4

Построить проект выхода из затруднения.

5

Первичное закрепление во внешней речи

5-6

− Реализовать построенный проект в соответствии с планом.

− Зафиксировать новый способ действия в речи и знаках (с помощью эталона).

− Организовать решение исходного задания, данного для пробного действия.

− Уточни общий характер нового знания.

− Зафиксировать преодоление затруднения.

6

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

10–12

− Проверить на основе сопоставления с эталоном своё умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях

− Организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы (особое внимание принципам минимакса и психологической комфортности).

7

Включение в систему знаний и повторение

5–8

− Выявить границы применимости нового знания

− Повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности

8

Рефлексия деятельности (итог урока)

2–4

− Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке.

− Провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимися.

− Оценить собственную деятельность на уроке.

− Обсудить и записать домашнее задание.

У обучающихся формируются основные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту, а также раскрываются возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них. Обучающиеся осваивают принципиально новые роли — не просто «зритель», «слушатель», «репродуктор», а «исследователь».

Литература:

  1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения // Педагогика. — М.: 2009. — № 4. — 18 с.
  2. Громыко Ю. В. Проектирование и программирование развития образования / Ю. В. Громыко. — М.: Московская академия развития образования, 1996. — 546 с.
  3. Петерсон Л. Г., Кубышева М. А., Кудряшова Т. Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. — М., 2006. – 25 с.
  4. Шубина Т. И. Деятельностный метод в школе // Интернет ресурс: http://festival.1september.ru/articles/527236/
Основные термины (генерируются автоматически): учебная деятельность, внешняя речь, построение нового знания, пробное действие, пробное учебное действие, самостоятельная работа, учебное содержание, учебный процесс.


Задать вопрос