Деятельностный аспект образования выражается в том, что содержание обучения есть деятельность в связи с решением проблемы и деятельность коммуникации как овладение социальной нормой, т. е. учебный процесс представляет собой: взаимодействие; процесс решения проблемных (коммуникативных) задач. [2, 546] Деятельностный метод обучения — это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Использование деятельностного метода в начальных классах позволяет мне грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс «открытия» нового знания. Рассмотрим структуру проведения урока [5, 25]:
Таблица 1
№/№ |
Этапы урока |
Время (мин) |
Цель |
1 |
Самоопределение к учебной деятельности (организационный момент) |
2–3 |
мотивирование (самоопределение) учащихся к учебной деятельности |
2 |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии |
5–7 |
− Актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, фиксирование их в речи и знаках (эталоны) и обобщение. − Актуализация мыслительных операций, достаточных для построения нового знания. Мотивирование к пробному учебному действию («надо» — «могу» — «хочу»), и его самостоятельное осуществление. − Фиксация индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или его обосновании. |
3 |
Постановка проблемы |
3–4 |
− Восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место — шаг, операцию, где возникло затруднение. − Соотнеси свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т. д.), и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения — те конкретные знания, умения или способности, которых недостаёт для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. |
4 |
Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство), «Открытие» детьми нового знания |
3–4 |
Построить проект выхода из затруднения. |
5 |
Первичное закрепление во внешней речи |
5-6 |
− Реализовать построенный проект в соответствии с планом. − Зафиксировать новый способ действия в речи и знаках (с помощью эталона). − Организовать решение исходного задания, данного для пробного действия. − Уточни общий характер нового знания. − Зафиксировать преодоление затруднения. |
6 |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
10–12 |
− Проверить на основе сопоставления с эталоном своё умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях − Организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы (особое внимание принципам минимакса и психологической комфортности). |
7 |
Включение в систему знаний и повторение |
5–8 |
− Выявить границы применимости нового знания − Повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности |
8 |
Рефлексия деятельности (итог урока) |
2–4 |
− Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке. − Провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимися. − Оценить собственную деятельность на уроке. − Обсудить и записать домашнее задание. |
У обучающихся формируются основные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту, а также раскрываются возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них. Обучающиеся осваивают принципиально новые роли — не просто «зритель», «слушатель», «репродуктор», а «исследователь».
Литература:
- Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения // Педагогика. — М.: 2009. — № 4. — 18 с.
- Громыко Ю. В. Проектирование и программирование развития образования / Ю. В. Громыко. — М.: Московская академия развития образования, 1996. — 546 с.
- Петерсон Л. Г., Кубышева М. А., Кудряшова Т. Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. — М., 2006. – 25 с.
- Шубина Т. И. Деятельностный метод в школе // Интернет ресурс: http://festival.1september.ru/articles/527236/