Виды и организация международной торговли топливно-энергетическими товарами | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №2 (136) январь 2017 г.

Дата публикации: 12.01.2017

Статья просмотрена: 89 раз

Библиографическое описание:

Филатова, С. Э. Виды и организация международной торговли топливно-энергетическими товарами / С. Э. Филатова, Е. М. Погорелова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 2 (136). — С. 528-531. — URL: https://moluch.ru/archive/136/38050/ (дата обращения: 16.11.2024).



Рынок нефти и нефтепродуктов — ведущая отрасль мировой топливно-энергетической промышленности, оказывающий существенное влияние на все мировое хозяйство и мировую политику. Нефтяная промышленность отличается очень большой капиталоемкостью. Достаточно сказать, что общее число действующих ныне в мире эксплуатационных нефтяных скважин приближается к миллиону.

По итогам ежегодного доклада британской нефтегазовой корпорации British Petroleum, проводившей исследования нефтедобычи, в 2014 году лидером по нефтедобыче стали США, чей объем нефтедобычи превысил показатели Саудовской Аравии и России. Добыча нефти в США в 2015 году приближается к объемам добычи Саудовской Аравии за весь прошлый год. Вместе с тем, в мае 2015 года мировым лидером по нефтедобыче была признана Россия. Стоит отметить, что США продолжают считаться основным мировым потребителем нефти. В 2014 году суточное потребление нефти в США составило 19 млн. баррелей, что превысило показатели 2013 года. В таблице 1 представлены страны-лидеры мировой добычи нефти [1].

Таблица 1

Страны-лидеры мировой добычи нефти в 2015г.

№ врейтинге

Страна

Показатели ежедневной добычи нефти вбарреля (при 1 барреле равном всреднем ≈ 0,1364 тонн нефти)

1

Саудовская Аравия

11.730.000

2

США

11.110.000

3

Россия

10.440.000

4

Китай

4.197.000

5

Канада

3.856.000

6

Иран

3.594.000

7

ОАЭ

3.213.000

8

Ирак

2.979.000

9

Мексика

2.936.000

10

Кувейт

2.797.000

11

Бразилия

2.652.000

12

Нигерия

2.524.000

Традиционно первое место по объемам добычи нефти занимает Саудовская Аравия, которая входит в Организацию стран-экспортеров нефти (ОПЕК) и обладает колоссальными запасами нефти.

В целом, мировая выручка от реализации первичных энергоносителей (нефти, природного газа и угля) составляет около 4,0 трлн.дол. В мировом торговом обороте объемы продаж сырой нефти и газа в 3,5 раза превосходят продажи алюминия и более чем в 30 раз — драгоценных металлов и камней (золото, серебро, платина, алмазы).

Данные таблицы 1.1 показывают, что Россия занимает третье место в мире как производитель нефти, являясь одним из крупнейших производителей нефти в мире. Основу нефтяной промышленности составляют вертикально-интегрированные нефтяные компании.

Россия в современной структуре мирового нефтяного бизнеса, которая сформировалась в 30-е гг. ХХ столетия, доминируют вертикально интегрированные нефтяные компании, являющиеся наиболее конкурентоспособными. Нефтедобывающие предприятия представляют собой сложный комплекс многочисленных сооружений основного и вспомогательного назначения, которые обеспечивают [2]:

 добычу, сбор и подготовку нефти к транспортировке;

 сбор и очистку нефтяного газа;

 подготовку для закачки в пласт пресной и пластовой воды, используемых в системах поддержания пластового давления.

В целом, к факторам, обуславливающих невысокую конкурентоспособность российских нефтепродуктов относятся:

 невысокий технический уровень большинства российских НПЗ, характеризующийся, низкой степенью глубины переработки (по мнению экспертов, даже с учетом реализации всех запланированных инвестиционных проектов к 2017 г. глубина переработки в РФ будет соответствовать европейским показателям 2006 года) [3];

 высокая степень изношенности основных фондов российских НПЗ, обуславливающий высокий уровень энергопотребления (коэффициент полезного действия печных агрегатов в РФ не превышает 60 %, а в Европе составляет около 90 %);

 низкое качество нефтепродуктов и низкий уровень их конкурентоспособности на мировом рынке;

 низкая доля сырья, идущего на производство продукции нефтехимии (около 3 %, что по меньшей мере в два раза ниже уровня развитых стран);

 низкая эффективность основных каталитических процессов в нефтепереработке;

 нерациональная географическая структура размещения НПЗ в России, которые, как правило, удалены от основных портов и мест потребления продукции нефтепереработки; это ведет, например, к необходимости строительства мини-НПЗ.

Организация международной торговли топливно-энергетическими товарами — это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями. Международная экономическая интеграция в сфере торговли товарами этой категории рассматривается как трехуровневая модель:

−на микроуровне, то есть на корпоративном уровне, когда отдельные компании вступают в прямые хозяйственные связи, развертывают интеграционные процессы,

−на межгосударственном уровне, когда целенаправленная деятельность государства (коллективная или односторонняя) способствует интеграционным процессам переплетения труда и капитала в пределах той или иной группы стран, обеспечивает функционирование особых интеграционных инструментов,

−на национальном уровне, на котором страны-участницы добровольно передают ряд политико-экономических функций.

В настоящее время структуру международной торговли можно рассматривать как с точки зрения ее географического распределения (географическая структура), так и товарного наполнения (товарная структура). Согласно теории международной торговли географическая структура представляет собой распределение торговых потоков между отдельными странами и их группами, выделяемыми либо по территориальному, либо по организационному признаку.

Можно выделить следующие этапы в организации международной торговли топливно-энергетическими товарами:

Первый этап. Образование зоны свободной торговли с отменой таможенных тарифов и других ограничений между странами-участницами. На этой стадии страны-участницы упраздняют взаимные торговые барьеры, но сохраняют полную свободу действий в экономических связях с третьими странами, Например, право на отмену или введение новых таможенных пошлин, либо иных ограничений, право на заключение торгово-экономических договоров, соглашений, альянсов. Вследствие этого между странами сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие происхождение товаров, пересекающих их государственные границы и соответственно препятствующие льготному ввозу товаров ив третьих стран.

Второй этап. Образование таможенного союза с установлением единых тарифов в торговле и в движении рабочей силы и капитала. На этом уровне интеграции государства не только устраняют взаимные торговые барьеры, но и учреждают единую систему внешних торговых барьеров и общих таможенных пошлин по отношению к третьим странам. При этом таможенные службы на внутренних границах упраздняются, а их функции передаются соответствующим службам на внешних границах. Возникает единое таможенное пространство, ограниченное пределами входящих в него государств.

Третий этап. Возникновение экономического союза, представляющего собой начальную фазу реальной экономической интеграции. Па этой ступени государства договариваются о свободном перемещении через национальные границы не только товаров, но и всех факторов производства, включая капитал, рабочую силу, технологии, информацию. В результате формируется общее рыночное пространство, так называемый общий рынок.

Четвёртый этап. Полная интеграция с единой экономической политикой, общей валютой и органами наднационального регулирования.

На всех этапах географическая структура обобщает данные о торговле стран, принадлежащих к одной части света (Азия, Европа, Африка), либо к укрупненной группе стран (индустриальные страны, развивающиеся страны). Организационная географическая структура показывает распределение международной торговли либо между странами, принадлежащими к отдельным интеграционным и иным торгово-политическим объединениям (страны Европейского союза, страны СНГ, страны БРИК, АСЕАН и др.), либо между странами, выделенными в определенную группу в соответствии с тем или иным аналитическим критерием (страны — экспортеры нефти, страны — чистые должники).

Основу российского экспорта в страны дальнего зарубежья традиционно составили топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны составил 75,1 % (в январе-апреле 2014 года — 73,7 %) [4]. Соответственно специфике российского экспорта, в структуре внешней торговли России особое место занимает Европейский Союз как крупнейший потребитель российских энергоресурсов. На его долю в январе-апреле 2015 года приходилось 49,9 % российского товарооборота (в январе-апреле 2014 года — 49,8 %).

Для сравнения: на страны СНГ в январе-апреле 2015 года приходилось всего лишь 13,0 % российского товарооборота (в январе-апреле 2014 года — 14,6 %), на страны Таможенного союза — 6,7 % (7,5 %), на страны ЕврАзЭС — 7,1 % (7,8 %), на страны АТЭС — 24,5 % (25,0 %).Таким образом, специфика российского экспорта — торговля энергоресурсами и сырьевыми товарами неуклонно ведет к относительному сокращению объемов торговли со странами СНГ, к разрыву связей, существовавших в условиях советской экономики, поскольку все страны СНГ ориентированы на экспортную торговлю со странами Запада и Востока сырьем и энергоресурсами. Более того, последние события по российско-белорусскому концерну «Уралкалий» показывают, что странам СНГ сложно выступать партнерами на мировом рынке, поскольку объективно они являются конкурентами.

Объемы торговли России со странами СНГ в январе-апреле 2015 года приведены ниже, в таблице 2 [3].

Таблица 2

Объемы торговли России со странами СНГ (в январе-апреле 2015г.), млн долл. США

Страна

Оборот

Экспорт

Импорт

Сальдо

Азербайджан

1273,9

1090,0

183,9

906,1

Армения

410,5

316,7

93,8

222,9

Белоруссия

9791,2

6306,4

3484,8

2821,6

Казахстан

8080,3

5036,9

3043,4

1993,5

Киргизия

762,5

727,7

34,8

692,9

Молдавия

603,9

483,7

120,2

363,5

Таджикистан

239,9

225,1

14,8

210,3

Туркмения

435,6

369,7

65,9

303,8

Узбекистан

1077,0

717,2

359,8

357,4

Украина

12091,4

7025,1

5066,3

1958,8

Если попытаться дифференцировать вышеприведенные данные, то можно прийти к следующим выводам:

Во-первых, происходит сокращение российского экспорта энергоресурсов в страны СНГ. В товарной структуре российского экспорта в эти страны в январе-апреле 2015 года доля топливно-энергетических товаров составила 50,4 % (в январе-апреле 2014 года — 59,1 %). Физические объемы экспорта нефти сырой снизились на 2,6 %, угля каменного — на 2,3 %, нефтепродуктов — на 44,0 %, в том числе: дизельного топлива — на 66,3 %, топлив жидких — на 21,1 %, газа природного — на 12,0 %. Вместе с тем возросли физические объемы экспорта бензина автомобильного на 52,4 %, керосина — в 2,6 раза.

В январе-апреле 2015 года по сравнению с январем-апрелем 2014 года стоимостной объем топливно-энергетических товаров снизился на 0,9 %, а физический — на 16,4 %. При этом среди товаров топливно-энергетического комплекса возросли физические объемы экспорта в страны дальнего зарубежья: бензина автомобильного на 15,6 %; дизельного топлива — на 8,6 %; кокса — на 26,6 %; угля каменного — на 12,5 %; нефти сырой — на 1,0 %; газа природного — на 2,1 %. Объемы экспорта топлив жидких снизились на 3,3 %.

Происходит также сокращение российского импорта из стран СНГ. В товарной структуре в январе-апреле 2015 года доля машин и оборудования составила 35,3 % (в январе-апреле 2014 года — 37,1 %). Стоимостной объем импорта данной товарной группы относительно января-апреля 2014 года сократился на 14,2 %. Стоимостные объемы ввоза механического оборудования уменьшились на 6,9 %, железнодорожного оборудования — на 31,8 %. Физические объемы ввоза легковых и грузовых автомобилей снизились на 33,7 % и 63,8 % соответственно. Удельный вес металлов и изделий из них в товарной структуре импорта из стран СНГ в январе-апреле 2015 года составил 17,2 % (в январе-апреле 2014 года — 17,6 %). Стоимостной и физический объемы данной товарной группы в целом по сравнению с январем-апрелем 2014 года снизились на 6,8 % и 3,7 % соответственно.

Литература:

  1. Масленников А. Крупнейшие мировые банки на рынке нефтяных деривативов // Мировая экономика и международные отношения. 2015. № 9 — с.51;
  2. Зольникова, С. Планирование производственной программы нефтеперерабатывающего предприятия с помощью метода динамического программирования / С. Н. Зольникова. М. С. Батурина // Математические методы и модели в управлении, экономике и социологии: сб. научных трудов. — Тюмень: ТюмГНГУ, 2014. — Вып. 8. — С. 128–133;
  3. Святенко А. В., Калашникова Т. В. Нефтеперерабатывающая промышленность России // В сборнике: ИМПУЛЬС–2015 Труды IX Международной научно-практической конференции студентов, молодых ученых и предпринимателей в сфере экономики, менеджмента и инноваций. В 2-х томах. Национальный исследовательский Томский политехнический университет. Томск, 2015;
  4. Алиев О. Б. Причинно-следственные факторы дезинтеграционных процессов в СНГ (на основе анализа торгово-экономических отношений) // Проблемы современной экономики / 2013 г. — № 4 — С. 56–57;
Основные термины (генерируются автоматически): страна СНГ, Россия, международная торговля, США, российский экспорт, Саудовская Аравия, географическая структура, товар, товарная структура, Европейский Союз.


Похожие статьи

Анализ видов международной торговли топливно-энергетическими товарами

Формы и методы международной торговли топливно-энергетическими товарами

Нормативное регулирование и учет внешнеторговых бартерных сделок

Валютный контроль и валютное регулирование в логистической системе экспорта товаров из России

Специфика государственной поддержки, регулирования и контроля предпринимательской деятельности в РФ

Правовое регулирование таможенно-тарифной системы

Понятие, сущность и значение системы внутреннего контроля в деятельности коммерческих организаций

Понятие, задачи и этапы развития особых экономических зон

Уровни правового регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации

Правовое регулирование международной экономической безопасности. Источники международной экономической безопасности

Похожие статьи

Анализ видов международной торговли топливно-энергетическими товарами

Формы и методы международной торговли топливно-энергетическими товарами

Нормативное регулирование и учет внешнеторговых бартерных сделок

Валютный контроль и валютное регулирование в логистической системе экспорта товаров из России

Специфика государственной поддержки, регулирования и контроля предпринимательской деятельности в РФ

Правовое регулирование таможенно-тарифной системы

Понятие, сущность и значение системы внутреннего контроля в деятельности коммерческих организаций

Понятие, задачи и этапы развития особых экономических зон

Уровни правового регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации

Правовое регулирование международной экономической безопасности. Источники международной экономической безопасности

Задать вопрос