Об использовании проектной технологии на занятиях элективного курса по биологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (136) январь 2017 г.

Дата публикации: 12.01.2017

Статья просмотрена: 295 раз

Библиографическое описание:

Опарина, С. А. Об использовании проектной технологии на занятиях элективного курса по биологии / С. А. Опарина, М. В. Гусева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 2 (136). — С. 608-611. — URL: https://moluch.ru/archive/136/38056/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматриваются вопросы возможности использования проектной технологии в рамках элективного курса по биологии.

Ключевые слова: проектная технология, проект, проектный продукт, элективный курс

Стихийные темпы развития образовательной системы требуют от учителя постоянной реорганизации образовательного процесса и использования современных педагогических технологий. Биологическое образование не остается в стороне. В связи с этим большое распространение получает проектная технология. Данная технология берет свое начало от метода проектов, известного еще в прошлом столетье, разработанный американскими педагогами Дж. Дьюи и В. Х. Килпатриком [4, c. 56]. Отталкиваясь от метода проектов, современное образование рассматривает более широкое понятие как проектное обучение, представляющее собой «комплекс дидактических, психолого-педагогических и организационно-управленческих средств, позволяющих, прежде всего, сформировать проектную деятельность учащегося, т. е. научить школьника проектированию» [1, с. 39; 5, с. 4]. Таким образом, проектная технология представляет собой особый способ организации учебного процесса, основанного на самостоятельности поэтапного добывания информации учащимися и получение очевидного результата своей активной целенаправленной деятельности.

Целью проектного обучения при изучении биологии является создание особых условий для учащихся необходимых для самостоятельного приобретения биологических знаний из разнообразных источников, развитие исследовательских умений и системного мышления.

Проект представляет собой решение поставленной проблемы, в ходе которого необходимо получить результативный продукт.

Проектный продукт — это средство решения проблемы проекта; то, что должно быть создано в результате работы. Продукт обеспечивает достижение поставленной цели и является обязательной частью проекта.

Проект от других видов самостоятельной творческой работы учащихся (доклад, реферат и др.) отличает соблюдение определенной последовательности работы, соответствующей этапам поисковой исследовательской деятельности человека: проблемная ситуация → определение проблемы → поиск методов решения проблемы → получение продукта (решение проблемы).

Таким образом, выполнение проекта — это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на получение заранее запланированного результата.

Проект может включать элементы работы над докладом, рефератом, использование исследовательских методов, но они используются только как способы, обеспечивающие получение результата [3].

На начальном этапе работы в проекте должны присутствовать: анализ исходной ситуации; выделение определенной проблемы и формулировка цели; описание ожидаемого результата; план предстоящей работы.

Работа над проектом считается завершенной, если: исходная проблема решена; создан проектный продукт; представлен письменный отчет о работе; проведена публичная презентация продукта.

Признаками проекта являются также: самостоятельность выполнения, использование имеющихся знаний по учебным предметам и жизненного опыта, применение разнообразных видов деятельности, возможность практического применения полученного продукта.

В настоящее время проекты по преобладающему виду деятельности классифицируют на: исследовательские; практико-ориентированные; информационные; игровые; творческие; телекоммуникационные и др.

  1. Исследовательские проекты (цель — доказать или опровергнуть какую-либо гипотезу, для чего проводится эксперимент или серия опытов, проверяются различные версии и т. п. Проектным продуктом в данном случае будет полученный результат исследования, оформленный установленным образом и обнародованный (в публикации или на презентации).
  2. Практико-ориентированные проекты (цель — решение практических задач, поставленных автором или заказчиком проекта). Проектным продуктом могут быть: учебные пособия, брошюра, справочник, словарь, памятка, рекомендации, инструкции для удобства использования или изучения чего-либо, модели и т. п. Такой продукт имеет реальную потребительскую ценность — может удовлетворить потребности школы, класса, заказчика.
  3. Информационные проекты (цель — собрать и представить информацию, в том числе статистические данные, о каком-либо объекте или явлении для дальнейшего использования заказчика. Проектным продуктом могут стать соответствующим образом оформленные статистические данные, результаты опроса, анкетирования, аналитические обзоры разных источников по какому-либо вопросу, которые сопровождаются собственными выводами и комментариями. Результаты информационных проектов могут использоваться как дополнительный материал или пособие для уроков.
  4. Игровые проекты (цель — организовать в школе какое-то интересное мероприятие, чтобы не только вызвать интерес к какой-то учебной дисциплине, но и дать ученикам опыт активного применения знаний.)
  5. Творческие проекты (цель — воплотить творческий подход автора в решение какой-либо проблемы, вызвать интерес к учебному предмету). Такой проект может быть сделан в рамках определенной учебной темы, а может быть связан с внешкольной жизнью. При работе над такими проектами возможен свободный подход к выполнению этапов работы. Проектным продуктом могут стать литературные, музыкальные произведения, видеофильмы, слайд-шоу и др.
  6. Телекоммуникационные проекты, выполняемые с использованием сети Интернет.

В целом, работа над любым проектом включает пять «П»: проблема →поиск→ проектирование →продукт проекта →презентация→ портфолио.

Работая над проектом, можно задумать и осуществить любой эксперимент, поставить необычный опыт, построить модель объекта или процесса, провести опрос, создать уникальное творческое произведение или провести увлекательное мероприятие.

Благодаря использованию проектных работ в практике обучения биологии, у педагогов возникает возможность давать учащимся свободу в образовательном процессе, в то же время обеспечивает целенаправленную организацию детей в самостоятельном изучении некоторых биологических вопросов.

В последнее время актуальным стало использование проектных работ носящих исследовательский характер, что способствует развитию познавательных компетенций, исследовательских способностей, умение ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания и развитие критического мышления обучающихся.

Исследовательские проекты могут быть разработаны в рамках элективного курса по биологии «Тайны биоценоза» для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов, рассчитанный на 36 часов.

В настоящее время глобальное развитие взаимоотношений с природой могут привести к непоправимым последствиям. Чтобы это предотвратить, необходимы экологические знания. Именно поэтому на протяжении нескольких лет в школах страны наблюдается экологизация образования и воспитания. Одним из основных понятий экологического образования является биоценоз [2]. В связи с этим становиться актуальным введение данного элективного курса в учебный процесс массовой школы.

В рамках данного элективного курса представлены теоретические и практические занятия, экскурсии, научно-исследовательские и проектные работы.

Целью элективного курса является формирование у учащихся системы знаний и представлений о биоценозе, на примере лесного биоценоза, как основного понятия эколого-биологического образования.

Задачи элективного курса:

− Расширить и углубить знаний учащихся о биоценозе, его составе и структуре на примере лесного биоценоза.

− Познакомить с видами лесов своей местности, с их биоразнообразием.

− Познакомить с методикой изучения растений-доминантов лесного биоценоза.

− Изучить экологические группы и жизненные формы видов растений травяного покрова лесного биоценоза.

− Развить познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе изучения лесного биоценоза при работе с разнообразными источниками информации.

− Продолжить совершенствовать умение учащихся добывать и отбирать нужную информацию.

− Сформировать ответственное отношение ко всему живому на планете.

Одной из форм работы элективного курса являются проектные работы, которые в настоящее время в связи с введение ФГОС становятся наиболее распространенной формой работы с учениками. В таблице 1 представлены возможные темы проектных работ в рамках данного курса.

Таблица 1

Возможности элективного курса «Тайны биоценоза» вреализации проектных работ

Тема проектной работы

Конечный продукт

Лес — наши легкие

Презентация «Сущность изучения лесного биоценоза»

Бороздя просторы леса

Составление геоботанических описаний

Виды доминанты лесного биоценоза

Виртуальный гербарий

Загадки хвойных и широколиственных лесов

Виртуальная экскурсия

Разнообразие травянистых растений

Презентация «Жизненные формы травянистых растений»

Оценка биоразнообразия лесного биоценоза

Составление памятки о значении сохранения биоразнообразия

Современной состояние лесов Нижегородской области

Презентация

Изучение структурной организации травяного покрова лесного биоценоза

Статистический расчет фитомассы некоторых видов доминантов напочвенного покрова

Счетные единицы некоторых видов растений напочвенного покрова

Презентация «Счетные единицы растений разных биоморф»

Таким образом, некоторые проектные работы, выполненные в рамках элективного курса, носят исследовательский характер, что дает возможность более эффективно изучить поставленные вопросы, развивают исследовательские способности у учащихся и несут практическую значимость при получении конечного результата.

Литература:

  1. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. — 1995. — № 6. — С. 39–47.
  2. Гусева М. В. Необходимость изучения структуры биоценоза в курсе биологии основной школы / М. В. Гусева, О. И. Недосеко // Наука сегодня: история и современность [Текст]: материалы международной научно-практической конференции, г. Вологда, 30 ноября 2016 г. — С. 113–114.
  3. Заграничная Н. А. Проектная деятельность в школе: учимся работать индивидуально и в команде. Учебно-методическое пособие [Текст] / Н. А. Заграничная, И. Г. Добротина. — Москва: «Интеллект-Центр», 2013. — 196 с.
  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 224 с.
  5. Пахомова Н. Ю. Проектное обучение — что это? // Методист. — № 1. — 2004. — С. 42–43.
Основные термины (генерируются автоматически): элективный курс, лесной биоценоз, проект, проектный продукт, проектная технология, работа, исследовательский характер, напочвенный покров, образовательный процесс, проектное обучение.


Ключевые слова

проект, элективный курс, проектная технология, проектный продукт

Похожие статьи

Эффективность применения проектно-исследовательской деятельности в рамках элективных курсов по биологии

В статье рассматриваются вопросы применения проектно-исследовательской деятельности в рамках элективных курсов по биологии.

Анализ рекомендуемых учебных материалов для элективного курса «Технологии современного производства» для 10–11-х инженерных классов школ г. Москвы»

В статье представлен анализ рекомендуемых учебных материалов для элективного курса «Технологии современного производства». Рассмотрены основные разделы и материалы для изучения.

Элективные курсы по информатике как средство саморегуляции процесса обучения школьников профильных классов

Данная статья посвящена рассмотрению элективного курса «Методы и средства защиты информации» с наглядным примером усвоения знаний обучающихся в процессе обучения школьников в профильных классах.

Применение проектной деятельности при изучении английского языка

В статье автор пытается изучить пути повышения эффективности обучения устной речи на уроках английского языка с использованием современных педагогических технологий (на примере проектной деятельности).

Работа с фоамираном в проектной деятельности учащихся 7-х классов на уроках технологии

В данной статье рассмотрена проектная деятельность в рамках образовательной области «Технология».

Использование метода проектов при изучении ботанической составляющей школьного курса биологии

В статье раскрыты особенности использования метода проектов при изучении школьной биологии в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Акцент сделан на использовании данного метода в ур...

Эколого-экономическое воспитание в технологической подготовке школьников в процессе преподавания элективного курса

В статье рассматриваются возможности эколого-экономического воспитания учащихся в образовательной области «Технология» при проведении элективного курса. Представлены результаты экспериментальной работы по формированию эколого-экономической воспитанно...

Методика обучения учащихся учебному проектированию на уроках технологии

В статье рассматриваются вопросы, связанные с методикой обучения учащихся учебному проектированию на уроках технологии. В процессе учебного проектирования возникают возможности для использования учащимися своих знаний о механических, физических, хими...

Интерактивный курс по учебной дисциплине «Химия»

В статье приводятся результаты создания виртуальной лаборатории по учебной дисциплине «Химия» для обучающихся колледжа. Описаны эффекты внедрения.

Тематическая презентация как средство обучения устной речи в неязыковом вузе

В статье рассматриваются возможности использования тематической презентации как средства обучения устной речи. Представлены основные требования и этапы работы над презентацией. Произведен анализ ошибок, допускаемых студентами при создании презентации...

Похожие статьи

Эффективность применения проектно-исследовательской деятельности в рамках элективных курсов по биологии

В статье рассматриваются вопросы применения проектно-исследовательской деятельности в рамках элективных курсов по биологии.

Анализ рекомендуемых учебных материалов для элективного курса «Технологии современного производства» для 10–11-х инженерных классов школ г. Москвы»

В статье представлен анализ рекомендуемых учебных материалов для элективного курса «Технологии современного производства». Рассмотрены основные разделы и материалы для изучения.

Элективные курсы по информатике как средство саморегуляции процесса обучения школьников профильных классов

Данная статья посвящена рассмотрению элективного курса «Методы и средства защиты информации» с наглядным примером усвоения знаний обучающихся в процессе обучения школьников в профильных классах.

Применение проектной деятельности при изучении английского языка

В статье автор пытается изучить пути повышения эффективности обучения устной речи на уроках английского языка с использованием современных педагогических технологий (на примере проектной деятельности).

Работа с фоамираном в проектной деятельности учащихся 7-х классов на уроках технологии

В данной статье рассмотрена проектная деятельность в рамках образовательной области «Технология».

Использование метода проектов при изучении ботанической составляющей школьного курса биологии

В статье раскрыты особенности использования метода проектов при изучении школьной биологии в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Акцент сделан на использовании данного метода в ур...

Эколого-экономическое воспитание в технологической подготовке школьников в процессе преподавания элективного курса

В статье рассматриваются возможности эколого-экономического воспитания учащихся в образовательной области «Технология» при проведении элективного курса. Представлены результаты экспериментальной работы по формированию эколого-экономической воспитанно...

Методика обучения учащихся учебному проектированию на уроках технологии

В статье рассматриваются вопросы, связанные с методикой обучения учащихся учебному проектированию на уроках технологии. В процессе учебного проектирования возникают возможности для использования учащимися своих знаний о механических, физических, хими...

Интерактивный курс по учебной дисциплине «Химия»

В статье приводятся результаты создания виртуальной лаборатории по учебной дисциплине «Химия» для обучающихся колледжа. Описаны эффекты внедрения.

Тематическая презентация как средство обучения устной речи в неязыковом вузе

В статье рассматриваются возможности использования тематической презентации как средства обучения устной речи. Представлены основные требования и этапы работы над презентацией. Произведен анализ ошибок, допускаемых студентами при создании презентации...

Задать вопрос