Вхождение человека в эпоху информационного общества, глобальный характер процессов информатизации, невиданные темпы роста информационных и коммуникационных технологий — все эти факторы обусловили необходимость формирования особой компетентности — информационной компетентности личности.
В понятие информационной компетентности вкладывается комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать её; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой деятельности [1].
В федеральном государственном образовательном стандарте третьего поколения высшего образования для направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) прописаны компетенции, которыми должен владеть выпускник, освоивший программу бакалавриата, и которые помогут ему в дальнейшем в личностном профессиональном росте и самоопределении. Наиболее значимыми среди них по освоению ИК-технологий являются [4]:
− способность использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве (ОК-3);
− способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ОП-2).
Дисциплина «Зоология позвоночных» относится к дисциплинам вариативной части обязательных дисциплин по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, профили подготовки Биология и География.
Целью освоенияданнойдисциплины является овладение практико-ориентированными компетенциями, направленные на подготовку учителя биологии, вооруженного знаниями морфофункционального, таксономического и экологического многообразия хордовых животных, их эволюции и значения в природе и жизни человека.
Контроль знаний и умений студентов, изучивших курс «Зоология позвоночных направлен на сбор, систематизацию и хранение информации о ходе и состоянии образовательной работы; позволяет выявить наиболее уязвимые места педагогической деятельности. Предполагая выявление недостатков, ошибок в работе, контроль в тоже время направлен на анализ и устранение причин, порождающих эти недостатки, также на признание результатов успешной работы. Одним из современных и эффективных методов контроля является педагогическое тестирование, которое, в отличие от других методов, имеет явные преимущества:
- Значительно повышается скорость проверки знаний учащихся;
- Осуществляется полных охват учебного материала;
- Минимизируется субъективный фактор оценивания результатов;
- Повышается ориентированность на современные технические средства;
- Осуществляется принцип индивидуального и дифференцированного обучения.
Примером применения выбранного метода контроля с использованием ИКТ является разработанный нами в программе MyTestXPro тест по теме «Млекопитающие» в вузовском курсе «Зоология позвоночных». MyTestXPro — это бесплатная система программ для создания и проведения компьютерного тестирования знаний, выставления оценки по указанной в тесте шкале, сбора и анализа результатов. С помощью её возможна организация и проведение тестирования, экзаменов в любых образовательных учреждениях (вузы, колледжи, школы) как с целью выявить уровень знаний по любым учебным дисциплинам, так и с обучающими целями. Программа состоит из трех модулей: модуль тестирования, редактор тестов и журнал тестирования.
Программа MyTestXPro работает с десятью различными типами заданий. В тесте можно использовать как задания одного типа, так и задания разных типов. Количество групп и заданий в тесте не ограничено. Вопросы с вариантами ответа могут включать до десяти вариантов. Текст вопроса и вариантов ответа (там, где они возможны) поддерживают возможности форматирования текста, вставки рисунков, таблиц, символов. В программе имеется удобный встроенный текстовый редактор.
Программа поддерживает несколько независимых друг от друга режимов тестирования. Используя различные режимы и параметры тестирования, возможно эффективно решать разнообразные задачи, как обучения, так и проверки знаний [2].
С использованием данной программы был разработан и апробирован контрольный тест для студентов 2 курса естественно-географического факультета Арзамасского филиала ННГУ им. Н. И. Лобачевского по теме «Млекопитающие», состоящий из 21 задания разного типа, включающих проверку знаний о строении, особенностях жизнедеятельности, филогенезе, типичных представителях и их ареале обитания.
Методика разработки теста включала следующие этапы:
- Собран банк тестовых заданий, разработан аттестационный тест по теме и загружен в программу MyTestXPro;
- Создана инструкция по выполнению тестирования (временные параметры, рейтинг оценки результатов, вариативность заданий теста, персонализация данных);
- Проведен анализ полученных результатов и их обработка.
Этапы разработки и применения теста представлены на рис.1–4.
Рис. 1. Создание отдельных тестовых заданий в программе MyTestXPro
Рис. 2. Создание списка тестируемых для работы с программой MyTestXPro
Рис. 3. Этап работы с тестом для каждого студента
Рис. 4. Результаты тестирования для каждого студента
Результаты проведенного тестирования могут быть представлены разными вариантами, например, по правильности выполнения отдельных заданий теста, или по проценту качества знаний всей группы в целом. Примеры статистической обработки данных показаны на рис. 5.
Рис. 5. Итоги тестирования экспериментальной группы студентов
Таким образом, с помощью современных компьютерных технологий можно достаточно быстро разработать тесты, позволяющие не только гарантировать объективность полученной информации в ходе контроля знаний, а также получать достоверные сведения о динамике процесса учения для каждого студента. В современных условиях информационная компетентность специалиста в большей степени определяет его профессиональную компетентность в целом. В связи с этим обучение должно обеспечить формирование у студентов новых компетенций, знаний и умений, способов деятельности, которые им потребуются в новом информационном обществе, в том числе и для получения профессионального образования в условиях широкого использования современных информационных технологий обучения, а также нового целостного миропонимания и информационного мировоззрения [3].
Литература:
- Информационные технологии в педагогическом образовании: Учебник для бакалавров / Г. М. Киселев, Р. В. Бочкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. — 304 с.
- Лебедева М. Б., Шилова О. Н. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать // Информатика и образование. — 2004. — № 3. — С. 95–99.
- Опарина С. А., Железнова Т. А. Формирование информационной компетентности у бакалавров, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» // Педагог 3.0: Подготовка учителя для школы будущего: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. 2016. — Издательство: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина». — C. 171–174.
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 9 февраля 2016 г. № 91).