Третейское разбирательство: особенности рассмотрения дел и основные преимущества | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №2 (136) январь 2017 г.

Дата публикации: 16.01.2017

Статья просмотрена: 2410 раз

Библиографическое описание:

Лапо, А. М. Третейское разбирательство: особенности рассмотрения дел и основные преимущества / А. М. Лапо. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 2 (136). — С. 317-320. — URL: https://moluch.ru/archive/136/38072/ (дата обращения: 19.12.2024).



Реализуя свое право на осуществление предпринимательской деятельности, коммерческие предприятия и индивидуальные предприниматели — заключают большое число гражданско-правовых договоров с другими участниками рынка. Принимая во внимание, имеющуюся возможность неисполнения либо ненадлежащего исполнения положений гражданско-правового договора в период его действия, любой договор, как правило, содержит раздел, посвященный порядку рассмотрения споров, которые могут возникнуть между его сторонами в процессе исполнения договорных обязательств. Чаще всего в данном разделе указывается, что возможные разногласия между контрагентами будут разрешаться путем переговоров, а в случае если это не принесет ожидаемого результата, хозяйственный спор передается на рассмотрение в соответствующий суд.

Но существует и альтернативный способ разрешения споров — третейское разбирательство.

В период с 1993 года по настоящее время в нашей стране был принят ряд законодательных актов, регламентирующих порядок третейского разбирательства по делам, вытекающим из гражданско-правовых отношений. К ним относятся Закон Российской Федерации от 07.07.1993 № 5338–1 «О международном коммерческом арбитраже», Федеральный закон от 24.07.2002 № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации», Федеральный закон от 29.12.2015 № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации».

Согласно действующему законодательству, в третейский суд по соглашению его сторон может быть передан практически любой спор, вытекающий из общественных отношений, перечень которых установлен статьей 2 ГК РФ.

Вместе с тем, законодатель установил отдельные категории дел, которые не могут быть переданы на рассмотрение третейского суда.

К таким делам, относятся, в частности, дела, перечисленные в статье 33 АПК РФ, а также по договорам, заключенным форекс-дилерами с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями (пункт 22 статьи 4.1 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).

Несмотря на то, что законодатель наделяет третейские суды полномочиями по рассмотрению и разрешению гражданско-правовых споров, следует помнить, что третейский суд государственным органом не является.

В связи с тем, что рассмотрение гражданско-правового спора третейским судом осуществляется исключительно по соглашению сторон договора, юридическим основанием для передачи конкретного дела в третейский суд является арбитражное соглашение.

Как устанавливает статья 7 Федерального закона об арбитраже, арбитражное соглашение представляет собой соглашение сторон о передаче в арбитраж всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между ними в связи с каким-либо конкретным правоотношением. При этом не имеет значения, носило такое правоотношение договорный характер или нет.

Следует отметить, что согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона об арбитраже, арбитражное соглашение может быть заключено несколькими способами, а именно либо в виде арбитражной оговорки непосредственно в договоре, либо в виде отдельного соглашения. Требованием закона является положение о том, что арбитражное соглашение заключается в письменной форме.

При этом данное требование считается соблюденным, если арбитражное соглашение было заключено путем обмена письмами, телеграммами, телексами, телефаксами и иными документами. К таким документам относятся, в том числе, электронные документы, переданные по каналам связи, которые позволяют достоверно установить, что документ исходит именно от контрагента (пункт 3 статьи 7 Федерального закона об арбитраже).

Кроме этого, арбитражное соглашение также признается заключенным в письменной форме, если оно заключается также путем обмена процессуальными документами (в том числе исковым заявлением и отзывом на исковое заявление), в которых одна из сторон заявляет о наличии соглашения, а другая против этого не возражает.

Действующее законодательство о третейских судах в нашей стране подверглось обновлению совсем недавно. Так, Федеральный закон об арбитраже, принятый в конце прошлого 2015 года, в Российской Федерации начал действовать с 1 сентября 2016 года.

С указанной даты, то есть с 1 сентября 2016 года не подлежат применению Федерального закона о третейских судах, за исключением третейского разбирательства, начатого и не завершенного до 1 сентября 2016 года.

Федеральный закон об арбитраже уравнял понятия «третейское разбирательство» и «арбитраж». И акты третейских судов в настоящее время именуются арбитражными решениями.

Еще одним важным нововведением в законодательстве о третейских судах, на которое нельзя не обратить внимание, является прямой запрет на внесение записи в юридически значимые реестры (единый государственный реестр юридических лиц, единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, реестр владельцев именных ценных бумаг и т. п.) на основании арбитражного решения (статья 43 Федерального закона об арбитраже).

Для исполнения решения третейского суда, требующего внесения записи в указанные реестры, необходимо предварительно получить исполнительный лист, который выдается на основании судебного акта компетентного суда.

Особый интерес представляет правовой статус арбитра (третейского судьи). Арбитр (третейский судья) — это физическое лицо, избранное сторонами или избранное (назначенное) в согласованном сторонами или установленном федеральным законом порядке для разрешения спора третейским судом. Третейский суд может быть представлен либо единоличным арбитром либо коллегией арбитров.

В статье Федерального закона об арбитраже содержатся требования, предъявляемые к арбитру. Так, арбитр, разрешающий спор единолично (в случае коллегиального разрешения спора — председатель третейского суда), должен иметь высшее юридическое образование, подтвержденное выданным на территории Российской Федерации дипломом установленного образца, либо подтвержденное документами иностранных государств, признаваемыми на территории Российской Федерации.

В соответствии с законодательными предписаниями, арбитром не может быть лицо:

– не достигшее возраста двадцати пяти лет, недееспособное лицо или лицо, дееспособность которого ограничена;

– имеющее неснятую или непогашенную судимость;

– полномочия которого в качестве судьи, адвоката, нотариуса, следователя, прокурора или другого сотрудника правоохранительных органов были прекращены в Российской Федерации в установленном федеральным законом порядке за совершение проступков, несовместимых с его профессиональной деятельностью;

– которое в соответствии с его статусом, определенным федеральным законом, не может быть избрано (назначено) арбитром.

Как устанавливает статья 18 Федерального закона об арбитраже, арбитраж осуществляется на основе принципов независимости и беспристрастности арбитров, диспозитивности, состязательности сторон и равного отношения к сторонам.

В соответствии с законом, стороны могут по своему усмотрению договориться о процедуре арбитража. При отсутствии такой договоренности третейский суд может арбитраж таким образом, какой он посчитает надлежащим, в том числе в отношении определения допустимости, относимости и значения любого доказательства.

В юридической литературе третейское разбирательство рассматривается и оценивается различными авторами по-разному. Одни специалисты выделяют несомненные, по их мнению, преимущества арбитража, другие же, напротив, относятся к арбитражу, как к способу разрешения споров, с осторожностью.

В этом отношении представляет определенный интерес статья практикующего адвоката кандидата юридических наук доцента Малкова С. П. «Третейское разбирательство: доводы «ЗА» и «ПРОТИВ», опубликованная в журнале «Профессия — директор» в 2014 году [4, с. 58–61].

Так, он выделяет следующие, по его мнению, основные преимущества третейского разбирательства:

  1. оперативность разрешения спора;
  2. конфиденциальность;
  3. право избрания (назначения) третейских судей спорящими сторонами;
  4. гарантии независимости третейских судей;
  5. определение правил третейского разбирательства.

Как указывает автор статьи, одним из основных преимуществ, благодаря которому третейское разбирательство значительно выигрывает, является его оперативность.

Действительно, как устанавливает статья 40 Федерального закона об арбитраже, именуемая «Порядок оспаривания арбитражного решения», в арбитражном соглашении, предусматривающем администрирование арбитража постоянно действующим арбитражным учреждением, стороны своим прямым соглашением могут предусмотреть, что арбитражное решение является для сторон окончательным. В таком случае окончательное арбитражное решение отмене не подлежит.

Таким образом, в стадии составления арбитражного соглашения стороны сами могут выбрать, будет ли их спор разрешен третейским судом оперативно.

Что касается очередного преимущества третейского разбирательства, которое рассматривается в работе — конфиденциальности, то ныне действующим Федеральным законом об арбитраже данный принцип закреплен в статье 21 «Конфиденциальность арбитража».

Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона об арбитраже, если стороны не договорились об ином или иное не предусмотрено федеральным законом, арбитраж является конфиденциальным, а слушание дела проводится в закрытом заседании.

В этой же статье федерального закона законодатель предусмотрел и гарантии сохранения конфиденциальности рассмотрения какого-либо дела третейским судом. Так, устанавливается, что арбитры, сотрудники постоянно действующего арбитражного учреждения не вправе разглашать сведения, ставшие им известными в ходе арбитража, без согласия сторон (часть 2 статьи 21 Федерального закона об арбитраже). Закрепляется также, что арбитр не подлежит допросу в качестве свидетеля о сведениях, ставших ему известными в ходе арбитража (часть 3 статьи 21 Федерального закона об арбитраже).

Как уже об этом говорилось, согласно статье 2 Федерального закона об арбитраже арбитр (третейский судья) — физическое лицо, избранное сторонами или избранное (назначенное) в согласованном сторонами или установленном федеральным законом порядке для разрешения спора третейским судов.

Исходя из положений закона, стороны свободны в избрании (назначении) судей, которые будут рассматривать их дело по существу. При рассмотрении дел в государственных судах стороны таким правом не наделяются.

Рассматривая такое преимущество третейского разбирательства, как гарантии независимости арбитров (третейских судей) следует подчеркнуть, что согласно статье 18 Федерального закона об арбитраже, устанавливающей принципы арбитража, арбитраж осуществляется на основе принципов независимости и беспристрастности арбитров, диспозитивности, состязательности сторон и равного отношения к сторонам. Функцию арбитра (третейского судьи) может выполнять лишь лицо, способное обеспечить беспристрастное разрешение спора, прямо или косвенно не заинтересованное в исходе дела, являющееся независимым от сторон и давшее согласие на исполнение обязанностей третейского судьи.

В частности, частью 2 статьи 12 Федерального закона об арбитраже обоснованные сомнения относительно беспристрастности или независимости арбитра рассматриваются как основание его отвода.

Аналогичные положения, закрепляющие принцип независимости судей судебной системы Российской Федерации, содержатся в статьях 120 Конституции Российской Федерации и 1 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132–1 «О статусе судей в Российской Федерации». Однако хотелось бы обратить внимание именно на гарантии независимости арбитров (третейских судей).

Во-первых, третейские судьи, рассматривающие конкретное дело по существу, в отличие от судей судебной системы России, избираются (назначаются) при непосредственном участии обеих спорящих сторон.

Во-вторых, оплата деятельности третейских судей производится самими спорящими сторонами, а не государством: гонорар третейских судей входит в состав расходов, связанных с разрешением спора в арбитраже (статья 22 Федерального закона об арбитраже), и распределение таких расходов производится третейским судом между сторонами (часть 5 статьи 22).

Еще одним преимуществом третейского разбирательства, предоставляемым законом спорящим сторонам, является возможность устанавливать и согласовывать правила рассмотрения спора с их участием.

Так, согласно части 1 статьи 19 Федерального закона об арбитраже при условии соблюдения законодательных предписаний стороны могут по своему усмотрению договориться о процедуре арбитража. Часть 2 этой же статьи устанавливает, что при отсутствии договоренности третейский суд может с соблюдением положений требований законодательства осуществлять арбитраж таким образом, какой он посчитает надлежащим, в том числе в отношении определения допустимости, относимости и значения любого доказательства.

Институт третейского разбирательства в нашей стране в настоящее время развивается и совершенствуется. В связи с этим в Федеральном законе об арбитраже было предусмотрено создание при уполномоченном федеральном органе исполнительной власти постоянно действующего органа — Совета по совершенствованию третейского разбирательства.

В соответствии с положениями части 5 статьи 44 Федерального закона об арбитраже 13 июля 2016 года Министерством юстиции Российской Федерации был издан приказ от 13.07.2016 № 165 «О Совете по совершенствованию третейского разбирательства» (зарегистрировано в Министерстве юстиции России 15.07.2016 № 42860). Данным приказом было утверждено Положение о порядке создания и деятельности Совета по совершенствованию третейского разбирательства.

Из Положения следует, что Совет по совершенствованию третейского разбирательства создается при Министерстве юстиции Российской Федерации.

Основной задачей Совета является содействие созданию благоприятных условий для развития института независимого и профессионального арбитража (третейского разбирательства) в Российской Федерации.

В состав Совета включаются от 20 до 40 членов, включая Председателя Совета, его заместителей и Секретаря Совета. Состав этот утверждается приказом Министерства юстиции Российской Федерации. При этом свои функции члены Совета выполняют на общественных началах.

В состав Совета включаются: лица, замещающие государственные должности, государственные служащие (не более 1/3 общего состава Совета); 2 представителя от общероссийских объединений предпринимателей; 2 представителя от торгово-промышленных палат из состава лиц, предложенных соответствующими общероссийскими объединениями предпринимателей и торгово-промышленными палатами; представители юридического, научного и предпринимательского сообщества и иные лица.

При этом примечательно, что не менее половины от общего представителей юридического, научного и предпринимательского сообщества, а также иных лиц, включенных в состав Совета, должны иметь ученые степени по юридическим наукам.

Литература:

  1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 29.07.2002. № 30. Ст. 3012.
  2. Федеральный закон от 29.12.2015 № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 04.01.2016. № 1 (часть I). Ст. 2.
  3. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 13.07.2016 № 165 «О Совете по совершенствованию третейского разбирательства» (зарегистрировано в Минюсте России 15.07.2016 № 42860) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 33. 15.08.2016.
  4. Малков С. П. Третейское разбирательство: доводы «ЗА» и «ПРОТИВ» // Профессия — директор. 06.2014. С. 56–61.
Основные термины (генерируются автоматически): третейское разбирательство, Российская Федерация, третейский суд, арбитраж, арбитражное соглашение, сторона, третейский судья, арбитражное решение, Единый государственный реестр, разрешение спора.


Задать вопрос