Приведены сведения по строительству покрытия дорожной одежды. Даны рекомендации по производительности комплекта машин строительства и уплотнения покрытия дорожной одежды.
Ключевые слова: покрытие, уплотнение дорожной одежды, асфальтоукладчик, асфальтовый каток
Приступая к строительству покрытия дорожной одежды, подготавливают основание дорожной одежды, на которое оно будет уложено.
Подготовка основания дорожной одежды включает:
- Устройство нижнего слоя основания из щебня, толщиной 25 сантиметров:
– вывозка и распределение щебня;
– укатка щебня с поливкой водой.
- Устройство верхнего слоя основания из щебня (по способу заклинки), толщиной 14 сантиметров:
– распределение основной фракции щебня и его предварительное уплотнение;
– распределение расклинивающего щебня с уплотнением каждой фракции.
Строительство покрытия дорожной одежды включает:
- Устройство нижнего слоя покрытия из высокопористого асфальтобетона, толщиной 8 сантиметров:
– подготовительные работы;
– приемка доставленной асфальтобетонной смеси и выгрузка в бункер асфальтоукладчика;
– укладка смеси асфальтоукладчиком;
– уплотнение уложенного слоя асфальтовым катком.
- Устройство верхнего слоя покрытия из асфальтобетона, тип Б, толщиной 6 сантиметров:
– подготовка нижележащего слоя;
– розлив вяжущего материла;
– прием смеси и ее распределение;
– — уплотнение покрытия асфальтовым катком.
- Устройство укрепленной части обочины:
– щебень должен быть получен из пород высокой прочности;
– щебень следует распределять механизированным способом сразу и укатывать катком.
До начала устройства каждого слоя основания и покрытия следует производить разбивочные работы по закреплению положения бровок и высотных отметок слоёв. При применении машин, оборудованных автоматическими следящими системами, закрепления бровок и высотных отметок осуществляется путём установки копирных струн с одной или двух сторон укладываемого слоя. Разбивочные работы и их контроль следует выполнять с использованием геодезических инструментов.
При операционном контроле качества работ по устройству дорожной одежды следует контролировать по каждому укладываемому слою не реже чем через каждые 100 метров:
– высотные отметки по оси дороги;
– ширину;
– толщину слоя неуплотнённого материала по его оси;
– поперечный уклон;
– ровность (просвет под рейкой длиной 3 м на расстоянии 0,75–1 м от каждой кромки покрытия (основания) в пяти контрольных точках, расположенных на расстоянии 0,5 м от концов рейки и друг от друга).
При уширении проезжей части автомобильных дорог в случае их реконструкции следует обеспечивать плотное и ровное сопряжение укладываемых слоёв с существующей дорожной одеждой.
При устройстве щебёночных, гравийных оснований и покрытий следует дополнительно контролировать качество уплотнения. Качество уплотнения щебёночных, гравийных покрытий следует проверять путём контрольного прохода катка массой 10–13 тонн по всей длине контролируемого участка, после которого на покрытии не должно оставаться следа и возникать волны перед вальцом, а положенная под валец щебёнка должна раздавливаться.
При приготовлении асфальтобетонной смеси следует контролировать:
– температуру битума и минеральных минералов, а температуру готовой асфальтобетонной смеси в кузове каждого автомобиля;
– не реже одного раза в смену — качество смеси по ГОСТ 9128–2013 и ГОСТ 12801–98 и битума по ГОСТ 11501–78 и ГОСТ 11503–74;
– не реже одного раза в 10 смен — качество щебня, песка и минерального порошка по ГОСТ 9128–2013.
Работу дозаторов минеральных материалов, битума и добавок следует контролировать в установленном порядке. В процессе строительства покрытия и основания дополнительно следует контролировать:
– температуру горячей и тёплой асфальтобетонной смеси в каждом автомобиле-самосвале;
– постоянно — качество продольных и поперечных сопряжений укладываемых полос;
– качество асфальтобетона по показателям кернов (вырубок) в трёх местах на 7000 м2 покрытия по ГОСТ 9128–2013 и ГОСТ 12801–98, а также прочность сцепления слоёв покрытия. Вырубки или керны следует отбирать в слоях из горячих и тёплых асфальтобетонов через 1–3 суток после их уплотнения.
Таблица 1
Машины используемые для строительства дорожной одежды
№ |
Наименование |
Количество |
1 |
Ведущая машина каток ДУ-85 |
1 |
2 |
Асфальтоукладчик ДУ-126 |
1 |
3 |
Автогудронатор ДС-40 |
1 |
4 |
КДМ 130 |
1 |
5 |
Автосамосвал ТАТРА |
5 |
6 |
Автогрейдер ДЗ-31–1 |
1 |
Производительность катков по площади уплотняемой поверхности (м2 /ч):
, где:
Lз — длина уплотняемого участка, м;
bвал — ширина жёсткого вальца или ширина полосы уплотнения пневмоколёсного катка, м;
kв — коэффициент использования времени смены;
Vф — скорость движения катка при уплотнении, м/с;
tман — время маневрирования в конце прохода, с;
nпр — число проходов по одному следу, необходимое для уплотнения;
kпер — коэффициент перекрытия проходов (для жестковальцевых и двухосных пневмоколёсных катков k =1.1, для прицепных пневмоколёсных катков k≥ 1.2).
Состав специализированного отряда для устройства верхнего слоя покрытия из асфальтобетонной смеси:
– механическая щётка КДМ-130;
– автогудронатор ДС-40;
– ведущая машина смесительная установка ДС 117–2Е;
– автосамосвалы ТАТРА, грузоподъёмностью 14 т;
– асфальтоукладчик ДС-126;
– каток ДУ-85.
Стоимость асфальтового катка на 100м:
Ст100м = 100 b hсл С = 100·7·0,06·700 = 9800 рублей.
Стоимость асфальтового катка на 200м:
Ст200м = 200 b hсл С = 200·7·0,06·700 = 19600 рублей.
Стоимость асфальтового катка на 300м:
Ст300м = 300 b hсл С = 300·7·0,06·700 = 29400 рублей.
Рис. 1. Себестоимость уплотнения асфальтобетонной смеси
Литература:
- Р. Т. Емельянов, А. П. Прокопьев, А. С. Климов, Д. И. Сорокин Моделирование систем управления машин дорожно-строительного комплекса. / // Вестник СибГАУ. 2009. − Выпуск 3 (24). — С. 124−128.
- Р. Т. Емельянов, А. П. Прокопьев, А. С. КлимовИсследование процесса уплотнения асфальтобетонной смеси по ширине укладки. / // Строительные и дорожные машины. — М.: Издательство технической литературы «СДМ-Пресс», 2009.- № 7 — С. 12−16.
- Емельянов Р. Т. Системы автоматизированного управления асфальтоукладчиком // Р. Т. Емельянов, В. Л. Сабинин. Проблемы архитектуры и строительства: Сб. материалов XXII региональной научно-технической конференции/ КрасГАСА- Красноярск, 2004. –240–241 с.