Сложным и неоднородным явлением предстает русская литература 90-х годов ХХ и начала XXI века в мировоззренческом, стилистическом, эстетическом и, без сомнения, в аксиологическом аспекте. Е. В. Лазарева отмечает, что современная русская литература оказалась в «состоянии постперестроечного идеологического вакуума», испытала «все соблазны теоретического и практического постмодернизма», разделилась «на множество течений», но тем не менее в своих лучших произведениях она «сохранила высокую духовность, страстный поиск истины, любовь и сострадание к человеку». Исследователь подчеркивает ориентированность русской литературы на истинные ценности, которые позволили ей «установить и поддержать высочайшие качества текста даже в эпоху торжества массовой культуры». Именно поэтому аксиологический критерий оценки произведения утверждается ученым в качестве важнейшего [6]. Таким образом, очевидно, что среди основных категорий нравственного сознания выделяются моральные ценности, наличие которых в современном женском романе представляет для нас особый интерес.
Однако сперва стоит уточнить значение термина «женский роман»., который относится к числу самых популярных жанров. В критической литературе можно встретить такие близкие понятия, как «любовный роман», «дамский роман», «розовый роман» и даже его отождествление с женской литературой.
С. Филоненко отрицает подобное отождествление, рассматривая его как отношения целого к частному, и считает женским любовным романом — «исключительное жанровое своеобразие, которое функционирует в пределах присущих ему сюжетных и композиционных особенностей». Более того, исследователь проводит грань между понятиями «женский роман» и «дамский роман», где последний, физиологический, бульварный, или тривиальный, выступает «одним из трех китов массовой литературы, с присущими лишь ему сюжетными моделями и матрицами» [8].
Е. В. Улыбина отмечает, что так называемый женский роман, он же любовный роман и розовый роман, относится к числу самых популярных жанров, и данное явление чрезвычайно близко по структурным и содержательным особенностям волшебной сказке [7, с. 538].
На неоднозначность термина указано и в исследовании В. Березина, который под «любовным романом» понимает специфический жанр коммерческой литературы, которая имеет разные постоянные названия — «розовый роман», «женский роман» [1]. Критик указывает на возникновение определенной путаницы, возникающей при употреблении термина «женский роман», т. к. под ним понимается и феминистская литература, и произведения, написанные женщинами-писательницами [1].
Помимо нейтрально оценивающих определений в критической литературе встречаются обвинения женского любовного романа в примитивности, пошлости, а также дурном влиянии на литературный стиль или, например, в «разрушении русской языковой среды и …психики носителя русской языковой стихии» [5]. В. Долинский придерживается точки зрения, что данный тип романа «внекультурен по смыслу», а у читателя с «неиспорченным вкусом» вызывает только чувства «нарастающей усталости и неизбывной скуки» [5].
Таким образом, после проведения анализа определения понятия «женский роман» в современной критической литературе очевидно, что его четкая дефиниция отсутствует, а параллельно фигурируют синонимичные конструкции.
Как считает Е. В. Улыбина, высокая повторяемость сюжетных элементов, относительное постоянство состава героев и сериальный характер продукции определяют жанровое своеобразие женского романа [7]. О. Ванштейн подчеркивает, что «сущность розового романа во всех его жанровых модификациях сводится к любовной истории со счастливым концом» [3: 303], а в известных работах, связанных с исследованием женского любовного романа, отмечается категоричная неизменность формульных элементов, которые составляют сюжетную линию произведений «розовых серий» [3].
На российском книжном рынке женский любовный роман, как и другой жанр массовой литературы, представлен массовостью, серийностью с простыми и ясными названиями и неиндивидуальным характером данного вида любовной беллетристики (т. е. авторство за редким исключением почти не несет отпечатка индивидуальности).
Обращаясь к современной массовой культуре Запада, О. Вайнштейн отмечает, что розовый роман — «абсолютно канонический жанр, структурно определенный и по форме, и по смыслу». Он представляет собой карманную книжку, объемом 190 страниц, где сюжет закручен вокруг любовной интриги с непременной счастливой развязкой. Исследователь также подчеркивает и главную цель, заключающуюся в утехе и развлечении читательниц, переживаниях женским сердечным неприятностям, создании атмосферы розовых романтических мечтаний. Повествование ведется от лица героини, умницы и красавицы, события происходят на мирном бытовом фоне, а эротика дозирована и описывается скромно, через особые риторические фигуры или фигуры умолчания [3].
В. Березин утверждает такие специфические особенности любовного романа, как универсальность, политическую и персональную корректность и популярность среди независимого от этнической или национальной принадлежности читателя [1].
Исследование О. Бочаровой помогает идентифицировать следующие черты женского романа, благодаря которым он всеми узнаваем:
1) схематичность воображаемого мира, фигурирование самых универсальных имен и вещей;
2) практически отсутствие знаков времени, когда лишь по постоянному обращению к компьютеру возможно догадаться, что действие происходит в конце ХХ века, а не в его середине;
3) неопределенность конкретной культурно-временной принадлежности (отсутствуют упоминания о значимых событиях, знаменитостях, не встречаются названия фирм, магазинов, ресторанов и т. п.), однако есть схема условного «западного»;
4) обозначены лишь универсальные признаки пространства (это большой город с активной деловой жизнью, в котором есть банки, офисы, с роскошными ресторанами, уютными кафе и дорогими магазинами);
5) мужчины — владельцы дорогих машин (здесь, впрочем, фигурируют марки автомобилей), у женщин — модная одежда [2].
Таким образом, конструируемый в женском романе мир не вызывает чувства дискомфорта, он прост, понятен и легко узнаваем всеми, чего бы не произошло, будь он проблемным и населенным не совсем знакомыми реалиями и названиями.
Однако не стоит понимать женский роман как абсолютно однородную литературную продукцию. И. Гаврикова выделяет в женском романе бытовые и любовные тексты, где бытовой — «это попытка в обыденщине нашей действительности найти кое-что особое и оголить жизнь во всех ее привлекательных и непривлекательных проявлениях, увидеть интересное в будничном», а любовный — «это жизнь в сказке, созданной своими руками, прикосновенье к мечте, реализация своих желаний путем растворения себя в герое» [4].
Уже своим названием жанр женского любовного романа говорит о культурных стереотипах и ценностях, которые в нем утверждаются. Перед читательницами не просто беллетристика, созданная женщиной, но, определенно, вид массовой литературы, где основной темой выступает разделение человечества по полу и связанные с этой базовой классификацией культурные определения половых ролей. Далее постараемся описать те ценности, которые в нем прослеживаются.
По замечанию Е. В. Улыбиной, женский роман представляет собой первый вид массовой литературы, где открыто заявляется о женской направленности, и который в качестве «гимна» любви, душевности, чувственности и женственности просто необходим для адаптации к новым ценностным приоритетам [7, с. 541]. Для исследователя данный жанр — это способ разрешения «кризиса перехода от официально-идеологических советских представлений с доминированием государства, иерархических отношений к упрощенно западным, транслируемым через каналы массовой культуры, с приоритетными значениями успеха, семьи» [7]. В представлении конфликта советских и западных ценностей, по мнению Е. В. Улыбиной, недостаточно оппозиции «общественное/частное», но действенность массовой культуры непосредственно связана с трансляцией самых универсальных, простых, непроблематичных значений [7].
О. Бочарова говорит о том, что в женском романе в качестве элементов женской роли отвергаются такие ключевые для модернизированного общества ценности, как профессионализм и успех. Даже если женщина — великолепный специалист и любит свою работу, то карьера никогда не станет не может быть для нее первичной ценностью. Абсолютной и главной ценностью для образца женской роли является только любовь и связанные с ней семейные отношения и обязанности, утверждаемые в любовном романе [2].
Однако Е. В. Улыбина говорит не о полном отвержении основных ценностей современного общества, в отличие от патриархальных в стереотипе фемининности (семьи, детей, подчинения мужчине), но о присутствии в романе иных его оттенков. В женском любовном романе в столь «отчужденных» понятиях, присущих традиционно мужским «сферам влияния», как карьера, успех, профессия, просматривается женский стиль отношения [7, с. 540]. Очевидно, что это выражено не только «женским бизнесом», которым занимается героиня, но и привнесением тепла и душевности в деловые отношения. Женский роман и отличается наличием вторжения в профессиональную жизнь душевности и приватности, в то время как феминистское стремление заключается в распространении расчета и распределения обязанностей на личную сферу, Таким образом, в женском любовном романе конфликт между стереотипом фемининности и современными, модерными значениями женской роли гармонизируется в своей версии женского поведения.
Таким образом, женский любовный роман становится эффективным терапевтическим средством, потому что подобные культурные напряжения значимы для современного российского общества, где социальный кризис сопровождается личностным кризисом (это и взросление детей, брачные разочарования и т. п.), в то время как книга позволяет убежать от проблемной действительности в воображаемый мир идеальной любви и настоящих мужчин. Данный жанр утверждает патриархальный образец женской роли, репрезентирует культурные значения, определяемые с «прогрессивной» точки зрения как консервативные, которые сложно поддаются совершенствованию, потому что это вечные ценности семьи, любви, душевной близости.
Литература:
- Березин, В. Беллетристика // Журнальный зал. — октябрь 2001. — № 4. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://magazines.russ.ru/october/2001/4/ber.html.
- Бочарова, О. Формула женского счастья. Заметки о женском любовном романе // Новое литературное обозрение. — М., 1996. — № 22. — С. 302–306.
- Вайнштейн, О. Розовый роман как машина желаний // Новое литературное обозрение. — М., 1996. — № 22. — С. 33–37.
- Гаврикова, И. Женский роман и женский детектив в современном литературном пространстве [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://natapa.msk.ru/sborniki-pod-redaktsiey-n-t-pahsaryan/zhenskiy-roman-i-zhenskiy-detektiv-v-sovremennom-literaturnom-prostranstve.html
- Долинский, В. «…когда поцелуй закончился» (О любовном романе без любви) // Знамя. — 1996. -№ 1. — С. 235–238.
- Лазарева, Е. В. Иерархия ценностей в современной женской прозе. — Автореф. на дисс. канд. фил. наук — Краснодар, 2009. — 24 с.
- Улыбина, Е. В. Субъект в пространстве женского романа // Пространства жизни субъекта. Единство и многомерность субъектнообразующей социальной эволюции / Отв. ред. Э. В. Сайко. М.: Наука, 2004. — С. 538–555.
- Филоненко, С. Украинский женский роман в европейском контексте [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rlspace.com/ukrainskij-zhenskij-roman-v-evropejskom-kontekste/3/