Проблеме формирования личности младшего школьника с задержкой психического развития уделяли внимание многочисленные исследователи, среди которых Л. Божович, Б. Волков, Д. Эльконин, А. Гребенюк. В младшем школьном возрасте закладывается база нравственного поведения, вводятся общепринятые моральные мерки и правила поведения, начинает вырабатываться социальная направленность личности [2]. Г. Е. Сухарева определила, что существенной отличительной патогенной чертой детей, испытывающих проблемы в приобретении знаний и представлений на начальном этапе обучения по общеобразовательным программам, является незрелость эмоционально-волевой сферы, незрелость оценки и самооценки младших школьников. Совершенствовании структуры личности детей с задержкой психического развития, в том числе совершенствуя оценку и самооценку, специалист может оказывать существенное воздействие на особенности их разума и поведения [интернет — ресурс 1].
Самооценка — это представление человека о важности своей деятельности, деятельности среди других людей, своих достоинств и недостатков, умение держаться в обществе. (Большая психологическая энциклопедия)
У детей с задержкой психического развития самооценка характеризуется как своеобразная, что проявляется в отставании её формирования от нормы, она отличается своей упрощённостью, неустойчивостью, противоречивостью оценочных суждений.
Самооценка занимает центральное место в процессе развития самосознания, обеспечивает единство, стабилизацию и целостность личности. Она введена во множество связей и отношений с другими психологическими образованиями, каждый из которых вносит свой вклад в её формирование и вместе с тем направляется её непосредственным воздействием.
Незрелость самооценки у многих детей с задержкой психического развития накладывает негативный отпечаток не только на эмоциональный фон ребенка, но и на успешность начавшегося процесса обучения. Школьная успеваемость и оценки учителя является одним из основных факторов, оказывающих влияние на самооценку ребёнка в этот период, поэтому дети с задержкой психического развития, имеющие трудности в усвоении школьной программы, попадают в группу риска.
У младших школьников с задержкой психического развития, как правило, отношение к себе некритичное, обобщенное, они не умеют адекватно оценить свою деятельность, проанализировать ее. Учащиеся начальных классов стремятся угадать отношение к себе других людей, они ждут только положительных оценок своих действий.
Л. С. Выготский подчеркивал, что повышенная самооценка, часто встречающаяся у детей с нарушенным интеллектом, является «проявлением общей эмоциональной окрашенности оценок и самооценок маленького ребенка, общей незрелости личности». [1]
По исследованиям Дудковской О. А., Шельшаковой Н. Н. выявлено, что большинству учащихся сложно оценить себя реально, они дают только положительные суждения о себе. Самооценка у младших школьников неустойчивая, может меняться на полярно противоположную, не мотивирована. Она опирается на «оценки взрослых или на общее представление о себе». Многие дети «находятся под властью своих впечатлений, стремятся не принимать никакой критики, заглушить ее, ощущают внутреннюю слабость, зависимость» [3]
Анализ научной литературы показал, что дети, имеющие задержку психического развития, имеют особенности самооценки, которые обусловлены спецификой психического развития, поэтому развитие самооценки у таких детей происходит с задержкой и отклонениями.
В связи с этими данными, мы провели исследование самооценки детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Понимание особенностей самооценки позволит установить необходимые способы психологической помощи в развитии и коррекции этого психического свойства. Диагностическое исследование проходило на базе ГБОУ СОШ с. Старая Рачейка.
В рамках эмпирического исследования нами были поставлены следующие задачи:
- Отобрать методы исследования самооценки младших школьников с задержкой психического развития;
- Изучить особенности самооценки в экспериментальной группе;
- Определить направления коррекции нарушения самооценки у младших школьников с ЗПР;
Изучение особенностей самооценки осуществлялось с использованием следующих диагностических методик:
- Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейн;
- Тест «Лесенка» В. Г. Щур;
- Экспресс-диагностика уровня самооценки (Фетискин Н. П., Козлов В. В.).
Преимущества выбранных методик состоят в том, что:
– они позволяют выявить особенности самооценки младших школьников с задержкой психического развития;
– они не требуют много времени для проведения, а также, в имеютобъективные количественные показатели для обработки;
– методики не требуют специального оборудования для проведения, они доступны и понятны.
1) Анализируя результаты, полученные с помощью «Методики измерения самооценки Дембо-Рубинштейн», мы установили, что:
- Половина школьников экспериментальной группы имеют завышенную самооценку (50 %). Этим школьникам свойственно повышенное «позерство», выполняя задание, дети ставили себя всегда на высокую позицию. Заниженная самооценка (30 %), эти дети не видят в себе хороших качеств, замечая только ошибки, зацикливаются на них, во время проведения методики они ставили себя на низкий уровень. Адекватная самооценка (20 %), дети регулярно занимаются, знают изучаемый материал и чувствуют себя уверенно.
- В сравнительной группе большая часть имеет адекватную самооценку — 70 %, они воспитываются в семье с положительными традициями, имеют правильную мотивацию, регулярно и старательно занимаются на уроках и дома и знают требования учителя к знаниям учащихся. В группе детей с нормальным психо-физическим развитием у 30 % детей наблюдается завышенная самооценка, потому что педагоги выделяют их из группы, так как во время занятий у них есть положительные достижения и это им дает уверенность в себе.
2) Анализируя результаты, полученные с помощью «Теста «Лесенка» В. Г. Щура», мы пришли к следующим выводам:
- В экспериментальной группе большая часть детей имеют завышенную и заниженную самооценку — по 40 %. Это связанно с тем, что дети с завышенной самооценкой не осознают своего дефекта и в учебной деятельности они лучше других выполняют задания. А дети с заниженной самооценкой, осознают свой дефект и это отражается на их взаимодействии с другими людьми и самооценке, нет положительной мотивации к обучению. Адекватная самооценка только у 20 % детей, они имеют положительную мотивация, посещают коррекционно-развивающие занятия с дефектологом, занимаются не только в школе, но и дома.
- В сравнительной группе большая часть школьников имеют адекватную самооценку — 70 %, положительная мотивация в семье, положительное отшонение с учителем, регулярные занятия в школе и дома. Завышенную — 30 %, Школьников с заниженной самооценкой нет.
3) На основе анализа «Экспресс-диагностики уровня самооценки. Фетискин Н. П., Козлов В. В»., можно сделать следующие выводы:
- Школьники экспериментальной группы в основном имеют завышенную и заниженную самооценку — по 40 %. Дети с завышенной самооценкой очень быстро отвечали на вопросы, выбирая для себя наилучший вариант ответа, так как они бывают чаще всего в центре внимания и являются лидерами в детском коллективе. А дети с заниженной самооценкой ставят себя ниже других и выбирают наихудший вариант ответа, потому что не уверенны в себе, чаще всего задания выполняют не правильно. Адекватная самооценка — 20 %, школьники умеют правильно рассчитывать силы, знают на что они способны, родители и педагоги формируют сознательное отношение к своей деятельности и к своей роли в обществе.
- В сравнительной группе у 50 % школьников адекватная самооценка. Завышенная самооценка — 40 %. Заниженная самооценка — 10 %.
Следовательно, анализируя результаты трех методик подтвердили, что у детей младшего школьного возраста самооценка чаще завышенная или заниженная. Дети с такой неадекватной самооценкой, переоценивают себя и свои возможности, или вовсе недооценивают и не верят в себя.
У детей младшего школьного возраста с ЗПР не сформирована критичная самооценка, которая присутствует у детей этого возраста с нормальным развитием. Самооценка формируется под влиянием ближайшего социального окружения (родителей, педагогов, сверстников)
Такие выводы определяют направления коррекционной работы, которую необходимо направить на формирование самооценки младших школьников с ЗПР в процессе учебной деятельности.
Рекомендации, направленные на формирование адекватной самооценки младших школьников сЗПР:
Завышенная и заниженная самооценка требует пристального внимания педагогов и родителей. Младшие школьники с ЗПР нуждаются в коррекционно-развивающей работе, направленной на формирование адекватной самооценки. Для этого нужно следить за ее уровнем.
Обучение должно носить развивающую и коррекционную направленность. Развивающая направленность проявляется в помощи общему развитию ученика. Поэтому обучение младших школьников с ЗПР должно носить коррекционно-развивающий характер.
Так как у младших школьников с ЗПР нет самостоятельной самооценки, важно давать им и их поступкам объективные оценки. Они должны быть как положительные, так и отрицательные, чтобы у ребенка не произошло переоценивание себя.
Решающим является отношение окружающих и оценка своей деятельности. Нужно научить ребенка понимать себя и координировать свои действия в соответствии с требованиями социума.
Для младших школьников с ЗПР важен результат, а не процесс работы, поэтому нужно напоминать о контроле своих действий и результат, и правильно их оценивать.
Литература:
- Выготский Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — М.: Союз, 2004. — С. 257–321.
- Гусева Т И Каратьян Т В Психология личности Конспект лекций — Издательство: Эксмо, 2008г., 160 стр.
- Дудковская О. А. Особенности самооценки детей с легкой степенью умственной отсталости младшего школьного возраста / О. А. Дудковская, Н. Н. Шельшакова. — М.: Речь, 2005. — 324 с
- Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»)
- http://www.scienceforum.ru/2014/562/1733 — VI Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум»