Волонтерство как идея служения обществу такое же давнее понятие, как и «социум». Во все века были люди, которые реализовывали себя в общении и помощи своему сообществу.
Что являет собой волонтерская деятельность?
Волонтерство — это деятельность, которая направлена на предоставление безвозмездных услуг человеку или группе людей, не являющихся родственниками волонтера, без расчета на денежное вознаграждение. Эта формулировка наиболее точно определяет значение волонтерской деятельности. К сожалению, на сегодняшний момент нет юридического определения понятия «волонтер». И очень часто это слово употребляют в самых разных ситуациях. Например, волонтерами называют людей, которые участвуют в правительственных проектах и получают за это денежное вознаграждение. Многие спорят, что такая деятельность не является волонтерской, а имеет форму обычного наемного труда. Согласно вышесказанной формулировке, волонтерами можно назвать работников, которые трудятся на известных предприятиях без оплаты ради приобретения опыта. Однако таких людей не считают волонтерами.
Почему люди становятся волонтерами?
Люди становятся добровольцами по разным мотивам. Главные из них:
Благородная идея — она отражает принципы и важность деятельности.
Психологическая потребность — многие люди хотят сделать что-то полезное для общества. Во время участия в волонтерских программах у них появляется самоуважение и удовлетворение от работы.
Потребность в общении — по этой причине очень часто люди ищут работу в добровольных организациях.
Поиск новых возможностей и интересов — волонтерство часто связано с нестандартными подходами и новыми направлениями деятельности.
Возможность заработать — иногда становятся волонтерами ради финансового обогащения. Хотя добровольчество считается безвозмездным видом деятельности, но волонтер все равно что-то получает, если это предусмотрено организацией.
Самореализация — возможность улучшить свою карьеру. Будучи волонтером, можно установить новые связи и приобрести уважение в обществе.
Особенностью волонтерской деятельности является ее высокая социальная значимость и добровольность участия. Таким образом, ее участники имеют практически полную свободу выбора вида и форм деятельности. Кроме того, волонтерская деятельность не предъявляет жестких требований к опыту и квалификации работника.
Чтобы определить готовность к волонтерской деятельности, необходимо установить критерии и показатели готовности к этой деятельности. Выделяют четыре критерия: мотивационный, когнитивный, технологический и рефлексивный.
Мотивационный критерий обозначает направленность осознанного и положительного отношения к добровольческому труду и стремление к самореализации. Выделяют два главных мотива волонтерской деятельности: идеалистический мотив (чувство морального долга помогать другим) и мотив личностного роста (расширение социальных контактов, выгода, улучшение самооценки). Участвуя в добровольческой деятельности люди удовлетворяют одну или несколько потребностей или мотивов.
В когнитивном критерии выделяются такие показатели как знание методов работы с определенными группами людей.
Технологический критерий связан с реализацией деятельности, формированием функциональных систем действий.
Показатель технологического критерия — умение, необходимое для успешного выполнения добровольческого труда.
Рефлексивный критерий связан с осмыслением, осознанием мотивов, целей деятельности, через обращение к своему внутреннему миру, своему опыту жизнедеятельности. Рефлексия наряду с формированием мотивов является важной в подготовке волонтера. Адекватная целям мотивация и рефлексия обеспечат успешное осуществление этой деятельности.
Мотивационный, когнитивный, технологический и рефлексивный критерии в структуре готовности к волонтёрской деятельности взаимосвязаны.
Существует и ряд психологических барьеров, препятствующие участию личности в волонтерской деятельности.
Одни и те же факторы могут быть как стимулами, так и барьерами для волонтёра. На волонтерскую деятельность влияет социальное окружение, оно может как стимулировать, так и сдерживать волонтёрскую активность, это зависит от того, каково отношение близких людей к этому виду активности.
Другой пример — участие в добровольческой деятельности может повысить самоуважение, однако отсутствие опыта приводит к неизбежным неудачам и ошибкам, которые способны привести к снижению, а иногда и к потере уверенности в себе.
В связи с этими данными мы провели психологическое обследование студентов 1, 2 3 курсов факультета психологии и специального образования самарского государственного социально-педагогического университета.
Цель обследования: выявление эмоционального отношения к себе, проблемам детской инвалидности и волонтёрской деятельности у студентов ФПСО.
Диагностический инструментарий: «Цветовой тест отношений» (М. Эткинда)
Выборка: число обследованных студентов в возрасте 18–20 лет — 67 чел.; юношей — 2 чел, девушек — 65 чел.; участники обучаются по профилям: «Дошкольная дефектология», «Логопедия», «Специальная психология», «Психология образования».
- Количественный анализ:
1) Эмоциональное принятие
1.1.Эмоциональное принятие себя:
– полное эмоциональное принятие — 67 %;
– частичное эмоциональное принятие — 28 %;
– эмоциональное непринятие себя –5 %.
Таким образом, большая часть студентов ФПСО имеют полное эмоциональное принятие себя — отношение к себе как к личности, которая может совершать самостоятельный выбор.
1.2. Эмоциональное принятие «ограниченных возможностей здоровья»:
– полное эмоциональное принятие — 36 %;
– частичное эмоциональное принятие — 39 %;
– эмоциональное непринятие ОВЗ — 25 %.
Следовательно, практически все студенты эмоционально принимают человека с ограниченными возможностями здоровья, его как личности и какравноправного члена общества, с правами и обязанностями.
1.3. Эмоциональное принятие волонтёрской деятельности:
– полное эмоциональное принятие — 58 %;
– частичное эмоциональное принятие — 30 %;
– эмоциональное непринятие волонтёрской деятельности — 12 %.
Итак, студенты ФПСО признают волонтерство, так как эта деятельностьпомогает людям, нуждающимся в помощи.
2) Эмоциональная идентификация
2.1. Эмоциональная идентификация с деятельностью волонтёра:
– полное эмоциональное соотнесение (симбиоз) — 5 %;
– частичное эмоциональное соотнесение — 47 %;
– эмоциональная автономия — 48 %.
Из этого следует, что студенты ФПСО частично идентифицируют себя с деятельностью волонтера, так как волонтерство занимает много времени и студентам приходиться пропускать занятия.
- Качественный анализ:
1) Эмоциональный портрет себя: хочет производить приятное впечатление и получать одобрение со стороны окружающих. Необходимо чувствовать, что его ценят и им восхищаются. Обидчив и легко раним — когда его не замечают или когда он не получает заслуженного признания.
2) Эмоциональный портрет ребенка с ограниченными возможностями здоровья: нуждается в признании, чуткости, гармонии, ласке и нежности. Хочет производить впечатление, ищет популярности и восхищения. Стремится ликвидировать разрыв, который, как он чувствует, отделяет его от других.
3) Эмоциональный портрет волонтёра: стремиться к успеху. Хочет развиваться свободно, сбросить с себя оковы неуверенности, побеждать и жить насыщенной жизнью. Любит контакт с другими, энтузиаст по натуре. Восприимчив ко всему новому и увлекательному. У него много интересов и он хочет расширять сферы деятельности. На будущее смотрит оптимистично.
Литература:
- Азарова Е. С., Яницкий М. С. Психологические детерминанты добровольческой деятельности // Вестник Томского Государственного Университета. 2008. № 306. С.120–125
- Кудринская Л. А. Добровольческий труд в современной России: Монография. Омск: Издательство ОмГТУ, 2005. 132 с.