В работе описаны результаты исследования по проблеме профориентационных занятий, как фактора повышения психологической готовности.
Ключевые слова: профессиональный выбор, мотивация, психологическая готовность, профориентационные занятия
Выбор профессии — активная, свободная деятельность человека в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, осуществляющая подготовку к определенному роду трудовой деятельности.
В определении профессиональной направленности в отечественной психологии наметились три основных подхода: профессиональная направленность проявляется через интересы и склонности к профессии (Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, Ю. Д. Шелухин, С. П. Крягжде); профессиональная направленность имеет чисто процессуально-деятельностное содержание (В. Г. Немировский, Л. X. Джилавян); профессиональная направленность сосуществует наряду с различными группами «морально-мировоззренческих» (Б. И. Додонов) и «процессуально-деятельностных» мотивов (В. И. Ковалев).
Сущность профессиональной направленности также чаще всего определяется через установки, интересы, цели, склонности, убеждения (А. П. Сейтешев), отношения (Т. П. Маралова), потребности, мотивы (Н. Ю. Ткачева, Е. М. Никиреев), установки (А. С. Ткаченко) и др. Общность различных точек зрения на сущность профессиональной направленности заключается в рассмотрении ее как сложного целостного образования, как стороны направленности, как мотивационного образования личности.
Специфическими составляющими направленности выступают мотивационные образования (а в их структуре интересы) [1].
Интерес-мотив способствует ориентировке в какой-либо области, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности.
К следующему фактору выбора будущей профессии мы отнесли индивидуально-психологические особенности личности. В их основе лежат врожденные особенности, наиболее изученными из которых на сегодняшний день являются основные свойства нервной системы (Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын, Э. А. Голубева, И. В. Равич-Шербо, Т. Ф. Базылевич, В. М. Русалов и др.). Именно они определяют темперамент, характер, способности человека, формирование которых особенно активно идет в период предпрофессионального развития личности.
Различные профессии требуют и различных способностей. Определенные виды деятельности требуют особого таланта. Иные требуют умения согласовывать свои действия с действиями других. Для некоторых профессий необходимы творческие способности, оригинальность и самостоятельность мышления. Наличие определенных способностей может оказаться решающим фактором для достижения быстрого успеха в избираемой сфере деятельности, дает возможность получить хорошие результаты после соответствующего обучения и приобретения необходимого опыта [7].
К объективным факторам выбора профессии можно отнести уровень подготовки и информированность учащихся о профессии через комплекс имеющихся знаний. Анализ психологической литературы показал, что знания могут быть рассмотрены как усвоенная человеком информация, которая может существовать в самой различной форме (понятия, представления, образы и т. д.). Кроме общих и специальных профессиональных знаний, получаемых на этапе овладения профессией, целесообразно выделить еще одну самостоятельную группу — предпрофессиональных знаний. С нашей точки зрения, это знания о внешних проявлениях профессиональной деятельности, не включенных в личностную подсистему, характеризующиеся малодиффёренцированным, ограниченным представлением о мире профессий.
Кроме объективных и субъективных факторов выбора будущей профессии социальные так же оказывают существенное влияние на формирование представлений о себе и о мире профессий, тем самым опосредованно влияя на самоопределение и выбор будущей профессии подростка.
Последнее время мода на наиболее материально обеспеченные профессии (юридические, экономические) вызывает определенный бум. Однако, кроме внешнего стимула, данные профессии многих больше ничем не привлекают. Это в дальнейшем может привести к формированию чувства неполноценности и разочарованию в жизни человека. Этому так же способствуют и средства массовой информации.
В жизни ребенка каждый взрослый играет определенную роль. Отношения между педагогами, родителями и детьми приводят к формированию у детей установок, потребностей и интересов, которые во взрослой жизни оказывают влияние на выбор будущей профессии. Так хороший учитель является кумиром для своих учеников. Они хотят подражать и быть похожим на него.
Исследования относительно влияния родителей и сверстников на образовательные планы молодых людей дают несколько противоречивые результаты. Фактически большинство молодых людей согласуют свои планы и с родителями, и с друзьями. Как правило, мнение друзей подкрепляет пожелания родителей, потому что молодые люди общаются со сверстниками, цели которых во многом совпадают с целями родителей.
Таким образом, профессиональное самоопределение является условием выбора будущей профессии.
Э. Эриксон пришёл к выводу о том, что многие проблемы данного возраста связаны с трудностями построения временной перспективы. Одним из наиболее важных факторов, помогающих сделать правильный выбор, является не только компетентность во времени, но и осознание своих мотивационных установок (Л. И. Божович, Ж. Нюттен, Н. Н. Толстых).
Нередко оказывается, что, даже получив информацию (по результатам диагностики) о своих профессиональных интересах, склонностях и предпочтениях, структуре интеллекта, особенностях мотивационной сферы, подросткам нелегко объединить, интегрировать новые знания о себе и выстроить профессиональную перспективу.
Для выявления причин трудностей самоопределения может быть использована притча «Три мудреца». Эссе по мотивам притчи — это диалог, в котором раскрывается целый комплекс проблем, связанных с личностными особенностями подростка, а также выявляются ресурсы для дальнейшей работы. В процессе работы с притчей у школьников возникает образ будущего, но не абстрактный и нереалистичный, а непосредственно связанный с настоящим. Работа с притчей позволяет осознать свою жизнь в целостности, принять своё прошлое, без страха смотреть в будущее, активно действовать в настоящем.
Таким образом, работу со школьниками на этапе профессионального самоопределения можно начинать не со ставшей традиционной диагностики интересов и способностей подростков, а с активизации учащихся и выяснения особенностей построения временной перспективы, их отношения к прошлому, настоящему и будущему.
Как правило, учащиеся старших классов способны воспринимать время в единстве прошлого, настоящего и будущего.
Данные представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Временная перспектива (восприятие единства временной перспективы): 1 — единство временной перспективы; 2 — отсутствие единства временной перспективы
Анализ эссе позволил выделить пять специфических для типов восприятия психологического времени личности:
1 — отсутствие фиксации на каком-либо временном отрезке.
2 — фиксация на прошлом.
3 — фиксация на настоящем.
4 — фиксация на будущем
5 — слитое настоящее и будущее, т. е. восприятие настоящего и будущего как единого временного отрезка или «точечное» ощущение настоящего, настоящее как одно мгновение.
Данные представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Временная перспектива учащихся: 1- отсутствие фиксации на 1 временном отрезке; 2 — фиксация на прошлом; 3- фиксация на настоящем; 4- фиксация на будущем; 5- слитое настоящее и будущее (восприятие настоящего и будущего как единого временного отрезка).
В эссе учащихся профильного класса, в отличие от работ школьников общеобразовательных классов, почти всегда тема размышлений о времени переплетается с рассуждениями о себе, о своей перспективе. Более детальный анализ эссе позволяет заметить, что даже среди школьников, устремленных в будущее, некоторые из них относятся к нему настороженно. При дальнейшей работе с этими учащимися был выявлен высокий уровень тревожности.
В процессе анализа восприятия психологического времени личности в разных группах было замечено, что это — не статичное образование, а особенность, претерпевающая значительные изменения в процессе взросления.
В ходе контент-анализа эссе были выявлены темы, интересующие старших подростков: тема выбора, принятия решения; тема учёбы; тема профессии; тема тревоги, страха, боязнь возможной неудачи; тема достижений; тема семьи, рода (в эссе встречается как тема продолжения рода, так и тема прошлого своей семьи, сохранения семейных традиций, знания истории своей семьи); тема нравственности; философские темы и понятия (мир, человечество, тема жизни и смерти); тема толерантности (понимание того, что каждый имеет право на свою точку зрения); тема судьбы.
Выбор профессии предполагает наличие информации как о мире профессии в целом, о возможностях и требованиях каждой из них, так и о себе самом, своих способностях и интересах. Именно такой информации подросткам часто не хватает. Их отношение к профессиям зависит от сведений, полученных от родителей, знакомых, друзей, сверстников, средств массовой информации.
Главной целью профессионального самоопределения является постепенное формирование у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), самостоятельному поиску личностно значимых смыслов в конкретной профессиональной деятельности.
Для определения уровня профессиональной готовности была использована методика Л. Н. Кабардовой «Опросник профессиональной готовности».
К показателям уровня профессиональной готовности относят сформированность профессиональных намерений, их согласованность с интересами и личностной направленностью. Выделяют три уровня профессиональной готовности (УПГ): высокий (сформированность интересов, соответствие личных качеств избранной профессии, убеждение в правильности выбора, наличие профессиональных планов); средний (отсутствие устойчивого интереса и убежденности в правильности выбора, затруднения в профессиональном планировании); низкий (отсутствие профессиональных интересов и желания достичь высоких результатов, несоответствие особенностей профессиональной направленности личности требованиям профессии, негативная оценка себя).
Полученные данные показали, что суммарный процент высокого уровня профессиональной готовности (УПГ) — 48 %, средний уровень составил 46 %, низкий — 9,6 %. В контрольной группе все показатели ниже нормы.
Данные результаты представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Уровень профессиональной готовности
Следует при этом зафиксировать определенные гендерные отличия: у девушек более значителен процент как высокого (группа А — 46 %, А-1 -47 %) гак и низкого УПГ (группа А- 14 %, А-1–10 %). У юношей показатели распределились следующим образом: группа Б — высокий УПГ — 39 %, средний 52 %, низкий 8,5 %; группа Б-1 высокий уровень УПГ — 45 %, средний 49 %, низкий — 6 %.
К показателям уровня профессиональной готовности относится сформированность профессиональных интересов. Анализ структуры интересов позволил установить, что старшеклассники предпочитают традиционные для своего пола области знания и деятельности: у девушек приоритетными интересами являются интерес к моде, морали, легкой и классической музыке, путешествиям, сфера интересов юношей также носит традиционный характер (техника, философий, путешествия, спорт). Но качественный анализ динамики изменения структуры интересов выявил, что у девушек снижается интерес к традиционно женским видам деятельности и появляется склонность к области интересов, традиционно характерным для мужчин: растет интерес к географии (5,0 %), морали (8,5 %), спорту (6,8 %).
Следует отметить, что возможность высоких заработков по получаемой специальности учитывается юношами чаще, чем девушками, что не идет в разрез с традиционным образом мужчины, как «добытчика». Девушки при выборе профессии руководствуются стремлением к карьере, успеху, высоким доходам, престижу в обществе, что больше характерно для мужской системы ценностей. Юноши также смотрят на проблему выбора профессии прагматично и реалистично.
Таким образом, в ходе исследования гипотеза о том, что профориентационные занятия могут являться эффективным средством мотивирования профессионального самоопределения и развития самопознания старших школьников, полностью подтвердилась.
Литература:
- Абрамова Г. С. Возрастная психология. М.: Академия, 2007. 228 с.
- Абульханова К. Л. Принцип субъекта в отечественной психологии // Психология. 2005. Т. 2. № 4. С. 27–35.
- Вербицкий А. А., Креславская Е. Е. Диагностика понимания в контекстном обучении // Высшее образование в России. 2007. № 5. С. 13–23.
- Выготский Л. С. Психология развития человека. М.: Смысл: ЭКСМО, 2004. 136с.
- Кузнецова О. В. К проблеме мотивации выбора профиля обучения в подростковом возраcте // Ломоносов — 2005: материалы международ. науч. конф. студентов, аспирантов и молодых учёных. М., 2005. С. 221–222.
- Кузнецова О. В. Исследование сферы профессиональных интересов и склонностей в подростковом возрасте // Молодые учёные — московскому образованию: материалы V гор. конф. М., 2006. С. 134–136.
- Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Академия, 2006. 228 с