Проблема формирования у детей ответственности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Ответственность — это склонность личности придерживаться в своем поведении общепринятых социальных норм, исполнять свои обязанности, а также готовность давать отчет за свои действия перед обществом и самим собой. В жизни часто приходится сталкиваться с безответственностью людей: опоздал на работу, не выполнил поручение или задание в срок, не сдержал обещание, которое дал друзьям.
Ответственность как волевое качество необходимо ребенку-дошкольнику для будущей школьной жизни. В школе детям приходится делать то, что в данный момент делать не хочется. Во имя этого надо будет отказаться от чего-то интересного и приятного, надо будет преодолевать трудности. И тут, безусловно, требуется мобилизация волевых усилий, определенное самоограничение. Ответственность тесно взаимосвязана с такими качествами, как самостоятельность, свобода выражения собственных мыслей, инициативность. Чувство ответственности не возникает само по себе. Оно зарождается в дошкольном возрасте и начинается с добросовестного выполнения детьми требований взрослого, группы сверстников. Исследованиями содержания ответственности как качества личности у детей старшего дошкольного возраста занимались следующие авторы: З. Н. Борисова, Р. С. Буре, Т. И. Ерофеева, С.А Козлова, Н. А. Короткова, Н. Я. Михайленко, В. Г. Нечаева, С. Г. Якобсон и др.
Таким образом, можно заключить, что ответственность — это необходимое качество личности, которое надо воспитывать в дошкольном возрасте.
Процесс формирования ответственности у старших дошкольников представляет собой взаимосвязанную, последовательную реализацию трех этапов:
1 этап — формирование у детей представлений и мотивации выполняемой деятельности;
2 этап — становление практических навыков проявления ответственного поведения;
3 этап — осознанное применение накопленного опыта в собственной деятельности.
На первом этапе дети выполняют прямые указания взрослого выполнить работу. С целью развития представлений об ответственности, формировании мотивации, оценки самого себя и своих действий проводятся комплексные занятия «Ответственность — значит быть в ответе», «Что такое дружба?», «Поступки хорошие и плохие». Занятия по ознакомлению с художественной литературой формируют у детей различные нравственные качества, в том числе ответственность: это рассказы А. Гайдара «Чук и Гек»; Н. Носова «Карасик»; В. Дмитриевой «Малыш и Жучка»; Л. Толстого «Косточка»; В. Осеевой «Просто старушка»; Л. Пантелеева «Честное слово». После чтения и обсуждения прочитанного можно предложить детям разыграть некоторые ситуации, например, по рассказам Л. Толстого «Косточка», А. Барто «Помощница», В. Осеевой «Просто старушка». Не менее эффективны для формирования ответственности беседы: «Всегда ли вы выполняете свои обязанности?», «Ваши добрые поступки», «Вежливый человек — это…». С помощью беседы можно определить отношение ребенка к обсуждаемым вопросам, его личный опыт. Игры с правилами («Ласковые дети», «Назови себя», «Угадай, кто я?», «Подари цветок», «Разговор по телефону») предоставляют возможность развивать у детей способность познавать себя и других, учат умению общаться.
На втором этапе возможно применять проблемные ситуации с последующим анализом, который проводит сам ребенок, а также комплекс сюжетно-дидактических игр. Проблемные ситуации можно создавать воспитателю специально в различных видах деятельности: игровой, продуктивной, трудовой, учебной. Например, возникшая проблемная ситуация в игре — ребенок нечаянно сломал игрушку и просит сверстников не рассказывать воспитателю этот факт, чтобы не огорчать воспитателя. Примерные вопросы к детям: что произошло? как можно решить данную проблему? какие способы решения проблемы вы еще можете назвать? Дети должны самостоятельно обдумать ситуацию, выразить чувства виновника, назвать пути решения проблемы. Ответы детей следует анализировать по степени личной заинтересованности в изменении ситуации, по характеру сопереживания, по способности проявить ответственность за свои поступки.
Реализация третьего этапа осуществляется в обычной жизни детского сада. Основная цель — формирование осознанного ответственного поведения в жизненных ситуациях. Решающую роль в воспитании данного качества играет деятельность, имеющая общественно полезную направленность: посильные поручения, дежурства, обязанности, ориентирующие на оказание помощи, проявление внимания к другим. Старшие дошкольники ремонтируют книги, игрушки, делают поздравительные открытки, подарки для родителей, малышей, помогают взрослым убирать групповые помещения, готовиться к занятиям. Следует при этом помнить, что привлечение дошкольника к выполнению заданий без активизации его чувств, учета его интересов может воспитать у ребенка лишь привычку подчиняться. Он, конечно, будет выполнять обязанности дежурного, поскольку его назначили помогать взрослым, но при этом останется равнодушным к порученному делу, не будет стараться сделать его хорошо. Чтобы закрепить социально значимые мотивы, актуализировать их для ребенка, важно затронуть его эмоциональную сферу, его чувства. Например, вместе с другими детьми поблагодарить за выполненную работу, отметить, как приятно и радостно всем видеть аккуратно и красиво расставленные игрушки, тщательно разложенные на полке книги. Поощрительная оценка со стороны воспитателя создает благоприятную основу для развития самостоятельности, инициативы, а, значит, и для формирования ответственности.
Таким образом, в результате проведенной работы у детей сформируется четкое представление о значимости ответственности, выработается личное отношение к ответственности как одному из важнейших нравственных качеств человека. И к школе у детей сформируется ответственность к своим обязанностям, к выполнению заданий, поручений, появится ответственность за принятое решение, а также настойчивость в достижении результата.
Литература:
- Буре Р. С. Нравственно-трудовое воспитание детей в детских садах. — М. Просвещение. 1987 г.
- Козлова С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. — М.: Педагогика. 1988г.
- Козлова С. А. Мой мир. Приобщение ребенка к социальному миру. М.: Линка-пресс. 2000г.