Литература и искусство художественного слова в воспитании гармонично развитого поколения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (136) январь 2017 г.

Дата публикации: 18.01.2017

Статья просмотрена: 1668 раз

Библиографическое описание:

Ходжиматова, М. К. Литература и искусство художественного слова в воспитании гармонично развитого поколения / М. К. Ходжиматова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 2 (136). — С. 642-645. — URL: https://moluch.ru/archive/136/38128/ (дата обращения: 19.12.2024).



В этой статье идет речь о роли, значении и задаче литературы, исполнительского мастерства искусства художественного слова во всестороннем воспитании гармонично развитого поколения.

Ключевые слова: сцена, актёр, речь, образ, интерпретация, выразительность, сознание, чувство, характер, воображение, произношение.

Есть нечто такое, что в полной мере раскрывает человека, его духовный мир, и это искусство слова, художественная литература.

Каримов И. А.

Основные критерии настоящего человека современности ‑ это всестороннее осознание мира, жизни и правил социума. Для того чтобы познать мировоззрение, идеи, цели и стремления всех народов, живущих на Земле, необходимо проникнуть в интеллектуальный мир каждого человека. А это можно сделать чаще всего посредством литературы и художественного слова. На самом деле, венец природы — человек, и он в своих непрерывных стремлениях к счастливой, свободной жизни, о которой мечтал, связан с искусством, чтобы все желания стали реальностью повседневности. Наряду со многими другими видами искусства, художественная литература и театр имеет свое значимое место. Счастье возможно в мире, где царствует взаимопонимание и взаимоуважение, а все это достижимо только посредством познания мира другого человека, который приведет к уважению его мира именно с той точки зрения, в которой находится сам создатель этого мира, основываясь на мудрости своих предков. А самый удобный вид познания мира другого человека ‑ это художественная литература, наука, духовность и созидание. В течение многих веков и тысячелетий эстетическое наслаждение, красота, острый разум, художественная литература и театральное искусство, благодаря своей массовости, народности и воспитательной силе, были основным орудием против различных угроз исчезновения.

Сценические и экранные произведения, художественные произведения, передаваемые посредством телевидения и радио, афоризмы великих людей, используемые в рекламных роликах, тщательное изучение творческого наследия великих предков насыщает наш духовный мир светлыми познаниями и побуждениями, которые ведут нас к совершенству. В книге Махмуда Кошгари “Девон-у-луготит-турк” (Книга словарей тюркских народов) встречается изречение “Ардам баши — тил”, что значит исток всех добрых качеств — язык. Это свидетельствует о высокой оценке искусства слова в древние времена.

Многие ученые ставили слово на пьедестал добродетелей человека. Одним из таких мыслителей был Юсуф Хос Хожиб. Он называет язык переводчиком знаний и мыслей человека. Слово — средство выражение мыслей человека. Особенно оно важно для красивого описания жизни человека, для просвещения сознания и души, для формирования мировоззрения и настоящих человеческих качеств, коим и является главная цель и задача актерского творчества. Раскрытие главной идеи художественного произведения, передачи содержания и воспитательной силы, конечно же, достигается благодаря мастерству художественного слова и актерской интерпретации. Предмет “Сценическая речь”, главное выразительное средство актерского искусства, является главным фактором всех остальных средств и элементов искусства словесного исполнения. Результат достигается благодаря интонации слова, произношение формирует художественную форму слова. Это и является высшей целью сценической речи. Эта цель направлена на повышение выразительности живого слова и насыщение произносимого эстетической красотой и изяществом. Любимые произведения читателей, имевшие мировую славу, выходят на сцены и экраны, обретая еще большую глубину, четкость, яркость, эстетичность и целостность благодаря интерпретации режиссера и мастерству актера. Эти художественные произведения на многие годы остаются популярными, и впечатления остаются на всю жизнь, что и призывает к повторному наслаждению увиденным и услышанным. Это достижимо только если сочетание мимики, движений, действий, духовное и физическое состояние находится в ансамбле с выразительной речью актера.

Как говорил Алишер Наваи:

Как изящно иногда описание,

От глаз скрыто, но слуху видно.

Как известно, театр ‑ источник воспитания и образцов. А искусство художественного слова является неразделимой частью этого процесса. Гегель говорил: “Театр, пользуясь всеми благами музыки, танца, изобразительного искусства, одновременно создает отдельную почву для процветания “речи и его изящества”. Изящество речи определяется богатством познания человека, масштабом мышления и глубиной знания.

Нам известно, как с самых первых дней формирования узбекского национального театра деятели высоко ценили литературную речь, с очень большим вниманием следили за сценической речью. Долголетие спектаклей зависит от совершенства идейной основы сценического произведения, от художественного решения режиссера, многогранности мастерства актёра и неповторимой художественной выразительности, от силы и глубины слова. Именно благодаря этому сочетанию и высокому уровню мастерства, созданные сценические и экранные образы таких деятелей, как О. Хужаев, Ш. Бурхонов, Х. Умаров, О. Юнусов, С. Эшонтураева, исполненные мастерами слова К. Махсумовым,

М. Хамидовым и М. Юносовым, до сих пор хранятся в памяти нашего народа.

Язык произведения и сценическая речь многих исторических произведений, созданных на подмостках театра в независимости в прозе или поэзии, проходили через несколько фильтров и критических взглядов. Можно сказать, лучшие традиции узбекского театра с точки зрения сценической речи во многом обязаны усердным трудам и бдительности таких именитых мастеров слова, как Маннон Уйгур, Ятим Бабажанов. Именно они являются основоположниками узбекской сценической речи. Народная артистка Узбекистана, профессор Назира Алиева в своей книге “Моя жизнь в искусстве” писала о творчестве великого актера, народного артиста Узбекистана Олима Хужаева в роли Алишера Наваи и о том, как он тщательно следил за сценической речью не только своего исполнения, но и своих партнеров, так как твердо был убежден, что единственное неправильное произношение звука или неточная интонация может разрушить не только исполнения одного актера, но и негативно отразиться на всем спектакле в целом и снизит эстетическое наслаждение зрителя, приведет к недоверию с его стороны к тому, что происходит на сцене. Эта требовательность приводит к улучшению мастерства исполнения художественного слова и способствует постоянному тренингу сценической речи актерами, что в итоге обеспечивает чистоту произношения и повышает выразительность слова.

Позже, с первых дней формирования высшего учебного заведения, народный артист Узбекистана, профессор Назира Алиева и заслуженный деятель культуры Узбекистана профессор Лола Хужаева усердно создавали теоретическую часть, основываясь на практическо-творческой работе и достижениях узбекского театра на тот момент, и методологическую основу развития и передачи знаний новому поколению артистов. Труды этих первых педагогов и поныне являются основой преподавания сценической речи в театральных учебных заведениях нашей страны. Сегодня последователями этих наставников являются народные артисты Узбекистана Т. Азизов,

Э. Комилов, Х. Саъдиев, О. Салимов, М. Абдуллаева, заслуженные артисты Узбекистана

Н. Махмудова, М. Рахматов, заслуженный наставник молодежи И. Жуманов, мастера художественного слова Э. Ёрбеков, Р. Кодиров, Б. Магдиев и многие другие, которые делятся секретами своего мастерства с молодыми начинающими артистами и продолжают чтить традиции высокого уровня сценической речи на сцене. Следуя традициям, эти педагоги активно пользуются современными технологиями и передовыми методами педагогики для полнейшего охвата студентами тонкостей классической поэзии, классической и современной художественной литературы в целях воспитания достойного нового поколения исполнителей искусства художественной словесности и театрального искусства. Практическая часть обучения оптимально сбалансирована и подкреплена теоретическими основами, что в разы повышает уровень освоение навыков подрастающим поколением артистов узбекского театра.

Исходя из процессов и задач, приведенных выше, подготовка высококвалифицированных кадров в этой сфере ставит определенные задачи и ответственность перед Государственным институтом искусств и культуры Узбекистана. Если раньше больше внимания уделялось сценической речи в театре, то теперь усиливается ответственность слова в разных тематических программах, различных видах средств массовой информации, разнообразных шоу-программах, речи ведущих в массовых праздничных программах, выступлениях актеров с использованием фонограмм и т. д. Исходя из этих задач в институте наряду с предметом “Сценическая речь” введены такие дисциплины, как “Ораторское искусство”, “Мастерство ведущего”, “Мастерство художественной словесности” и другие.

В целях обеспечения высокого интеллекта, широкого мировоззрения и творческого воображения для совершенства и целостности создаваемого образа будущими артистами необходимо глубоко и всесторонне знакомить их с произведениями узбекской и мировой литературы, автобиографическими и документальными материалами великих деятелей, королей и философов. Необходимо теоретическими материалами подкреплять знания из смежных сфер, таких как литературоведение, история и т. д. Только благодаря всестороннему изучению словесного материала, может быть достигнута целостность актерского исполнения и создания высокохудожественного образа. Наряду с этим, важно чтобы будущие артисты умели передавать эмоциональный вес текста и дополнять картину мастерством живого слова в процессе дубляжа в существующих на каждом телеканале студиях дубляжа. Они должны четко соблюдать нормы литературного произношения как в литературно-художественных, научно-популярных и историко-биографических материалах, так и в публицистике, документалистике, не снижая высокий уровень художественности. Это требует качественной технической подготовки и соответствующих материалу знаний. Эти цели и задачи призывают профессионалов и молодых творческих людей к новым исследованиям в области педагогики искусства, изучению опыта развитых стран в теоретическом и практическом исследовании искусства художественного слова, призывают к международному сотрудничеству. Литературный редактор, режиссер и ведущий в теле- и радиопередачах ответственны за полное раскрытие темы и обеспечение выразительности картины посредством досконального изучения и овладения текста. Для этого необходимо знать нормы и правила языка, литературу, владеть высоким уровнем техники речи и уметь работать и руководить процессом работы над словом.

На самых ранних этапах изучения “Сценической речи” как одного из основных предметов специальности в театральном искусстве студентов поэтапно приучают выбирать качественный отрывок из произведений узбекской и классической литературы, изучить автора и все произведение выбранного отрывка, значимость раскрытых идей в обществе того времени, когда был написан текст. Производить сравнительный анализ данного произведения с произведениями других авторов того времени или с другими произведениями того же автора и т. д. Все это делается строго поэтапно, все больше углубляясь в детали, и с малых форм переходят в более крупные формы художественной литературы. На первом этапе проводимые все занятия направлены на выявления творческих способностей студента, его сильных и слабых сторон. Поэтому и технические упражнения, и способы их подкрепления, и выбранные отрывки осуществляются в соответствии органичности творческого характера, возможностей обеспечения естественности. Этот процесс имеет огромное значение в становлении молодого артиста и при правильном осуществлении выбора приводит к теоретически обоснованным знаниям и умениям работать как с текстом, так и над текстом разного жанра и направления.

Постоянное сотрудничество с “Актерским мастерством” в будущем является залогом и незаменимым средством создания сценического образа, творческого подхода толкования роли, освоения новых знаний и формирования навыков в процессе работы над квалификационно-выпускной работой — дипломным спектаклем. На сцене цена слова возрастает в несколько раз, чем в жизни, что повышает ответственность актера перед зрителями в точной и совершенной передаче смысла и цели произносимыми словами. Чтобы это чувствовать, и педагог, и студент ни на секунду не должны забывать, что “слово является кровеносными сосудами сценического искусства”. В процессе работы над текстом необходимо обратить большое внимание на идейное содержание произведения, логическую последовательность развития событий, на смысловую нагрузку слова в раскрытии характера персонажа, что является основной частью работы над текстом и освоении речи создаваемого образа. Необходимо точно определить важность использования именно этих слов и в этом порядке, какой смысл лежит в основе этой фразы, какой подтекст возлагает автор на те или иные куски речи персонажа.

Один из первых этапов работы студента над текстом является работа над описательными отрывками их художественного произведения. Первые требования в создании описания пейзажа — “видеть”, “чувствовать” и “реагировать” ‑ лежат в основе дальнейших работ над текстами, и всестороннее освоение этих навыков дает возможность полнее овладеть мастерством в исполнении малособытийных или единособытийных произведений.

Исполнитель художественного текста в единстве с замыслом автора может достичь поставленных целей, только если в первую очередь в произведении конфликтные ситуации возрастают постепенно и логически. Актер должен владеть всеми важными техническими навыками и знать все подробности о персонаже, о его жизни и деятельности, манере общения, происхождения, характера и настроения ‑ одним словом, весь внутренний и внешний мир создаваемого образа. Это достигается благодаря упорному труду над текстом. Только благодаря образному мышлению в нескольких минутах, путем проживания жизни в предлагаемых условиях достигается выразительность и правдивость произносимых актерами слов. Через понимание и открытие событий в исполняемом отрывке у актера появляется постепенно соответствующее физическое состояние и воплощение. А это влияет на речь и темпоритм. Темпоритм вместе с речью находятся в связи между собой с внутренним состоянием. Первые аналитические беседы и примирение стилей образного повествования в работе над художественным отрывком подготовит почву для работы над многособытийным отрывком, законченным произведением или моноспектаклем.

Вымышленное видение в соответствии с эстетическим восприятием содержания художественного произведения достигается путем пересказа произведения или отрывка. В процессе пересказа четко видно, какие события, факты и образы оставили наиболее яркий свет в памяти актера. Актер находит свой стиль исполнения отрывка путем сбора внимания вокруг одного образа, исходя из состояния которого, логически связывает отдельные куски, и становится ясно, что он упустил из виду и как нужно помочь растолковать образ для соответствия изначальной идее автора. Сценическое слово отличается своим глубоким смыслом, выразительными действиями и движениями. Актер должен всесторонне изучить смысл, содержание и звучание произносимого текста и непрерывно упражняться в направлении в определенную точку восприятия — сознание, воображение, эмоции. Актер, работая над текстом, над ролью, должен точно определить, на какие точки восприятия он будет целенаправленно действовать и по отношению к партнеру, и по отношению зрителей или слушателей. Он должен определить, какие реакции хочет вызвать у зрителя ‑ эмоциональные, бурное воображение или понимание. После определения идеи автора для каждого персонажа, сверхзадачи и ведущего действия произведения внимание уделяется слову и его логическому составляющему, звучанию (для передачи эмоциональной окраски речи). Только в совокупности всех этих элементов и прохождения вышеуказанных процессов достигается возможность полноценной передачи идеи, создания образа и ровного, глубокого, смыслового, выразительного исполнения текста произведения.

Мы должны направлять молодежь на изучение литературного наследия великих предков и порождать любовь к художественной литературе. Когда будущие актеры, мастера художественного слова обретут необходимые знания и любовь к художественной литературе, основанной на понимании ее, тогда через их исполнения и воплощение мы можем передавать идею великих мыслителей через подмостки и экраны. Именно такие исполнители останутся в памяти народа как лицо истинной добродетели и знания.

Как итог всего вышесказанного, хотим привести слова первого президента Узбекистана И. Каримова, написанные в книге “Высокая духовность ‑ непобедимая сила”, о главном факторе духовного воспитания: “Говоря о поисках дороги к душе человека такими силами, как искусство и культура, все мы хорошо понимаем: каждый талантливый человек — своеобразный мир, именно поэтому учить уму разуму творческих людей, тем более пытаться управлять ими, невозможно. Но в этой жизни есть такие священные силы, которые могут объединить их, вдохновить на новые творческие достижения, и они тесно связаны с понятиями родины, благо народа, добродетели и человеколюбием. Если каждый творческий человек в своих произведениях сделает своей главной целью бессмертные идеи, если он сможет воплотить их своим художественным мастерством, без всяких сомнений и литература, и культура, и искусство в подлинном смысле прослужит духовному величию и сможет полностью выполнить свою социальную задачу”.

Литература

  1. Каримов, И. А. “Высокая духовность ‑ непобедимая сила” — Т.; Маънавият, 2008. –‑ с.
  2. Сайфуддинов, А. Ф. “Художественное произведения и мастерство исполнения” — Т.; Фан, 1980.‑ ‑ с.
  3. Иномхужаев С., Хужаева Л. ”Искусство художественного слова” — Т.; Издательство литературы и искусства имени Г. Гулом, 1972.‑ ‑ с.
Основные термины (генерируются автоматически): художественное слово, сценическая речь, художественная литература, произведение, Художественное произведение, процесс работы, слово, создаваемый образ, текст, узбекский театр.


Похожие статьи

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

В статье рассматривается содержание опыта работы МДОУ д/с № 98 по созданию условий для творческого самовыражения через театрализованную деятельность детей.

Сценическая речь в измерении педагогического мастерства

В статье рассматривается педагогическое мастерство учителя, овладения им мастерством как сложный и динамичный процесс формирования системы педагогических компетенций, а также, умение учителя влиять на учеников в процессе общения.

Развитие личности дошкольника средствами искусства

В статье рассматриваются закономерности психического развития дошкольника, проблемы психологии детского творчества. В центре внимания авторов — огромное воспитательное значение искусства для ребёнка дошкольного возраста и пути решения задач педагогик...

Изобразительная деятельность как средство развития творческого потенциала дошкольника

В статье раскрыты возможности изобразительного искусства по подготовке нового поколения работников дошкольного образования, которое требует от него единства знаний, умений и готовности качественно конструктивно действовать.

Роль изобразительного искусства в гармоничном развитии ребенка дошкольного возраста

Занятия изобразительной деятельностью — это важное средство развития личности дошкольника.

Основы производственной эстетики

В статье кратко рассмотрены эстетическое совершенствование условий труда и отдыха на производстве и ее роль в эстетической организации производственной среды, приобретение все большего значения этих аспектов в процессе повышения качества продукции и ...

Педагогический опыт по теме «Театр, творчество и дети»

Театрализованная деятельность развивает у детей творческие способности, раскрывая, раскрепощая его как личность, в то же время дает ребенку взаимодействовать со сверстниками, взрослыми включая его многогранный процесс совместного творческого общения.

Художественное воспитание детей дошкольного возраста

В статье рассматривается содержание, компоненты художественного воспитания детей дошкольного возраста, особенности методики; подчеркивается значимость этого процесса для формирования личности ребенка.

О роли коллективного воспитания в актёрском классе

Настоящая статья посвящена проблемам совместного обучения актёров и режиссёров, фундаментальной школе актёрского мастерства, методам и формам занятий, воспитанию всесторонне развитых творческих кадров.

Формирование личности подростка в условиях школы современного танца

Данная статья посвящена процессу формирования личности подростков в условиях школы современного танца. Подростковый период — самый сложный период становления личности; это и ответственный этап, где складываются основы нравственности, формируются соци...

Похожие статьи

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

В статье рассматривается содержание опыта работы МДОУ д/с № 98 по созданию условий для творческого самовыражения через театрализованную деятельность детей.

Сценическая речь в измерении педагогического мастерства

В статье рассматривается педагогическое мастерство учителя, овладения им мастерством как сложный и динамичный процесс формирования системы педагогических компетенций, а также, умение учителя влиять на учеников в процессе общения.

Развитие личности дошкольника средствами искусства

В статье рассматриваются закономерности психического развития дошкольника, проблемы психологии детского творчества. В центре внимания авторов — огромное воспитательное значение искусства для ребёнка дошкольного возраста и пути решения задач педагогик...

Изобразительная деятельность как средство развития творческого потенциала дошкольника

В статье раскрыты возможности изобразительного искусства по подготовке нового поколения работников дошкольного образования, которое требует от него единства знаний, умений и готовности качественно конструктивно действовать.

Роль изобразительного искусства в гармоничном развитии ребенка дошкольного возраста

Занятия изобразительной деятельностью — это важное средство развития личности дошкольника.

Основы производственной эстетики

В статье кратко рассмотрены эстетическое совершенствование условий труда и отдыха на производстве и ее роль в эстетической организации производственной среды, приобретение все большего значения этих аспектов в процессе повышения качества продукции и ...

Педагогический опыт по теме «Театр, творчество и дети»

Театрализованная деятельность развивает у детей творческие способности, раскрывая, раскрепощая его как личность, в то же время дает ребенку взаимодействовать со сверстниками, взрослыми включая его многогранный процесс совместного творческого общения.

Художественное воспитание детей дошкольного возраста

В статье рассматривается содержание, компоненты художественного воспитания детей дошкольного возраста, особенности методики; подчеркивается значимость этого процесса для формирования личности ребенка.

О роли коллективного воспитания в актёрском классе

Настоящая статья посвящена проблемам совместного обучения актёров и режиссёров, фундаментальной школе актёрского мастерства, методам и формам занятий, воспитанию всесторонне развитых творческих кадров.

Формирование личности подростка в условиях школы современного танца

Данная статья посвящена процессу формирования личности подростков в условиях школы современного танца. Подростковый период — самый сложный период становления личности; это и ответственный этап, где складываются основы нравственности, формируются соци...

Задать вопрос