Коммерческая организация — это основной вид экономических субъектов. Согласно ст. 50 ГК РФ коммерческими являются организации, «преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности». Владельцы предприятий могут устанавливать другие задачи, однако деятельность подобных организаций в первую очередь направлено на получение прибыли.
Хотя организационные формы и виды деятельности разнообразны, прибыль всех коммерческих организаций формируется схожим образом. Она появляется в тех случаях, когда потребители готовы заплатить за товары, выпущенные предприятием, больше, чем потрачено на их разработку, производство и продажу. В бухгалтерском балансе это выражается в форме превышения доходов над расходами.
Важное место в образовании расходов организации занимает закупочная деятельность. Часто она является основным фактором формирования себестоимости выпускаемых товаров и услуг. Следовательно, данная функция во многом определяет финансовое состояние фирмы и перспективы ее развития [2, С. 9].
Движение материальных ресурсов формирует ряд сопутствующих потоков. Прежде всего, это финансовый и информационный поток. Из-за этого снабжение не может ограничиваться управлением поставками материальных ресурсов и услуг. Например, это показано в 1. Этот подход к закупочной деятельности, по мнению автора, лучше определяет эту функцию предприятия. В соответствии с этим подходом она может быть определена как работа, целью которой является «формирование материального и взаимосвязанных потоков, обеспечивающих потребности стабильного функционирования и планомерного развития промышленного предприятия посредством снабжения основной деятельности необходимыми материальными ресурсами, услугами, предметами труда должного качества, в требуемых объемах и по оптимальным ценам» [4, С. 138].
Закупочная деятельность в организациях выполняет ряд важных функций:
– выявление конкурентоспособных и надежных поставщиков;
– получение необходимой для производства продукции с минимальными полными издержками;
– поддержание требуемого уровня качества покупных материально-технических ресурсов;
– Сокращение запасов и организация непрерывного функционирования цепочке поставок;
– Интеграция снабжения и других функций организации.
Товарно-материальные ценности, необходимые для функционирования организации разнообразны. Это порождает множество способов влияния закупочной деятельности на эффективность фирмы. Все материально-технические ресурсы можно разделить на две части, связанные с их назначением в функционировании фирмы:
– предметы труда;
– ресурсы, обеспечивающие функционирование организации.
Товарно-материальные ценности, являющиеся предметами труда — это «продукты, вещи, которые подвергаются воздействию человека в процессе производства. Предметы труда участвуют в процессе производства один раз и полностью переносят свою первоначальную стоимость на готовую продукцию [5].
Снабжение, связанное с поставками предметов труда является более заметной.
Во-первых, это обязательный элемент производственного цикла. Стоимость товарно-материальных ценностей, которая формируется в результате осуществления закупочной деятельности, составляет значительную долю себестоимости выпускаемой продукции, а качество закупаемых ресурсов отражается на ее качестве. Суммарно два этих фактора определяют конкурентоспособность продукции организации.
Во-вторых, закупочная деятельность влияет на оборачиваемость капитала. Увеличение сроков поставки увеличивает потребность организации в оборотном капитале, который формируется за счет собственного капитала и заемных средств. Увеличение доли собственного капитала, замороженного в оборотных активах, не позволяет направить его на альтернативные виды деятельности. Увеличение заемных средств повышает стоимость обслуживания долга. В обоих случаях снижается рентабельность. В случае если эффективная закупочная деятельность приводит к уменьшению срока оборачиваемости, рентабельность напротив повышается.
Ресурсы, обеспечивающие деятельность организации — это материальные и нематериальные объекты, необходимые для нормальной работы оборудования. Они включают запчасти, горюче смазочные и расходные материалы, а также другие товары и услуги. Главная трудность, возникающая при снабжении организации этими ресурсами — непредсказуемость их расходования. В результате предприятию нужно искать компромисс между заморозкой средств в запасах и риском остановки производства. Подразделения, занятые снабжением, в данном случае должны выбрать контрагентов, условия договоров с которыми максимально соответствуют этому компромиссу. Также требуется сбор и актуализация данных о способах организации срочных закупок в ситуациях, когда риск остановки производства реализовался.
Разнообразие видов товарно-материальных ценностей и ситуаций, в которых они требуются, делает необходимым использование множества инструментов для обеспечения эффективности снабжения.
Выбор способа осуществления закупочной деятельности определяется многими факторами. Например, закупка у безальтернативного поставщика осуществляется по следующим причинам:
– поставщик обладает уникальной технологией;
– поставщик обладает эксклюзивными правами на производство ресурса;
– поставщик является аффилированным лицом с предприятием, осуществляющим закупку;
– материальные ресурсы приобретаются в условиях ограниченного времени по причине действия обстоятельств непреодолимой силы;
– другие причины.
Для государственных органов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, других юридических лиц, контролируемых властями различного уровня, действуют особые правила. Например, статья 93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ устанавливает исчерпывающий список причин осуществления закупок у безальтернативного поставщика. Подобная конкурсная процедура, объявленная без ссылки на один из пунктов указанной статьи, может быть опротестована [3, С. С. 93].
Одноэтапный тендер проводится в ситуациях, когда несколько потенциальных поставщиков претендуют на заключение договора. Его назначение — выбор контрагента с наилучшими в данной ситуации условиями продажи. Существует несколько видов конкурсных процедур, обладающих своими особенностями.
По участию поставщиков в конкурентной процедуре, конкурсы могут быть разделены на очные и заочные. Распространенным методом проведения заочного конкурса является сбор и анализ коммерческих предложений. Глубина проработки этих предложений выбирается организаторами конкурсной процедуры. Такой вид тендеров часто применяется для закупки относительно дешевых товарно-материальных ценностей. Очные тендеры — это различные формы переговоров уполномоченных сотрудников фирмы с представителями потенциальных поставщиков. Главной положительной стороной данной процедуры является возможность изменения условий поставки в результате открытой конкуренции участников. Отрицательной стороной является ее стоимость. Необходимость направлять своих сотрудников в командировку, что часто бывает необходимо для участия в очных конкурсных процедурах, вынуждает потенциальных поставщиков нести дополнительные расходы. Соответственно, участие возможно только в ситуации, когда потенциальный заказ является достаточно привлекательным.
Вторая важная классификация конкурсов — их деление на закрытые и открытые. Информация об открытых тендерах распространяется среди неограниченного числа поставщиков, каждый из которых имеет право принять участие в конкурсной процедуре. Закрытые тендеры предполагают приглашение нескольких потенциальных контрагентов, заранее выбранных закупочными подразделениями предприятия. Плюсом закрытого тендера являются меньшие затраты времени. Это вызвано тем, что к участию в нем обычно приглашаются проверенные поставщики. Следовательно, отсутствует необходимость дополнительной проверки добросовестности участников. При этом предложения потенциальных поставщиков могут оказаться хуже рыночных. Открытый тендер уменьшает этот риск, но требует от сотрудников фирмы более тщательной проверки потенциальных контрагентов.
Две перечисленные классификации позволяют выделить четыре типа конкурсных процедур. Эффективное снабжение фирмы материально-техническими ресурсами возможно только в случае понимания их сильных и слабых сторон. На этой основе организация должна разработать критерии выбора формы осуществления закупки. Часть из них может быть заимствована из нормативно-правовых актов, регулирующих снабжение государственных и муниципальных органов и организаций. Например, подобные критерии содержатся в Федеральных законах «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ и «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 N 223-ФЗ.
Каждый вид конкурсных процедур имеет собственные преимущества и недостатки. По этой причине для наиболее важных видов закупочной деятельности предприятия используют многоэтапные тендеры. Формы проведения отдельных этапов таких тендеров могут отличаться. В результате появляется возможность, комбинируя формы, совмещать их преимущества и нивелировать недостатки. Однако этот подход имеет свои отрицательные стороны. В частности, проведение нескольких этапов занимает больше времени, чем одноэтапный тендер, возрастают затраты на закупочную деятельность. Это вынуждает организации использовать процедуру многоэтапного тендера только в особенных случаях. Например, для закупки материально-технических ресурсов, определяющих конкурентоспособность компании или для поставок, имеющих высокий удельный вес в бюджете.
Роль закупочной деятельности чрезвычайно важна для любой современной организации. По этой причине создано множество инструментов работы с поставщиками. Каждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны. В результате важнейшими целями закупочной деятельности сегодня являются поиск оптимальных способов осуществления снабжения в конкретных ситуациях и компенсации отрицательных черт выбранных инструментов.
Литература:
- Дыбская В. В., Зайцев Е. И., Сергеев В. И., Стерлигова А. Н. Логистика: полный курс МВА. — М.: Эксмо, 2008
- Невматулина Г. Ф. Совершенствование механизма управления материально-техническим снабжением промышленного предприятия на базе автоматизации. автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. — Махачкала, 2004.
- Лобанова О. Л. Закупочная деятельность в вопросах и ответах // Советник бухгалтера бюджетной сферы. — 2014. — № 6. — С. 92–98.
- Старожук Е. А., Савченко В. В. Закупочная деятельность хозяйственных субъектов в условиях рыночной экономики // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). — 2016. — № 3. — С. 137–141.
- Предметы Труда — это... Что такое Предметы Труда? //. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/business/10501 (дата обращения: 11.01.2017)