Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях группы компенсирующей направленности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (136) январь 2017 г.

Дата публикации: 13.01.2017

Статья просмотрена: 776 раз

Библиографическое описание:

Кулишкина, С. А. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях группы компенсирующей направленности / С. А. Кулишкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 2 (136). — С. 604-605. — URL: https://moluch.ru/archive/136/38133/ (дата обращения: 17.10.2024).



С чего начинается Родина?!

У каждого человека найдется свой ответ на вопрос: родина — это страна, в которой он живет; город, в котором родился; семья, которая любит и принимает в любой ситуации. А еще, родина начинается с уважения! Уважения к старшим, сверстникам, к ценностям духовным и культурным. Уважение приходит не само по себе. Оно возникает тогда, когда ребенок с малых лет видит перед глазами пример для подражания. Кто является этим примером? В первую очередь семья — мама и папа, почитающие своих родителей; бабушки и дедушки, бережно хранящие семейные традиции; родственники, собирающиеся вместе за праздничным столом.

К сожалению, в настоящее время не в каждой семье имеются традиции и, не каждый ребенок знает историю своего рода и, тем более, родного края.

Поэтому, данная проблема является очень актуальной для современного общества, в общем, и для дошкольного образования, в частности.

Следует отметить, что в соответствии со статьями Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС ДО одним из приоритетных направлений российской системы образования является воспитание у детей патриотизма, уважения к окружающим, трудолюбия. [2] Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства — один их основных принципы дошкольного образования. [1]

Необходимость решения задач по формированию первичных представлений ребенка о себе, других людях, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках особенно остро стоит в группах компенсирующей направленности, в том числе и для детей с задержкой психического развития. Это обусловлено наличием недостаточного запаса у детей с ОВЗ представлений об окружающем мире, узостью кругозора ребенка, ограниченного обиходно-бытовыми рамками, недостаточной сформированностью функций произвольного внимания, памяти и других высших психических функций.

Для решения данной проблемы, в нашем ДОУ был разработан масштабный проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников с ЗПР, основной целью которого было знакомство детей с социокультурными ценностями русского народа. В процессе работы над проектом были определены следующие направления: знакомство с отечественными традициями и праздниками, знакомство с героическим прошлым Волгоградской области, а также формирование представлений о природных ресурсах родного края.

В детском саду дети группы компенсирующей направленности вместе с детьми групп общеразвивающего вида участвуют в праздниках, развлечениях, мероприятиях, организованных ДОУ совместно с различными социальными институтами: музеями, творческими коллективами города, ВолГИ и другими. Вся работа проводится в тесном взаимодействии с родителями воспитанников, которые с удовольствием принимают активное участие в проекте.

Знакомство детей с отечественными и семейными традициями и праздниками происходит в процессе проведения народных этнических праздников, развлечений, конкурсов, акций.

На масленице — дети в народных костюмах провожают зиму, поют песенки, читают заклички, едят блины.

Участие в развлечениях и конкурсах в рамках проекта «Игры наших бабушек и дедушек» позволило познакомиться с семейными традициями воспитанников детского сада. Дети узнали, какие игрушки были у их мам и пап, бабушек и дедушек. Имели возможность изготовить игрушки своими руками на мастер-классах.

Конкурсы «Папа, мама, я — спортивная семья», «Моя семья — моя радость» вызвали чувство радости у детей и взрослых, помогли эмоциональному сближению семей, а также позволили выявить талантливые династии.

В течение года дети посещают тематические краеведческие выставки, организованные музеем и библиотекой № 14. Принимают участие в городских конкурсах. В тематической выставке-конкурсе «Пасхальный сувенир» в рамках проведения городского фестиваля декоративно-прикладного творчества «Золотые крупицы мастерства». В открытой городской выставке декоративно-прикладного и изобразительного искусства «Русь православная». В городской тематической выставке-конкурсе практико-ориентированных и творческих проектов «Зимние фантазии».

Эти мероприятия способствуют формированию у детей представлений о семейных традициях и народных праздниках.

Воспитание патриотических чувств у детей было целью проекта «Громкое эхо Победы». Участие в проекте позволило познакомить детей с основными событиями Второй мировой войны, с героическим подвигом русских солдат, защищавших Сталинград. В рамках проекта были проведены занятия, посвященные победе русской армии в Сталинградской битве. Состоялась встреча с военнослужащими воинской части № 73420. Ребята с восхищением слушали рассказы солдат об армейской службе. Тематическая встреча с родителями и детьми «Громкое эхо Победы» помогла в доступной форме дать представление детям о родах войск и боевых заданиях. А родители в очередной раз смогли вспомнить о великом подвиге русского народа. В детском саду была организована выставка, посвященная 70-летию Победы. Педагоги, воспитанники и родители участвовали в нескольких городских конкурсах: конкурс экологического творчества «Эко-Инфо» в номинации «Экологическая грамота — буклет» по теме: «Город — герой Волгоград»; конкурс детского экологического творчества «Успей спасти планету» в номинации «Открытка ветерану».

В ДОУ также проводится активная работа по формированию у дошкольников с ОВЗ представлений о природных ресурсах родного края, животном и растительном мире Волгоградской области. Наряду с расширением кругозора, обогащением словарного запаса и развитием мыслительных процессов, педагоги решают задачи по воспитанию бережного и уважительного отношения к природе. В детском саду проводятся различные мероприятия, праздники и акции: «День птиц», «Украсим землю цветами», «Помогите птицам зимой», «Птичья столовая», «Чистый дворик» и другие. Ребята участвуют в городских конкурсах: «Лики природы», «Цветы для моей мамы», «Азбука безопасности», «Вторая жизнь вещей», «Эко — Инфо». На тематических занятиях знакомятся с природными памятниками области.

Работа, проводимая в нашем детском саду по всем трем направлениям, не только способствует формированию первичных представлений ребенка о себе, о родине, о социокультурных ценностях и традициях нашего народа, но и помогает успешной социализации дошкольников с ОВЗ. Хочется отметить и роль родителей в реализации проекта. Папы и мамы, бабушки и дедушки становятся активными участниками педагогического процесса. С удовольствием откликаются на предложения педагогов об участии в различных акциях. А также проявляют инициативу в подготовке и организации совместных мероприятиях в рамках проекта.

Литература:

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

2. http://www.zakonprost.ru/article/290

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, родной край, Волгоградская область, дошкольное образование, знакомство детей, компенсирующая направленность, конкурс, первичное представление ребенка, праздник.


Похожие статьи

Социально-коммуникативное развитие младших школьников с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности

Патриотическое воспитание дошкольников в процессе выполнения заданий краеведческой направленности

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края при взаимодействии с родителями

Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств личности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья во внеурочное время

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников

Формирование навыков взаимодействия со сверстниками у детей 3–4 лет, воспитывающихся в условиях Дома ребенка

Патриотическое воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжелые нарушения речи, и их родителей

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в работе учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения

Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Социально-психологическая поддержка старших дошкольников как условие успешной адаптации к школе

Похожие статьи

Социально-коммуникативное развитие младших школьников с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности

Патриотическое воспитание дошкольников в процессе выполнения заданий краеведческой направленности

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края при взаимодействии с родителями

Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств личности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья во внеурочное время

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников

Формирование навыков взаимодействия со сверстниками у детей 3–4 лет, воспитывающихся в условиях Дома ребенка

Патриотическое воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжелые нарушения речи, и их родителей

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в работе учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения

Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Социально-психологическая поддержка старших дошкольников как условие успешной адаптации к школе

Задать вопрос