В статье проведен обзор проектов государственно-частного партнерства в Европейских странах за первое полугодие 2016 года. Проанализированы функционирующие проекты ГЧП.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, мировая практика ГЧП
Государственно-частное партнерство (ГЧП) — форма сотрудничества государственных структур (на федеральном, региональном или муниципальном уровнях) и частного сектора в тех сферах, которые ранее традиционно считались зоной ответственности государства. Взаимодействие государства и частных компаний для решения общественно значимых задач имеет давнюю историю. Особенно интенсивно государственно-частное партнерство стало развиваться в мире, в том числе в Евросоюзе, в последние два десятилетия, и его значимость растет с каждым годом.
Проведем обзор рынка государственно-частного партнерства на европейском рынке в первом полугодии 2016 по данным Европейского инвестиционного банка.
Основные факты:
‒ 40 сделок достигли стадии финансового закрытия с общей стоимостью 7,8 млрд евро.
‒ По сравнению с 1 полугодием 2015 года, произошел рост рынка (+ 72 % в стоимостном выражении)
‒ Девять стран завершили минимум по одному ГЧП-проекту
‒ В Великобритании завершили наибольшее количество проектов. Эта страна так же является самым крупным рынком ГЧП по объему инвестиций в проекты.
‒ Транспортный сектор занимает более чем одну треть от общего объема рынка ГЧП. Самый активный сектор по количеству подписанных проектов
Глобальные тенденции
Совокупная стоимость проектов ГЧП, которые достигли стадии финансового закрытия на Европейском рынке в 1 полугодии 2016 года составила 7,8 млрд евро. Как показано на рисунке 1, этот показатель увеличился на 72 % по сравнению с 1 полугодием 2015 года.
Рис. 1. Европейский рынок ГЧП по объему инвестиций и количеству проектов
В первой половине 2016 года 40 ГЧП-проектов достигли стадии финансового закрытия (для сравнения только 27 ГЧП-проектов завершились в первом полугодии 2015 года, рост за изучаемый период составил 48 %).
Средний размер общих инвестиций в подписанных проектах за первое полугодие 2016 года составил 194 млн евро, что на 9 % больше по сравнению с первой половиной 2015 г.
Четыре крупных проекта достигли финансового закрытия в 1 полугодии 2016 года: три автомагистрали (A355 во Франции, A94 в Германии и D4 / R7 в Словакии) и Система обучения летчиков «Фаза II» в Великобритании. По данным Европейского инвестиционного банка эти проекты составили 45 % от общей европейская рыночная стоимости ГЧП-проектов в 1 полугодии 2016 года.
Обзор рынка ГЧП-проектов по странам:
В девяти странах было завершено по одному ГЧП-проекту в течение первых шести месяцев 2016 года, в 2015 году значение этого показателя было аналогичным.
На первом месте по общему объему инвестиций в проекты государственно-частного партнерства находится Великобритания (3,1 млрд евро), второе место занимает Франции и завершает тройку лидеров — Словакия.
Великобритания также находится на 1 месте по количеству завершенных проектов (20 проектов были завершены в первом полугодии 2016 года). Данное значение выше, чем этот показатель за последние три периода. Второе место по количеству завершенных проектов у Франции (за анализируемый период на территории страны прошли фазу финансового закрытия 8 сделок).
Третья европейская страна по количеству завершенных проектов — Нидерланды (за 1 половину 2016 года было завершено 4 проекта).
Словакия вернулась на рынок ГЧП в первой половине 2016 года (последний проект, реализуемый в Словакии был завершен в 2009 году).
Рис. 2. Распределение стран по стоимости проектов
Рис. 3. Распределение стран по количеству реализуемых ГЧП-проектов
Распределение европейских ГЧП-проектов по секторам экономики:
Как показано на рисунке 4, в течение первого полугодия 2016 года транспортный сектор являлся крупнейшим по общему объему инвестиций в реализуемые проекта государственно-частного партнерства. Семь транспортных проектов прошли фазу финансового закрытия с совокупным объемом инвестиций 2,8 млрд евро (по сравнению с таким же периодом 2015 года произошло увеличение на 147 %).
Рис. 4. Распределение ГЧП-проектов по секторам экономики
В 1 полугодии 2016 года, транспортный сектор восстановил статус крупнейшего сектора в европейском рынке ГЧП с долей рынка 37 %. Средний показатель закрытых проектов — 407 миллионов евро, что значение на 18 % ниже среднего уровня, зарегистрированного за последние десять полных лет (496 млн евро) — рисунок 5.
Рис. 5. ГЧП-проекты в транспортном секторе (в стоимостном выражении)
В целом, семь транспортных проектов завершились в пяти странах (Франция, Германия, Ирландия, Нидерланды и Словакия).
Сектор образования является наиболее активным по количеству реализуемых проектов (как в 1 полугодии 2015 года) и третьим по величине в стоимостном выражении (общему объему инвестиций). 19 проектов прошли стадию завершения (в 1 полугодии 2015 года было завершено лишь 9 проектов) и общий объем инвестиций составлял 1,2 млрд евро (произошло увеличение на 31 % по сравнению с первой половиной 2015 г.).
Отрасль обороны является вторым сектором наиболее по количеству реализуемых проектов (5 проектов в 1 полугодии 2016 года, по сравнению с 6 проектами в 1 полугодии 2015 года).
Литература:
- Европейский инвестиционный банк // http://www.eib.org/. URL: (дата обращения: 01.12.2016).