В данной статье рассматриваются вопросы развития логистики в России, основные направления транспортной политики, рейтинг транспортно-логистических компаний в России, проблемы и пути совершенствования транспортной системы в Красноярском крае.
Ключевые слова: логистика, логистические связи, транспортно-логистические компании, транспортная политика, транспортная система
В Российской Федерации, как и в других развитых странах, транспорт является одной из основных базовых отраслей хозяйства и важнейшей составной частью производственной и социальной инфраструктуры.
Транспортная система объединяет все районы страны, а также связывает страну с мировым сообществом, являясь материальной основой обеспечения внешнеэкономических связей России и ее интеграции в глобальную экономическую систему.
Транспорт играет важную роль в социально-экономическом развитии страны. Транспортная система обеспечивает условия экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения [1].
В настоящее время, логистика в России находится на начальном этапе развития и компаниями осуществляются простые логистические операции: перевозка и экспедирование грузов всеми видами транспорта. Логистика динамично совершенствуется в нашей стране и имеется тенденция развития более сложных комплексных логистических услуг.
По оценке РБК.research, сегодня на российском рынке работает около 3,8 тыс. компаний, предоставляющих транспортно-экспедиторские услуги (компании, зарегистрированные на территории Российской Федерации, включая их филиалы в регионах), в том числе 2,8 тыс. перевозчиков и 1 тыс. экспедиторов (операторы или агенты) [2].
В таблице 1 представлен рейтинг транспортно-логистических компаний России по итогам 2015 года, составленный специалистами медиа-холдинга «Эксперт».
Таблица 1
Рейтинг десяти крупных транспортно-логистических компаний России по итогам 2015 года
Место компании врейтинге |
Компания |
Принадлежность кгруппе |
Специализация |
1 |
ОАО РЖД |
Холдинг РЖД |
Грузоперевозки железнодорожным транспортом |
2 |
Universal Cargo Logistics Holding B. V. |
Комплексные транспортно-логистические услуги |
|
3 |
Globaltrans |
Оператор подвижного состава |
|
4 |
ФГУП «Почта России» |
Доставка почтовых отправлений, комплексные транспортно-логистические услуги |
|
5 |
Группа компаний «Волга-Днепр» |
Чартерные и регулярные грузовые авиаперевозки |
|
6 |
АО «Федеральная грузовая компания» |
Холдинг РЖД |
Оператор подвижного состава |
7 |
ПАО «Трансконтейнер» |
Холдинг РЖД |
Интермодальный контейнерный оператор |
8 |
Транспортная группа FESCO |
Комплексные транспортно-логистические услуги |
|
9 |
ПАО «Совфрахт» |
ГК «Совфрахт — Совмортранс» |
Интермодальный логистический оператор |
10 |
Global Ports |
Стивидорная компания |
* составлено по материалам [3].
По данным таблицы 1 видно, что доминирующую позицию в рейтинге занимает ОАО РЖД, его выручка от транспортно-логистической деятельности — 1215 млрд рублей, 91 % выручки от оказания транспортно-логистических услуг составляют доходы от перевозок грузов и почты, остальные 9 % — предоставление транспортных средств и инфраструктуры в аренду.
Вторую позицию в рейтинге занял UCL-Holding, у которого 88 % выручки от транспортно-логистических услуг формируется за счет грузоперевозок, 7 % — погрузочно-разгрузочная деятельность, 4 % — экспедиторские и логистические услуги.
Третье место принадлежит транспортной компании Globaltrans, 94,8 % выручки от приходится на перевозочную деятельность, 0,5 % — экспедиторские и логистические услуги, 4,7 % — доходы от предоставления транспортных средств в аренду [3].
Российская Федерация располагает всеми современными видами транспорта, размещение и структура ее транспортных коммуникаций в целом отвечают внутренним и внешним транспортно-экономическим связям страны, но нуждаются в существенном совершенствовании.
22 ноября 2008 г. Правительство РФ утвердило разработанную транспортную стратегию Министерством транспорта РФ на период до 2030 года, в которой были определены следующие цели развития транспортной системы:
‒ формирование единого транспортного пространства России на базе сбалансированного развития эффективной транспортной инфраструктуры;
‒ обеспечение доступности, объема и конкурентоспособности транспортных услуг по критериям качества для грузовладельцев на уровне потребностей инновационного развития экономики страны;
‒ обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами;
‒ интеграция в мировое транспортное пространство и реализация транзитного потенциала страны;
‒ повышение уровня безопасности транспортной системы и снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду [1].
Красноярский край является самым крупным субъектом Российской Федерации в составе Сибирского федерального округа (СФО). Он занимает первое место в округе не только по занимаемой площади, но и является крупным транспортно-распределительным и транзитным узлом округа.
Важную роль в функционировании транспортного комплекса Красноярского края играет его особое расположение на пересечении автомобильных, железнодорожных, и воздушных магистралей.
Транспортная система края представлена следующими видами транспорта:
‒ железнодорожный;
‒ автомобильный;
‒ внутренний водный;
‒ воздушный;
‒ трубопроводный.
Сейчас, на логистическом рынке Красноярского края работают около 350 компаний, которые в основном занимаются грузоперевозками. Значительная часть из них ⎼ мелкие и средние организации, имеющие 1–3 офиса в регионе и не располагающие собственными производственными мощностями, инфраструктурой и подвижным составом. В большей степени, они выступают посредниками услуг.
По оценкам экспертов, логистические услуги в Красноярском крае развиваются стремительными темпами, этому способствует рост экономики и инвестиционная привлекательность региона [4].
В последние годы, большое внимание уделяется транспортной политике Красноярского края:
‒ выполнена реконструкция взлетно-посадочных полос аэропорта «Емельяново», а также завершается строительство международного терминала;
‒ продолжается строительство и реконструкция автомобильных дорог федерального значения: М-53 «Сибирь» (Новосибирск — Красноярск — Иркутск) и М-54 «Енисей» (Красноярск — Абакан — Кызыл);
‒ создаются на базе речных портов Красноярского края мультимодальные терминальные комплексы многоцелевого назначения [1].
Красноярский край, так и Россия в целом, сталкивается с огромной проблемой –большим износом транспортных средств, несмотря на положительную тенденцию развития транспортной инфраструктуры.
В автотранспортных предприятиях и организациях Красноярского края преобладает морально и физически устаревшая техника, работающая в большинстве случаев за пределами нормативного срока службы (более 50 % автопарка).
На водном транспорте наблюдается такая же проблема, эксплуатируемые суда на линии «Красноярск — Дудинка» были построены в период с 1953–58гг., механизмы давно выработали свой ресурс, уровень комфортности не соответствует современным требованиям, обеспечение безопасности перевозки пассажиров становится более затратным.
Одним из важнейших факторов, влияющих на эффективность и доступность внутрирегиональных и местных перевозок, является используемый парк воздушных судов, который на сегодняшний день устарел, и возможность его быстрого обновления отсутствует [5].
Совершенствование транспортной системы Красноярского края необходимое условие для развития логистики не только в регионе, но и во всей стране. Остаётся надеяться, что разработанная, Министерством транспорта РФ, транспортная стратегия на период до 2030 года, будет успешно завершена и транспортно-логистические компании, в скором времени, смогут осуществлять более сложные комплексные логистические услуги, которые помогут вывести логистику Российской Федерации на новый уровень.
Литература:
1. Распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. № 1734-р «Об утверждении транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года»: [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «Гарант».
2. РБК Магазин исследований: официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://marketing.rbc.ru/
3. Журнал «Эксперт»: официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://expert.ru/
4. Деловой портал г. Красноярска «Деловой квартал»: официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.dk.ru/
5. Постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 510-п (ред. от 15.11.2016) «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие транспортной системы»: [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».